Найти в Дзене

СПЕКТАКЛЬ МЕЧТЫ

Следующее, что я сделаю (если успею) – поставлю спектакль кукольному театру. Причины считать, что получится хорошо (причем, коммерчески хорошо) есть – ставил полнометражный спектакль на два отделения, полностью клоунский, полностью разговорный, актерам ТЮЗа («Проделки Рыжего клоуна») еще в 90-е. Целиком по собственному сценарию, но на верной базе - логичной связи старинных классических антре. За три года выдержал более 250 показов. Для подобных нагрузочных спектаклей это крайне много. Спектакли прошли при полном наполнении залов в счет «устной рекламы». Такой подход считаю лучшим. Сложность – в отличие от гэговых клоунских спектаклей, представляющих из себя отчасти дивертисментный набор, разговорные цельны - играть их много-много сложнее. Они предельно выматывают актеров-разговорников. Концентрация текстового гэга в буффонадных антре неимоверна! Каждая фраза построена так, чтобы вызывать смех. Требует предельной точности, но и ломки естественного ритма (вопрос-ответ), ввиду того, что э
"Рыжий клоун" постановка образа, подбор грима и фото автора
"Рыжий клоун" постановка образа, подбор грима и фото автора

Следующее, что я сделаю (если успею) – поставлю спектакль кукольному театру. Причины считать, что получится хорошо (причем, коммерчески хорошо) есть – ставил полнометражный спектакль на два отделения, полностью клоунский, полностью разговорный, актерам ТЮЗа («Проделки Рыжего клоуна») еще в 90-е. Целиком по собственному сценарию, но на верной базе - логичной связи старинных классических антре. За три года выдержал более 250 показов. Для подобных нагрузочных спектаклей это крайне много. Спектакли прошли при полном наполнении залов в счет «устной рекламы». Такой подход считаю лучшим. Сложность – в отличие от гэговых клоунских спектаклей, представляющих из себя отчасти дивертисментный набор, разговорные цельны - играть их много-много сложнее. Они предельно выматывают актеров-разговорников. Концентрация текстового гэга в буффонадных антре неимоверна! Каждая фраза построена так, чтобы вызывать смех. Требует предельной точности, но и ломки естественного ритма (вопрос-ответ), ввиду того, что этот смех приходится пережидать, сохраняя в себе веру в происходящее. Схоже с работой Михаила Задорнова, но тот выдавал наборы гэгов (реплики) вне связи между собой, здесь же был сюжет, основанный на образах клоунов, конфликтах клоунов, сосуществовании клоунов, и нельзя соскочить…

Парадокс, но такие спектакли было бы легче играть, если бы зритель не смеялся. Прерываться по ходу фразы? Держа себя в образе и помня предыдущее и будущее? И ведь есть такие, где в одной смысловой фразе требуется три, а то и четыре раза (!) сменить отношение за время ее произнесения (переходом с удивления на восторг, затем торжественность и внезапный страх). Колоссальное напряжение! Я так и не смог поставить эту вещь профессиональным цирковым клоунам даже в отрывке, лишь театралам.

Но и тот максимум, который они выдерживали - это 3-4 спектакля в неделю. Приходилось отменять спектакли и по «осипшим причинам» - даже театральные актеры способны надсадить голос. (В цирках – если клоун не вышел на манеж, значит – он умер. Другой уважительной причины нет.)

Есть еще кое-что… Сегодня постановка спектакля кем-либо, кроме меня, обречена. Он или не пройдет, либо будет проходить в несколько раз хуже, чем должен. Речь о нюансах. Никто сегодня уже не знаком с нюансами, заложенными в текст, поскольку не видел, не ставил, не играл, не общался со старыми мастерами, которые видели еще более старых мастеров и указывали на находки, а что не менее важно, способны были указать ошибки по горячим следам после исполнения. В свое время, мне крайне повезло с таким мастером показа (и рассказа), как Анатолий Васильевич Смыков – еще одним хорошим, но не известным клоуном, ушедшем из профессии, поскольку не видел перспектив, в 49 – демонстративно, за один год до пенсии. Главк этого словно не заметил.

Спектакль для кукольного театра на том же материале, что был для ТЮЗа, представляется мне легким для исполнения. Часть его даже можно записать на фонограмму, а самими актерами в свой голос (без фанеры) будут разыгрываться лишь те сцены, где они подменяют своих кукол, выходя в том же облике (полное соответствие костюма и образа марионетки) на сцену перед марионетками, пообщаться с партнером, являющимся на тот момент «куклой на руке», что через какой-то момент непрерывным движением «марионетки» выйдет «живым клоуном» на сцену. Так же и обратное. Простое, но эффективное решение. Что еще приятно, такими спектаклями можно охватить зрителя возраста от 3-х лет. Спектаклей с «крупными актерами», даже полностью детской направленности, они пугаются, как способны испугаться и любого клоуна, когда его видят в первый раз. Если же спектакль начинается с кукол, а первые подмены их на актеров кратки, детей и даже самых пугливых, можно приучить к клоуну «классического буффонадного образа». А с этим сделать его и верным цирку на будущее.