Владислав Аксёнов – художник, чьи работы балансируют на грани провокации и социальной рефлексии, впервые решился представить своё творчество на международной арене, выбрав для этого Word Art Dubai. Что из этого вышло? Каковы его впечатления от ярмарки, организации и публики? И почему, несмотря на сложности и разочарования, этот опыт стал для него бесценным? Об этом и многом другом – в нашем откровенном интервью.
Начнем с вопросов, которые максимально раскрывают нашу тему.
1. World Art Dubai – ваша первая международная ярмарка? Какие у вас были ожидания перед поездкой и насколько они совпали с реальностью?
Word Art Dubai стала для меня первой международной ярмаркой.
Приглашение от московского фонда ……… вызвало во мне два противоречивых чувства: восторг и страх. С одной стороны, я горел желанием поехать, а с другой – ощущал страх, что не справлюсь с организацией, что предстоит слишком много сделать и узнать. В голове возникла куча вопросов: как перевозить работы через границу, как их упаковывать, какие документы нужны, сколько это будет стоить и так далее. К моему удивлению, приглашающая сторона тоже не владела этой информацией, поэтому все вопросы пришлось решать самостоятельно. К счастью, у меня есть команда, которая всегда готова прийти на помощь.
На тот момент мои ожидания были огромны. Я воспринимал это как новый уровень, как ценный опыт. Это была возможность заявить о себе, показать свои работы миру, а также, конечно, рассчитывал на продажи.
2. Что было самым неожиданным или запоминающимся в процессе подготовки к ярмарке, логистике и общении с организаторами?
Подготовка к международной выставке, особенно первой, отнимает очень много времени и сил. Уверен, в следующий раз многие процессы мы оптимизируем, а от чего-то и вовсе откажемся. Первым делом встал вопрос о том, какие работы повезти. Необходимо было заранее получить справки из Минкультуры, подтверждающие, что мои произведения не являются культурным наследием России. Кроме того, требовалась оценка работ. Затем возникла проблема с доставкой.
Мы решили воспользоваться услугами карго, и это оказалось настоящей жестью. Нужно было продумать упаковку, взвесить и измерить все работы, чтобы отправить запрос на расчет стоимости. Транспортная компания должна была забрать работы у нас, доставить в аэропорт, провести таможенное оформление, погрузить на борт и доставить в Дубай. Там их нужно было растаможить и в определенный день доставить на выставку. А после окончания ярмарки – забрать и вернуть обратно в Россию. Мы запросили расчет стоимости у нескольких транспортных компаний, включая Пулково. Разброс цен оказался колоссальным – от 300 тысяч до 1,5 миллионов рублей!!! В этот момент мы начали пересчитывать все расходы: билеты (около 100 тысяч рублей из Москвы), аренда стенда (360 тысяч рублей за 9 квадратных метров), проживание и питание, которые в Дубае обходятся очень дорого.
В итоге получилась просто космическая сумма. Даже если бы я продал все работы, в лучшем случае я бы вышел в ноль. Но желание поехать было огромным, тем более что запись об участии в Art Dubai отлично смотрелась бы в моём резюме. Поэтому мы начали изучать другие способы доставки работ.
3. Как вы оцениваете общий уровень организации ярмарки?
Не могу в полной мере оценить уровень организации ярмарки, поскольку не общался напрямую с организаторами и не знаю, как все устроено изнутри. Могу рассказать только о том, что увидел своими глазами. Word Art Dubai – достаточно крупное мероприятие, судя по площади и количеству участников. Однако сложилось впечатление, что организаторы брали всех подряд, лишь бы заполнить залы и собрать деньги. Местом проведения был крупный экспоцентр, но в дни проведения ярмарки он пустовал, за исключением наших залов. Посетителей было очень мало. Кроме того, даты проведения совпали с Art Dubai, и, конечно, все устремились на площадку номер один в сфере современного искусства в Дубае. Возможно, ярмарка недостаточно освещалась, возможно, ее пока не воспринимают всерьез, а, может, многие, посетив Art Dubai, просто не стали ехать на Word Art Dubai. В общем, людей было крайне мало. Создалось впечатление, что посетители пришли не на ярмарку, а на выставку – просто поглазеть. Если сравнивать Word Art Dubai с Art Dubai, то на последней все иначе. Art Dubai занимает меньшую площадь, но уровень искусства, посетителей и организации там гораздо выше.
