Найти в Дзене
Колеса Истории

Гоночный шедевр социализма: история Škoda 200 RS

В истории чешского автопрома Škoda 200 RS занимает особое место как один из самых впечатляющих гоночных проектов компании. На первый взгляд этот автомобиль очень похож на свою предшественницу — Škoda 100 R, однако имеет существенные отличия: он ниже, шире, а его технические характеристики значительно превосходят базовую модель. История создания этой легендарной машины началась с прототипа ŠKODA 110 R Coupé, который оснащался алюминиевым двигателем Š 720 с верхним расположением клапанов. Этот двигатель был разработан в конце 1960-х годов для предполагаемого одноимённого седана. Важную роль также сыграл опыт создания гоночных автомобилей ŠKODA 120 S Rallye. Первые тестовые образцы появились в начале 1970-х годов с пятиступенчатой коробкой передач от Tatra 603-2. Разработка машины началась во второй половине 1973 года под внутренним обозначением Š 734. Инженеры использовали компьютер IBM для расчёта устойчивости и кинематики осей нового поколения спортивного купе. За основу было взято к

В истории чешского автопрома Škoda 200 RS занимает особое место как один из самых впечатляющих гоночных проектов компании. На первый взгляд этот автомобиль очень похож на свою предшественницу — Škoda 100 R, однако имеет существенные отличия: он ниже, шире, а его технические характеристики значительно превосходят базовую модель.

История создания этой легендарной машины началась с прототипа ŠKODA 110 R Coupé, который оснащался алюминиевым двигателем Š 720 с верхним расположением клапанов. Этот двигатель был разработан в конце 1960-х годов для предполагаемого одноимённого седана. Важную роль также сыграл опыт создания гоночных автомобилей ŠKODA 120 S Rallye. Первые тестовые образцы появились в начале 1970-х годов с пятиступенчатой коробкой передач от Tatra 603-2.

Skoda 200 RS
Skoda 200 RS

Разработка машины началась во второй половине 1973 года под внутренним обозначением Š 734. Инженеры использовали компьютер IBM для расчёта устойчивости и кинематики осей нового поколения спортивного купе. За основу было взято купе Š 110 R, которому добавили каркас безопасности, занизили крышу и подняли боковые стенки. Для снижения веса крышу, капот и внешние обшивки дверей сделали из алюминия, остальные панели — из стали, а крышку двигателя — из стекловолокна. Лобовое стекло было традиционным, а боковые и задние окна выполнили из лёгкого оргстекла.

купе Š 110 R
купе Š 110 R
купе Š 110 R
купе Š 110 R

Особого внимания заслуживает техническая начинка Škoda 200 RS. В 1974 году, когда эта модель была представлена европейским любителям ралли, она существенно отличалась от других гоночных моделей Škoda и Metalex. Главным отличием стал двигатель объёмом 2,0 литра мощностью 165 лошадиных сил — невиданная роскошь для Восточной Европы, где нормой считался объём до 1,6 литра. Более того, автомобиль с двигателем объёмом 1,8 литра мог легко побеждать в соревнованиях при грамотном управлении.

Автомобиль оснащался уникальной коробкой передач от Porsche — полностью модифицированной гоночной трансмиссией Type 915.003.133 с однодисковым пружинным сцеплением Fichtel & Sachs. Благодаря этому Škoda 200 RS развивала скорость более 210 километров в час, а при установке другой коробки передач могла разгоняться ещё быстрее. Подвеска была полностью переработана: спереди использовалась ось от ŠKODA 110 с удлинёнными и усиленными рычагами для увеличения колеи, сзади — А-образные рычаги с возможностью регулировки схождения и развала.

Тормозная система была разработана при участии британской компании Girling, которая предоставила передние тормозные диски, суппорты и сдвоенные главные вакуумные цилиндры. Изначально на задней оси использовались штатные барабанные тормоза от ŠKODA 110, но позже их заменили на дисковые тормоза Girling для повышения эффективности торможения на высоких скоростях.

Интересно, что существовало две версии модели: 180 RS с двигателем объёмом 1772 кубических сантиметров и мощностью 154 лошадиные силы при 6250 оборотах в минуту, и 200 RS с двухлитровым мотором мощностью 163 лошадиные силы при 6000 оборотах в минуту. Оба двигателя оснащались масляными фильтрами большой ёмкости Purolator, системой зажигания Lucas и сухим картером.

Skoda 180rs
Skoda 180rs

Всего было создано три прототипа — два 200 RS и один 180 RS. После неудачного опыта использования коробки передач Tatra в первом прототипе инженеры нашли идеальное решение в виде трансмиссии Porsche. В результате были созданы гоночные автомобили весом чуть более 800 килограммов.

Дебют Škoda 200 RS состоялся 1 июня 1974 года на ралли в Млада-Болеславе, где автомобиль произвёл настоящий фурор среди специалистов и любителей автоспорта. Сегодня в мире сохранилось всего три оригинальных экземпляра, хотя на винтажных гоночных мероприятиях, таких как Ecce Homo History, можно увидеть и реплики этой легендарной машины.

Škoda 200 RS остаётся уникальным примером инженерного мастерства, демонстрирующим способность компании создавать конкурентоспособные гоночные автомобили даже в условиях политических и экономических ограничений того времени. Этот автомобиль стал символом технического прогресса и инноваций в истории чешского автопрома, доказав, что даже в условиях социалистического блока можно создавать машины мирового уровня.