В прошлых статьях, посвященных обеспечению Красной армии автотранспортом, присутствовала печальная констатация факта о довольно низком насыщении боевых частей этим типом транспортировки. К сожалению, такое действительно имело место быть. Рост численности состава войск в предвоенные годы был очень существенным и промышленность просто не успевала удовлетворить все потребности. На помощь пришли поставки союзников и тот стоит отметить, что они еще он выручили другим средством доставки войск – бронированными транспортерами. Советская промышленность в этой отрасли предпочитала производить бронеавтомобили, чьей основной задачей было ведение боя, разведка, поддержка пехоты в небольших операциях. А вот именно с БТРами очень помог ленд-лиз, и о некоторых образцах сегодня речь
MK.I «УНИВЕРСАЛ» из Британии
Разработка самого массового британского бронетранспортера Второй мировой войны началась в середине 1930-х годов в рамках создания так называемого пулеметовоза — машины для перевозки тяжелого пулемета «Виккерс». При создании машины использовалась ходовая часть легкого танка «Виккерс-Карден-Лойд». В 1936 году фирма «Виккерс- Армстронг» изготовила 13 бронетранспортеров, получивших обозначение Machine Gun Carrier № 1 Mark I.
Вскоре на данном БТР пулеметчик получил выдвинутую вперед броневую рубку, и передняя часть машины приобрела свой законченный вид. Эта модификация стала первой, запущенной в массовое производство. Официальный заказ составил 110 единиц.
Принятие в 1935 году на вооружение британской армии 7,7-мм пулемета «Брен» оказало влияние и на конструкцию последующих вариантов бронетранспортера, первоначально предназначенного для размещения пулемета «Виккерс». Так появился бронетранспортер Bren Gun Carrier. В целом машина мало отличалась от предыдущего образца, что позволило переделать часть ранних машин в носители пулемета «Брен». При этом одна машина в каждом взводе вооружалась противотанковым ружьем «Бойс».
Следующей массовой модификацией машины стал разведывательный Scout Carrier. Этот бронетранспортер получил удлиненный кузов в кормовой части слева, в котором разместились радиостанция № 11 и радист. Вместо пулемета «Брен» в лобовом листе корпуса было смонтировано противотанковое ружье «Бойс», а пулемет «Брен» разместили на стойке в отделении радиста. Экипаж по-прежнему состоял из трех человек. Всего было изготовлено 647 таких бронетранспортеров.
Вскоре стало совершенно очевидно, что наличие в войсках и в производстве двух разных по конструкции, но практически идентичных по характеристикам боевых машин нерационально. Так на свет появился Universal Carrier Mk.I— основной бронетранспортер Британского Содружества Наций и самый массовый бронетранспортер периода Второй мировой войны. Эта машина производилась английскими, канадскими, австралийскими и новозеландскими предприятиями, а также выпускалась в США по британскому заказу. С 1937 по 1945 год было изготовлено около 90 тыс. бронетранспортеров.
В Советский Союз по программе ленд-лиза поступило 2008 бронетранспортеров английского и канадского производства: 330 в 1941 году, 903 — в 1942-м, 408 — в 1943-м, 351 (из них 27 канадских) — в 1944-м и 16 (все канадские) — в 1945 году.
Машина имела открытый сверху сварной легкобронированный (толщина брони в лобовой части — 10 мм, бортов и кормы — 7 мм) корпус простой прямоугольной формы. Масса БТРа составляла 3,7 т при относительно небольших размерах — 3657x2057x1588 мм. Габариты машины обусловили и ограниченную вместимость — 4—5 человек.
Вооружение бронетранспортера состояло из 13,97-мм противотанкового ружья «Бойс» и двух пулеметов «Брен», один из которых мог устанавливаться на вертлюге для зенитной стрельбы. Возимый боекомплект состоял из 80 патронов к ружью и 900 патронов к пулеметам.
Установленный в средней части машины 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Ford GAEмощностью 60 л.с. позволял бронетранспортеру развивать максимальную скорость 40 км/ч. Запас хода машины составлял 180 км.
В советских документах военных лет эти бронетранспортеры часто именовались танкетками. Наиболее распространенным было название MK.I«Универсал» или просто MK.I, реже встречались У-1, «Брен» или «Ю.Г.К.» (по-видимому, сокращенное «Юниверсал Ганн Кэрриер»).
Бронетранспортеры «Универсал» поступали на вооружение разведрот бригад и разведбатальонов корпусов бронетанковых и механизированных войск Красной армии.
Примечательны конкретные примеры применения данной техники. Например, действия разведгруппы лейтенанта Галямова из 19-го танкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта. Дело было в конце 1943 года в Таврии, на подступах к Перекопу. В распоряжении группы имелись два бронетранспортера «Универсал» и мотоцикл «Харлей-Дэвидсон» с коляской.
