Найти в Дзене
Павел Мессир

История написания романа «Граф Монте-Кристо»

Знаменитый писатель Александр Дюма (отец, который) написал за свою жизнь множество хороших и отличных романов, пьес, повестей и рассказов, будь то «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Чёрный тюльпан», «Робин Гуд — король разбойников» так и множество других, однако главными его произведениями считаются «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо». Именно они принесли автору бессмертную славу и навеки внесены в золотой фонд мировой литературы. И если о мушкетёрах мы поговорим когда-нибудь в другой раз, то сегодня мы затронем историю несчастного Эдмона Дантеса.

Александр Дюма (Отец)
Александр Дюма (Отец)

История невинно оболганного человека, ни за что пострадавшего и решившего отомстить своим обидчикам, не могла не заинтересовать читателей. Роман вышел в свет 28 августа 1844 года и имеет весьма занятную историю создания. Чем вдохновлялся Дюма? Какие события, происшествия навлекли его на мысль о подобном произведении? Роман был задуман Александром Дюма в начале 1840-х годов. Название, а также титул главного героя романа, как ни странно, негаданно, внезапно, прошли от острова Монтекристо, что находится к западу от Апеннинского полуострова в Средиземном море. Именно к нему в 1842 году Александр Дюма совершил поездку, сопровождая племянника Наполеона Бонапарта, сына его брата Жерома, по совместительству кузена будущего императора Наполеона III. Жером Бонапарт мечтал, чтобы его сын посетил места, связанные с его великим дядей. Остров Монтекристо не Корсика, и уж никак не остров Эльбы или святой Елены, но был предложен гостям в качестве места для охоты. Однако, не то по причине карантина, не то по нежеланию, не то по иным причинам, но на остров Дюма с Наполеоном не высадились. Однако это не мешало поразиться красотой острова, а главное, с интересом услышать легенду о зарытых на нём несметных сокровищах. Идея поиска этих мифических богатств просто не могла не вылиться в сюжет нового романа! Но одних сокровищ на отдалённом острове недостаточно! Нужна крепкая история. И вот Дюма обнаружил её в довольно интересном месте.

Шарль Луи Наполеон III, племянник Наполеона I и кузен Наполеона, которого сопровождал Дюма.
Шарль Луи Наполеон III, племянник Наполеона I и кузен Наполеона, которого сопровождал Дюма.

После выхода в свет своего бессмертного творения, Дюма выпустил очерк под названием «Акт гражданского состояния графа Монте-Кристо». Если так вам будет угодно, это история написания романа. И из неё следует, что издатели Бетюн и Плон в 1843 году заказали писателю путевые заметки о Париже, но не простые, а с неким элементом тайны, рассказанные в стиле городских легенд и страшилок, в духе «Парижских тайн» Эжена Сю, крайне популярных в то время во Франции. В поисках таких легенд и страшилок Дюма обратился к полицейским архивам, среди много прочего, на глаза писателю попали некие «Извлечения из архивов полиции» за авторством Жака Пеше, полицейского архивариуса из Парижа. В одном из томов был опубликован рассказ под названием «Алмаз и мщение», откуда Дюма позаимствовал главную сюжетную основу будущего романа, объясняющую, зачем главному герою ехать в тот самый таинственный Париж.

Эжен Сю
Эжен Сю

В основу сюжета «Графа Монте-Кристо» легла история жизни французского сапожника Франсуа Пико, главного героя «Алмаза и мщения». Франсуа собирался жениться на девушке дворянского происхождения по имени Маргарита Вигору. В 1807 году трое ревнивых друзей — Лупиан, Солари и Шобар написали донос на Пико, обвиняя сапожника в том, что он английский шпион. Бонапартистский суд был скор на расправу, благо отношения с Англией были преотвратными, и несчастный Франсуа был заключён в тюрьму крепости Феннестрель, где провёл около семи лет. Семь лет за ложный донос — срок немалый, а главное, до ужаса несправедливый, но, к счастью, в своём заключении Франсуа Пико не был одинок. В тюрьме он познакомился с неким прелатом из Милана, осуждённым также по ложному обвинению, правда, по словам самого прелата. Сокамерники сдружились, однако судьба-злодейка вскоре разлучила их — прелат умер, перед смертью сделав Пико своим наследником. Он не просто завещал бедному бывшему сапожнику своё итальянское имение вкупе с солидной денежной суммой, но также поведал Пико о тайнике, в котором хранилось золото и драгоценные камни. Не знакомый сюжет? Нет?

