Найти в Дзене
Маруся и её сад

Как Маруся запендулила рябину

Было это в августе 22 года, как сейчас помню. Уникальные три дня, которые ни до, ни после не повторились. Старший ребенок был на соревнованиях, средний поехал в гости к бабушке, а младший ещё не родился. Три дня я жила в деревне одна! Мыслимо ли это? И насколько сильны были впечатления тех дней, если я помню это до сих пор. Именно те три дня можно считать точкой отсчета моего страстного увлечения садоводством. Тем летом я открыла для себя садовые форумы, книги Александра Сапелина, блог Марины Крячко с ее философией и своеобразным взглядом на дизайн, и так совпало, что когда я осталась одна, все во мне бурлило, творческий бульон булькал, покрывался пенками идей и желаний, глаза и руки готовы были свернуть горы, а небо серело и сбрызгивало августовский сад теплым ситничком - всё одно к одному, чтобы только родился садовод. Я вставала на рассвете, ложилась, когда уже не могла шевелиться, возилась в темноте с налобным фонарем, пила кефир и ела помидоры с хлебом, чтобы только не отвлекать

Было это в августе 22 года, как сейчас помню. Уникальные три дня, которые ни до, ни после не повторились. Старший ребенок был на соревнованиях, средний поехал в гости к бабушке, а младший ещё не родился. Три дня я жила в деревне одна! Мыслимо ли это? И насколько сильны были впечатления тех дней, если я помню это до сих пор.

Именно те три дня можно считать точкой отсчета моего страстного увлечения садоводством. Тем летом я открыла для себя садовые форумы, книги Александра Сапелина, блог Марины Крячко с ее философией и своеобразным взглядом на дизайн, и так совпало, что когда я осталась одна, все во мне бурлило, творческий бульон булькал, покрывался пенками идей и желаний, глаза и руки готовы были свернуть горы, а небо серело и сбрызгивало августовский сад теплым ситничком - всё одно к одному, чтобы только родился садовод.

Я вставала на рассвете, ложилась, когда уже не могла шевелиться, возилась в темноте с налобным фонарем, пила кефир и ела помидоры с хлебом, чтобы только не отвлекаться. И пересаживала, таскала, возила, копала, в общем, все переделывала, что до этого по невежеству натыкала абы как.

Именно тогда я столкнулась с пониманием, что в моем саду мало растений, критически мало, и чтобы как-то восполнить пробел, отправилась через лесок, которым заканчивается холм в моем саду, через большую поляну в старинный княжеский парк за домом.

Когда-то там была усадьба, наверняка, были аллеи, клумбы, цветы. Ничего не напоминает о тех временах. Остатки дома подчистую разобрали ещё в девяностые, а парк давно превратился в лес. Только старые липы в несколько обхватов и гигантские скрюченные лиственницы говорят о возрасте и старине места.

Я выкопала тогда там две рябинки, сами прутики, а комы большие, чтоб точно прижились. Поставила их в ашановскую сумку и волоком потащила обратно: через земляничную поляну, через заросли крапивы, через лесок (который и вовсе называется теперь Секретный сад), по своей лужайке до места назначения. А когда притащила, поняла, что сумка безнадежно порвалась и часть земли из нее просыпалась по дороге.

А следующей весной в моем саду зацвели хохлатки! Фиолетовые цветы вились дорожкой аккурат от молоденькой рябинки в лесок, будто Весна прошлась, и под подошвами ее ступней распускались цветы.

Хохлатка и плоды розы
Хохлатка и плоды розы

Обе эти рябинки до сих пор растут в моем саду. А одну из них я решила - страшно сказать! - запендулить!

Sorbus Pendula - это повислая форма рябины обыкновенной, что значит, что ее ветви растут вниз, образуя подобие изогнутых плетей, хищнически вскинутых рук или готовых отыграть на рояле профессионально поставленных кистей. Такая форма встречается у многих видов деревьев, у кого-то выглядит экзотично (как у рябины, яблони, шелковицы или елей), а у кого-то довольно привычно (как у березы повислой).

Взрослая рябина Pendula выглядит, не побоюсь этого слова, сногсшибательно, и мне очень хотелось иметь такую в саду. Что ж, я решила последовать примеру Магомета и самой, вооружившись нехитрыми инструментами, приблизиться к своей горе, вернее, к мечте.

2024 год
2024 год

Молодые побеги рябины тонкие, гибкие, легко принимают заданную форму. Поэтому перво-наперво я просто согнула макушку и зафиксировала ее, привязав к колышку, торчащему в земле. Все более или менее крупные ветки я направила вниз, привязывая каждую к стволу. Вязала не туго, оставляя вокруг веток петлю, чтобы не перетянуть ткани, главным было задать направление.

2025 год
2025 год

К концу лета ветки уже одревеснели, подвязки можно было снять, но я решила оставить их и в зиму.

А весной настала пора формировать второй ярус, немного убрав лишнее обрезкой: ветки были пушистыми, а мне хотелось видеть их более обнаженными что ли, как шеи ощипанных гусей, как причудливые корни заморских растений или как кривые побеги старого дерева, выросшего в расщелинах утеса - вот такая градация сравнений.

-4

Второй ярус я подвязывала чуть выше, чтобы рябина нарастала ввысь и вширь. Прошлогодние побеги уже держали форму совершенно самостоятельно.

Думаю, через пару лет эта тоненькая замухрышка уже будет на что-то похожа. Побеги прошлых лет наберут силу, окрепнут и заматереют, новые ветви создадут интересный каркас. Подвязки можно сделать частью композиции, в конце концов, неплохо смотрятся ниваки в процессе формирования, чем моя рябинка хуже? К тому же необходимость в них есть только в первой половине лета.

А еще такая рябина растет гораздо медленее. Ее товарка, та самая, что рассеивала вместе с Весной хохлатки по моему саду, вымахала уже выше меня ростом и выглядит не в пример дороднее. Пожалуй, это работает еще и как метод сдерживания роста.

-5

Я не знаю, каков получится результат и будет он хотя бы приблизительно похож на повислые от природы формы рябины, в конце концов, всегда можно оправдаться тем, что это мой первый опыт. Но я точно знаю, что это гораздо интереснее, чем просто купить и посадить, потому что одно из самых любимых моих дел в саду - стричь и формировать. Так что процесс, как всегда, у садовода есть только процесс.

Ваша Маруся