В районе Ново-Натальевки один из бронетранспортеров разведгруппы, прикрывшись стогом соломы, обстрелял вражескую колонну. Взятый пленный рассказал, что командование колонны с группой солдат уехало вперед. Разведчики двинулись вперед и в 10 км южнее Ново-Натальевки в кукурузе они обнаружили группу горных егерей. Попав под пулеметный огонь бронетранспортеров, немцы сдались. В плен вместе с солдатами охраны попали заместитель командира горно-стрелковой дивизии противника, начальник штаба и начальник санитарной службы.
Бронетранспортер «Универсал» нравился краноармейцам. Машина была надежная, маневренная и редко подвергалась каким-либо переделкам, за исключением установки на некоторые бронетранспортеры советского вооружения: пулеметов ДТ, ДШК и противотанковых ружей. В составе разведгрупп в условиях бездорожья «универсалы» были достаточно эффективны при ведении разведки и преследовании отступающего противника. Бронетранспортеры «Универсал» использовались в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее окончания.
МЗА1 «СКАУТ» из США
Кроме собственно бронетранспортеров, союзники и делились бронеавтомобилями, в задачи которых не входило транспортировка большого числа пехоты (как описанный предыдущий образец), а перемещение небольших разведгрупп,включая их эвакуацию
Военный департамент США предъявил к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя помимо прочего и привод на все колеса! Для армии США он был сконструирован, документации бронеавтомобиль именовался Scout Саг (автомобиль- разведчик), а в обиходе и тогда, и впоследствии его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.
Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма White Motor Companyизготовила прототип бронеавтомобиля- разведчика Т7 (по существу — легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White-Indiana4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car Ml.
Ml оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules Lрабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета BrowningМ2 в передней части корпуса и два 7,62-мм BrowningМ1919А4 по его бортам.
Следующей модификацией «скаута», принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины T9 в 1935 году разработала фирма Corbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Компания White не остановилась и на этом и занималась дальнейшей модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована военным департаментом США под обозначением М3, но производилась опять-таки в небольших количествах — за два года заводские цеха покинуло всего 64 экземпляра, потому что на основе проведенных испытаний фирма Whiteпредложила усовершенствованный бронетранспортер МЗА1, а вот его и запустили в большую серию.
По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, была ликвидирована дверца в его кормовой стенке. В передней части корпуса, а точнее — перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.
Как и на М3, на МЗА1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Hercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км. Толщина брони корпуса МЗА1 колебалась от 12,7 мм (лобовой лист кузова) до 6,35 мм (все остальные листы).Два пулемета — 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 — устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600—750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет BrowningМ1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет «Максим».
В 1941 году заводские цеха фирмы Whiteпокинули первые МЗА1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц. С 1942 года «скауты» стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Известно, что сидя именно в «скауте» перед зданием королевского дворца в Палермо, командующий 7-й американской армией генерал Джеффери Киз принял капитуляцию итальянского гарнизона Сицилии, а генерал Леклерк въехал в освобожденный Париж.
«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей.
В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 МЗА1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.
«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3—4 МЗА1, разведбатальон корпуса — 6—8, а мотоциклетный полк армии —13—16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях «скауты» служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-З), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.
Примером активных маневренных действий разведчиков является бой 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года.
Южнее поселка Ленчна в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28-й гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий пос. Ленчна. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М ЗА 1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена.
Мощное вооружение и хороший обзор позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях.25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведроты старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая заграждения, сильный пулеметный и автоматный огонь, они смело и решительно продвигались вперед. Бронетранспортер МЗА1 сержанта Б. Баязиева далеко вырвался вперед. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивали пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это им не удалось. Баязиев увеличил скорость. А пулеметчик рядовой С. Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет вражеской пушки.Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады.
На вооружении Советской армии МЗА1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.
ПОЛУГУСЕНИЧНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ
Разработка семейства полугусеничных бронетранспортеров «хаф-трэков», одного из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период Второй мировой войны, началась в США с 1932 года. К проектированию приступили сразу четыре фирмы: James Cunniagham and Sons, Linn, GMG и Marmon-Herrington.
Наиболее удачным был Half-Track CarМ2. Его серийное производство началось весной 1941 года и продолжалось вплоть до 1943-го. Компании White Motorsи Autocar изготовили за это время 8423 и 2992 тягача соответственно.
