Найти в Дзене
Едем в Таиланд

"Основание" от Apple: как из гениальных книг сделали дешёвую "Дюну" для домохозяек

С самого детства я мечтала, что однажды мой любимый цикл Айзека Азимова наконец-то экранизируют. И вот дождалась… Только вместо умной, продуманной научной фантастики нам подсунули дешёвый сериал с кучей мистики, ненужной драмы и персонажами, которых в книгах и близко не было. Азимов писал «Основание» как масштабную сагу о падении империи, науке и логике. Там не было места шаманским видениям, телепатии и клонированным императорам. Но сценаристы Apple, видимо, решили: «А давайте сделаем "Игру престолов" в космосе!» И вот что получилось. В книгах Гааль — обычный парень, который случайно попадает в университет благодаря своему интересу к математике. Никакой трагедии, никаких запретов — просто человек, который оказался в нужном месте в нужное время. А в сериале? Чернокожая женщина-гений с планеты, где математика под запретом. Зачем? Чтобы добавить драмы! Теперь это не история про науку, а очередная «борьба с системой» в духе дешёвого фэнтези. У Азимова Демерзель — это Даниел Оливо, высокий
Оглавление

С самого детства я мечтала, что однажды мой любимый цикл Айзека Азимова наконец-то экранизируют. И вот дождалась… Только вместо умной, продуманной научной фантастики нам подсунули дешёвый сериал с кучей мистики, ненужной драмы и персонажами, которых в книгах и близко не было.

Что пошло не так?

Азимов писал «Основание» как масштабную сагу о падении империи, науке и логике. Там не было места шаманским видениям, телепатии и клонированным императорам. Но сценаристы Apple, видимо, решили: «А давайте сделаем "Игру престолов" в космосе!» И вот что получилось.

Гааль Дорник: из скромного парня в "гениальную мученицу"

В книгах Гааль — обычный парень, который случайно попадает в университет благодаря своему интересу к математике. Никакой трагедии, никаких запретов — просто человек, который оказался в нужном месте в нужное время.

А в сериале? Чернокожая женщина-гений с планеты, где математика под запретом. Зачем? Чтобы добавить драмы! Теперь это не история про науку, а очередная «борьба с системой» в духе дешёвого фэнтези.

Эдо Демерзель: робот-философ или "андроид с кризисом веры"?

У Азимова Демерзель — это Даниел Оливо, высокий, рыжий и мудрый робот, который связывает все книги Азимова воедино. Он хладнокровный стратег, а не страдающая от видений женщина-андроид, которая служит клонам (да, в сериале императоры — это клоны, потому что… почему бы и нет?).

Империя: бюрократия vs. "мыльная опера с клонами"

В книгах Империя — это громоздкая бюрократическая система, где нет единоличного правителя. В сериале же — три клона: День, Рассвет и Закат, которые интригуют, рожают детей и страдают по-королевски. Потому что зрителям же нужны «страсти», а не скучные политические механизмы!

Сальвор Хардин: дипломат или "ясновидящая воительница"?

В оригинале Хардин — блестящий политик, который побеждает словами, а не кулаками. Его кредо: «Насилие — последний аргумент дилетантов». В сериале же это женщина с шестым чувством, которая видит сны и чуть ли не колдует. Где логика? Где Азимов, который ненавидел мистику?

Психоистория: наука или "шаманские пророчества"?

У Азимова психоистория — это точная наука, математика больших чисел. В сериале она больше похожа на пророчества оракула: Селдон то воскресает, то ведёт духовные беседы, а его голограммы превратились в культ.

Вывод: кому понравится сериал?

Если вы не читали книги — возможно, вам зайдёт. Это типичный «эпичный» сериал с красивыми картинками и драмой. Но если вы фанат Азимова… это как снять «Войну и мир», где Пьер Безухов — чернокожая ведьма, а Наполеон — бессмертный клон.

Теперь в сети радуются третьему сезону. А я грущу — потому что настоящей экранизации «Основания» при моей жизни уже не увидеть.

(Это моё личное мнение. Я не навязываю его другим, но и молчать не буду — слишком люблю книги Азимова, чтобы спокойно смотреть на то, что с ними сделали.)