4. Осталась ли какая нить негативная реакция после выставки.
Да, к сожалению, организация и поведение пригласившей нас стороны оставили желать лучшего. Во-первых, мы не сразу поняли, что едем не на Art Dubai. Во-вторых, никто из организаторов не владел информацией о доставке работ. Сначала нам обещали, что привезут много русских художников и будет множество стендов. Я выбрал стенд площадью 9 квадратных метров и оплатил его. Через некоторое время мне сообщили, что девятиметровых стендов нет, есть только 12-метровые. Я ответил, что мне не нужен такой большой стенд, на что мне предложили разделить стенд с другим художником, который займет одну из стен. Я согласился, заранее оговорив использование внутреннего пространства стенда, так как оплатил 9 квадратных метров.
Дальше – больше. Мне заявили, что на девять квадратных метров полагается всего один бейдж! Как так? Я знаю, что на стенд такого размера обычно дают три бейджа, к тому же у меня очень тяжелые работы, и одному смонтировать их просто нереально. Мы приехали втроем специально для монтажа. И вот в день монтажа мне сообщают, что на выставку пускают только в сигнальных жилетах. Здорово! У меня через полчаса должна была приехать машина для погрузки, я сам находился в центре Дубая, и где мне взять эти жилеты? Я в России-то не знаю, где их купить! И что я слышу в ответ по телефону: “Ну, купите где-нибудь и нам тоже купите”. Что?! В итоге мы решили и этот вопрос. С бейджами вроде тоже разобрались.
Далее мы приехали на монтаж. Мне сказали, что у меня очень хороший стенд, и что я увидел! Стенд оказался не только не угловым, но даже не вторым от угла. Он находился в “слепой зоне”. Единственная стена моего стенда, которая была видна с центральной аллеи, организаторы сказали, что забирают себе. То есть, из моих оплаченных 12 метров (за 9) я получил худшие стены. Но это еще не все. Оказалось, что у наших организаторов всего один стенд – тот самый, где у меня 9 метров, и мне полагался лишь один бейдж, потому что их самих было шесть человек, и им самим нужны были бейджи. Стол, который полагался мне на моих 9 метрах, был завален каталогами, визитками и прочими чужими вещами. Восемь человек толпились на нашем “общем” стенде.
Был еще один момент. Word Art Dubai организовывал вечеринку для участников по пригласительным билетам. И что вы думаете? Мне на мой стенд пригласительные не дали. Нет, конечно, ведь моим “организаторам” они нужнее, как было сказано. В результате они тоже не пошли, и билеты пропали. В общем, было еще много неприятных моментов. Но зато теперь я точно понимаю, что сам смогу организовать себе участие в международных ярмарках.
5. Какая тенденция сейчас на арт-рынке: художники по большей части выступают самостоятельно или через галереи?
Сейчас действительно наблюдается тренд на независимых художников, которые сами занимаются своим продвижением. Другой вопрос – почему возникла такая тенденция. Ведь не секрет, что современное искусство с каждым годом привлекает к себе все больше внимания. Сфера современного искусства растет, развивается, появляются новые направления. То, что раньше не считалось современным искусством, теперь претендует на это звание: текстиль, керамика и другие виды декоративно-прикладного искусства. Все творческие люди ринулись создавать что-то новое. Мало того, что вузы выпускают огромное количество художников, в современное искусство пришли люди из смежных творческих профессий. И вот вся эта масса людей создает невероятное количество творческого продукта, и все претендуют на звание “современного художника”. Но российский рынок не настолько велик. Галереи просто не в состоянии взять и продвигать всех художников. Вот и приходится самим художникам заниматься своим продвижением. Отсюда и тренд на независимых художников. В последнее время появляется все больше ярмарок, ориентированных именно на таких художников.