Конструкция М2 базировалась на автомобильных агрегатах. Машина имела классическую капотную компоновку. Корпус простой коробчатой формы с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков. Листы соединялись с каркасом винтами. Передняя часть корпуса, включая капот и кабину водителя, была заимствована у бронетранспортера- разведчика Scout CarМЗА1. По сравнению с последним, М2 имел значительно больший объем кузова, в котором размещался артиллерийский расчет из шести человек, а также два ящика для орудийных выстрелов. Доступ к последним открывался снаружи, для чего в бортах машины имелись откидные двери. Дверь в кормовом листе кузова для посадки и высадки расчета отсутствовала. Внутри корпуса, по его периметру, монтировался рельс для установки пулеметов. В штатное вооружение машины входили 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 и 12,7-мм пулемет BrowningМ2. Пулеметы крепились к рельсу подвижными станками М22, позволявшими вести огонь и по воздушным целям.
На машине устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель White 160АХ мощностью 147 л.с. при 3000 об/мин.
В отличие от немецких полугусеничных тягачей передний мост бронетранспортера М2 был не только управляемым, но и ведущим. Это обстоятельство существенно улучшало проходимость машины. Задний мост — ведущий, гусеничного хода.
К тому же гусеница — резинометаллическая, цельная, шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые одновременно являлись ее направляющими. Для увеличения проходимости на нее надевались специальные грунтозацепы, а на передние колеса — цепи противоскольжения браслетного типа.
В передней части машины располагалась однобарабанная лебедка либо буферный барабан диаметром 310 мм, облегчавший преодоление таких препятствий, как, например, рвы и эскарпы. Бронетранспортеры, оборудованные буферными барабанами, преодолевали траншеи шириной до 1,8 м.
При боевой массе 7,99 т Half-Track CarМ2 мог буксировать орудия массой до 3,5 т (например, полевую гаубицу М1 калибра 105 мм) со средней скоростью по шоссе до 36 км/ч. Максимальная скорость движения без прицепа достигала 69 км/ч, запас хода — 290 км.
Что касается бронетранспортера М3, запущенного в серию одновременно с М2, то его корпус был длиннее на 250 мм. Вместо ящиков для артиллерийских снарядов в кузове установили десять сидений для десанта (спиной к бортам). Рельс для крепления пулеметов отсутствовал, а штатный 7,62-мм пулемет М1919А4 монтировался на стойке в передней части кузова. В кормовом листе имелась дверь для посадки и высадки десантников, в остальном М3 был полностью идентичен М2. Практически не изменились его масса и динамические характеристики. С 1942 по 1943 год фирмы White, Autocar и Diamond Т изготовили 12 499 бронетранспортеров.
В 1942 году была утверждена программа производства «хаф-трэков» до 1944 года, предусматривавшая выпуск 188 404 боевых машин.
Упомянутая выше массовая программа стала причиной появления на свет близнецов М2 и М3 — бронетранспортеров М5 и М9
Так, усиливалась броневая защита — корпуса машин изготавливались из 8-мм гомогенной брони, которая «держала» 7,92-мм немецкую бронебойную пулю с дистанции свыше 200 ярдов (один ярд равен 0,9144 м). Броня М2 и М3 обеспечивала защиту от этой пули на дистанции свыше 300 ярдов. Были установлены «фирменные» узлы и агрегаты шасси: двигатель International RED-450-В мощностью 141 л.с, боевые шины размером 9,00-20”, передний мост IHC1370 и задний — RHT-1590, новая коробка передач и т.д. Но в целом ни компоновка, ни общая конструкция боевых машин не изменились. Внешне они отличались лишь закругленными углами кормовой части корпуса и крыльями более простой формы. Бронетранспортеры стандартизировали под обозначениями М5 Half-Track Personel Carrierи M9 HalfTrackСаг, и в декабре 1942 года началось их серийное производство. Фирма International Harvester Companyизготовила соответственно 4625 и 2026 единиц.
В Советский Союз (по американским данным) было передано 1158 полугусеничников, в том числе 342 единицы М2, 2 — М3, 401 — М5 и 413 — М9. По последним данным, опубликованным российскими исследователями, СССР получил 1200 полугусеничных бронетранспортеров, из которых в бронетанковые и механизированные войска Красной армии было направлено всего 118. Основную же масссу полугусеничных бронетранспортеров, полученных советской стороной, направили в артиллерию (главным образом в истребшельно-противотанковую), где их использовали для буксировки орудий.
Все перечисленные образцы оказали очень существенную помощь Красной Армии в деле разгрома нацистских войск. Немало количество солдатских жизней было спасено как в наступлении, так и в обороне.
Тут только стоит отметить следующее – поставки по ленд-лизе не были безвозмездными, поэтому не стоит рассматривать данную помощь союзников как благотворительную. Про то, как добывались средства для оплаты поставок данной техники была следующая статья, ссылка на нее ниже