После отречения Наполеона от власти 1814-ом году Франсуа Получил долгожданную свободу, а также мотив выяснить, по какой такой причине он незаслуженно страдал все эти семь лет. После оформления наследства прелата в Амстердаме и осторожной жизни во время «100 дней» Франсуа обнаружил Антуана Аллю, своего старого друга, у которого под личиной аббата Бальдини выпытал всю подноготную своих заключений. Узнав мотивы, а главное имена заговорщиков и лжесвидетелей, он принялся за осуществление своей мести. Снова сменив личину, Пико взял имя Просперо и устроился на работу официанта в ресторане. Зачем богачу честная работа в ресторане? Всё дело в том, что владельцем этого заведения был один из обидчиков — Луппиан. Он не просто подбил остальных на преступление и донос, но и женился впоследствии на невесте Пико — Маргарите. С дружками-заговорщиками он частенько собирался в этом местечке. А раз вся честная компания по-прежнему в деле, то у мстителя не было причин прощать их.

Париж XIX века
Париж XIX века

Поэтому в один прекрасный день Шобара обнаружили заколотым. На рукоятке кинжала, орудия убийства по совместительству, была вырезана надпись «Номер первый». Вскоре на тот свет отправился и Солари, погубленный неизвестным отравителем. А на его гроб была прикреплена записка – «Номер второй». Настала очередь и зачинщика доноса. И в отличие от остальных дружков, месть Луппиану была вовсе не так проста. Пико поразил его в самое сердце. Сделав его дочь своей любовницей, он подстроил так, что она стала жертвой изнасилования некоего маркиза, который согласился даже жениться на девушке, да вот беда, оказалось, что он никакой не маркиз, а беглый каторжник. Сын Луппиана был втянут стараниями Пико в криминальную историю, по ходу которой был арестован и посажен в тюрьму на 20 лет. Супруга Луппиана и бывшая невеста Франсуа, Маргарита, умерла, не выдержав свалившихся на неё бед и несчастий. В довершении своей мести Пико сжег ресторан, принадлежавший Луппиану. И только разрушив всю жизнь своего главного обидчика, Франсуа Пико наконец прикончил и его. «Номер третий». История мести оказалась бы идеальна в своей жестокости и непоколебимости, а главное, в завершенности, но тут случилось так, что один из главных злодеев этой истории был также наказан. На него произошло нападение некоего незнакомца, оказавшимся Антуаном Аллю, человеком, у кого Франсуа ранее допытал истинную причину своей посадки в тюрьму. Он также посещал ресторан Луппиана и догадался, что аббат Бальдини и официант Просперо — одно лицо. Аллю пытками и побоями пытался узнать у Пико правду о его богатствах, а главное, их нынешнее местонахождение, но Пико ничего не сказал своему бывшему другу. Тогда Аллю просто-напросто убил своего пленника и затем сбежал в Англию.

В 1828 году Антуан Аллю перед смертью исповедовался и рассказал священнику эту историю. Тот записал её, заверил подписью умиравшего Аллю и отправил во Францию. И вот, спустя более десяти лет документ оказался в руках Дюма, разыскивающего интересные тайны и легенды Парижа для своих издателей. Прочитав его, Александр Дюма поделился идеей написания нового романа со своим постоянным соавтором Огюстом Маке. Однако тот справедливо отметил, что одной истории мести мало, необходима история самого главного героя. Так история Пико, путешествие к острову Монтекристо и байки о хранящихся там сокровищах вкупе с недюжими талантами самого Дюма и его соавтора мы можем прочитать это великое произведение под названием «Граф Монтекристо» в том виде, в котором оно нам представлено.

Огюст Маке
Огюст Маке

Справедливо будет заметить и спросить, а сколько правдивого в этой истории Франсуа Пико? Не является ли она сама плодом чего-то воображения? И если да, то кого? Дюма ли, Жака Пеше или самого Антуана Аллю, если такой человек вообще существовал? У меня нет прямого ответа, однако, возможно, он есть у исследователей.

Знаменитый французский библиограф и литературовед Жозеф Мари Керар, живший в XIX веке, подтверждал, что Жак Пеше действительно являлся архивариусом, однако книга издана уже после его смерти, и в ней содержится скорее пересказ французского католического священника в Англии, исповедовавшего последнего того самого Антуана Аллю. Также можно встретить версию, что сам архивариус Жак Пеше к этому тексту не имеет вообще никакого отношения. Текст же принадлежит перу писателю-романисту Ламот-Лангону, который любил писать от чьего-нибудь имени. В общем, чёрт ногу сломит. Не помогли исследователи разобраться, однако чьему бы авторству не принадлежал рассказ «Алмаз и мщение», на литературную ценность «Графа Монте-Кристо» это никоим образом не влияет.