7. Какова была реакция посетителей и критиков на ваше искусство? Были ли какие-то особенно интересные отзывы или интерпретации ваших работ?
Да, вы знаете, несмотря на то, что мои работы находились в “слепой зоне”, отклик от посетителей был очень активным, особенно по сравнению с другими художниками. Все, кто проходил мимо, останавливались, общались, фотографировались, были в восторге.
8. Удалось ли вам установить контакты с галереями, коллекционерами или другими художниками из других стран? Планируете ли вы дальнейшее сотрудничество?
Знаете, “контакты” – это громко сказано. Одну работу я все же оставил на “рассмотрение” в дубайской галерее… Может быть, конечно, я ее больше и не увижу. Планы о “дальнейшем сотрудничестве”? Ну, разве что в фантазиях… Я теперь убежден, что для серьезного международного продвижения нужно крепкое плечо авторитетной галереи, а не самодеятельность.
9. Как вы считаете, какие темы и направления в современном искусстве наиболее востребованы на международной арене на данный момент?
Живопись. Была и остается основным направлением в искусстве. Живопись покупают больше чем другие медиа.
10. А почему тогда Вы не рисуете?
Во-первых, живописью занимается, наверное, 90% художников, и мне не очень хочется там толкаться. Мне больше нравится создавать объемные работы. Во-вторых, у меня в очереди около десяти проектов, и мне сейчас не до живописи. Хотя я, конечно, об этом подумываю.
11. А может быть Вы не рисуете потому что нет художественного образования.?
Боже мой, и вы туда же… У меня есть работа под названием “Снобам посвящается”, на которой написано: “Чтобы приклеить банан к стене, насрать в банки и купить писсуар, художественного образования не нужно”. У меня был случай на одной из выставок в Гостином дворе – стою я около своего стенда, общаюсь с известным куратором по поводу участия в его проекте. Подходит другой известный художник (знакомый куратора), и они начинают общаться. В процессе разговора куратор показывает на мои работы и спрашивает: “Как тебе?”. Художник посмотрел, одобрительно покачал головой, сказал: “Хорошо”. И, повернувшись ко мне, спросил: “Штиглица?”. Я ответил: “У меня нет художественного образования”. Вы бы видели его лицо! Он весь сжался, скукожился, с нотками пренебрежения и отвращения, и поспешил удалиться. Мы с куратором посмеялись над этой ситуацией, а затем я создал работу “Снобам посвящается”.
Так вот, чтобы заниматься живописью, не нужно академическое образование. Живопись уже давно вышла за пределы фотографичности. В живописи сейчас очень много экспериментов, которые игнорируют правила композиции, перспективы и прочее. Вы же знаете, что в истории искусства было множество известных художников без образования. Да и в наше время много художников либо без образования, либо из смежных творческих профессий. И зачастую художественное образование мешает художнику…
12. Какие возможности, на ваш взгляд, открывает участие в международных ярмарках для российских художников? Стоит ли это вложенных усилий и ресурсов?
На сегодняшний день, к сожалению, нет. Только когда тебя представляет известная галерея, которую все знают, и которая берет на себя ответственность за экспертность художника, это работает. Самостоятельное участие художника воспринимают как представление интерьерного искусства и продают за бесценок, что даже не окупается. Исключение – если ты уже известный художник с подтвержденной экспертизой.
13. Что, по вашему мнению, нужно учитывать российскому художнику, который планирует впервые участвовать в международной ярмарке? Какие советы вы могли бы дать?
Нужно снять розовые очки. Если едешь на выставку, скорее всего, ничего не купят. Можно посмотреть страну, город, выставку, познакомиться с местным искусством и галереями, но рассчитывать на продажи не стоит – это может привести к разочарованию. Я считаю, что в большинстве случаев это не приносит того результата, на который рассчитываешь. Лучше двигаться в своей стране и развивать арт здесь.
14. Изменился ли ваш взгляд на собственное творчество и его место в мировом контексте после участия в World Art Dubai?
Нет.