Найти в Дзене

Таксисты вместо учителей и врачей. Интервью с молодым учёным из Владивостока

Инженер-исследователь и преподаватель математики в ДВФУ Кирилл Бахтин честно рассказал о проблемах в образовании, пользе ЕГЭ и льготной ипотеке.
— Чем курица-гриль отличается от учёного? — Она может прокормить семью из четверых человек, — задал тон разговору математик. — Расскажите про опыт работы в общеобразовательной школе. Почему решили уволиться? — Система сама себя пожирает. Когда я работал в школе, по-честному поставил много двоек за первую четверть по общим критериям оценивания. Ко мне сразу же пришли завучи с требованием «нарисовать» тройки .
И вот начинается этот процесс: условно с 4 класса оценки просто рисуются. Ученик получает тройки, четвёрки, иногда даже пятёрки, но при этом не понимает ничего. И вот этот человек выходит на на экзамен с пониманием, что ему всегда всё рисовали, а теперь вдруг начинают пугать: «Теперь всё серьёзно, списать не дадим».
Вот тут система уже во второй раз себя пожирает. Потому что ты годами кормишь ребёнка иллюзией, будто он всё знает, а по

Инженер-исследователь и преподаватель математики в ДВФУ Кирилл Бахтин честно рассказал о проблемах в образовании, пользе ЕГЭ и льготной ипотеке.

Чем курица-гриль отличается от учёного?Она может прокормить семью из четверых человек, — задал тон разговору математик.

— Расскажите про опыт работы в общеобразовательной школе. Почему решили уволиться?

— Система сама себя пожирает. Когда я работал в школе, по-честному поставил много двоек за первую четверть по общим критериям оценивания. Ко мне сразу же пришли завучи с требованием «нарисовать» тройки .

И вот начинается этот процесс: условно с 4 класса
оценки просто рисуются. Ученик получает тройки, четвёрки, иногда даже пятёрки, но при этом не понимает ничего. И вот этот человек выходит на на экзамен с пониманием, что ему всегда всё рисовали, а теперь вдруг начинают пугать: «Теперь всё серьёзно, списать не дадим».

Вот тут система уже во второй раз себя пожирает. Потому что ты годами кормишь ребёнка иллюзией, будто он всё знает, а потом резко говоришь: «А теперь решай, как будто ты всё это учил». И это, конечно, работает против самого ученика, против учителя, против школы и в целом против всей системы.

-2

— Были еще какие-то трудности в работе?

— Есть очень много хороших родителей, но были и те, которые готовы тебя три дня терзать, переходить все дозволенные рамки, просто за то, что ты поставил его ребёнку двойку.

Также повлияла администрация школы. Изначально директором была невероятная женщина. Она со всем помогала, разбиралась — просто бесподобный человек. А потом пришла другая администрация. Это произошло, когда я преподавал в 54-й школе, и их объединили еще с двумя. Хотели, видимо, сэкономить на административном составе. Управлять тремя школами стал один директор. Новая администрация была совершенно не той, с которой я бы хотел работать.

— Какой среднестатистический портрет современного школьника?

— Современный школьник сталкивается с колоссальным потоком информации. У нынешнего пятиклассника в разы больше информации вокруг, чем в «нулевых» или начале «десятых». Это влияет на восприятие, на способность концентрации. Поэтому к ним нужно относиться снисходительнее и направлять в нужное русло.

-3

— Как относитесь к экзаменам после 9 и 11 классов — ОГЭ и ЕГЭ?

— На ОГЭ списывают и дают списывать. Но даже это не самое страшное. Есть ребята, которые
в 9 классе не умеют сложить 2+2. Они списывают, не понимая, что списывают, и получают двойки. И таких — полно. Поэтому статистика по ОГЭ часто выглядит просто нелепо.

Это не проблема конкретных учеников, не проблема учителей или директоров. Это
проблема всей системы, её надо менять. Но когда мы говорим про ЕГЭ — это единственный лучик света.

— Почему? Про отмену ЕГЭ поднимается разговор каждый год.

— Меня ЕГЭ как концепция лично очень устраивает. Я часто слышу, что его нужно отменять. Ни в коем случае. Нет, нет и ещё раз нет. Потому что на ЕГЭ списать гораздо сложнее. В 2016-м нам даже угрожали, что за каждым будут следить по камерам — и мы даже не думали списывать.

ЕГЭ даёт шанс ребёнку из глубинки, из любого уголка России, поступить в вуз в Москве или Питере. Он уменьшает коррупцию и выравнивает шансы. Да, первая часть сейчас стала проще — за неё можно набрать до 70 баллов. Я бы за неё давал максимум 50, но даже так — шансы на поступление есть.

Если вместо ЕГЭ будет у нас классический экзамен, как раньше, то такого явно не будет. Потому что люди просто приедут и в случае чего подкупят [комиссию] спокойно. Поэтому ЕГЭ ни в коем случае нельзя убирать, надо просто учиться.

— Что ответите на стереотип, что «поколение ЕГЭ отупело», или что этот экзамен — бесполезная лотерея ответов?

— Нашёл советский учебник, вторую часть письменного экзамена по математике. И, как вы можете заметить, здесь всё прямо из ЕГЭ — очень похожие задания. Прямо тот же параметр, то же неравенство, те же задачи, связанные с тригонометрией. Это всё то же самое.

— Вы выбрали призванием науку: какие трудности и преимущества у современного молодого учёного? Чем мы отличаемся от иностранных коллег?
— Моя работа — это довольно тяжёлый интеллектуальный труд. Ты пытаешься сделать то, что до тебя никто не делал. Или делал, но не получилось. За это я, например, получаю
32 тысячи рублей. Для этого я получил красный диплом, изучал математику, постоянно учусь, летаю на конференции...

Но зачем всё это, если я могу быть обычным кассиром и получать больше? Дворник, которым нас так пугали, получает столько же. Проблема в том, что в науке ты можешь не достигнуть результата не потому, что ты дурак, а потому что его просто нет в природе. Мы полгода пытались открыть новое преобразование — не получилось. Возможно, её вообще не существует.

Ещё одна проблема — отчёты. Их тонны. По госзаданию, по грантам, по стипендиям... Некоторые учёные из-за них на месяц выпадают. Это унижение. Подобные люди с их интеллектом должны двигать общество, а не заполнять бумажки.

Но есть и преимущества. Социальный статус. «Я математик-теоретик» — звучит гордо. Но за границей к учёным другое отношение. Там развивают школы, платят им больше, создают условия. У нас пока держимся на советском прошлом и энтузиастах.

Чтобы изменить ситуацию, нужно создать высокую конкуренцию и достойные условия. Например, повысить стипендию аспирантам с 15 до 150 тысяч рублей, убрать бюрократию, сосредоточиться на результатах. Тогда и люди пойдут в науку, а не в бизнес или программирование.

Вы воспользовались какими-либо льготами для молодых преподавателей на Дальнем Востоке?

— Справедливости ради, я взял программу льготной ипотеки под 2%. Конечно же, как преподаватель каждые полгода ты должен скидывать заверенную трудовую, справку о доходах. К сожалению, на «вторичку» льготная ипотека не действует. Это значит, что ты в течение трех лет должен искать возможность, где жить. Тут опять же вернемся к уровню зарплат.

Представим обратную ситуацию, что у нас не перепродажники катаются на дорогих иномарках, а ученые, врачи. Посмотришь на наши больницы и поликлиники, на врачей, и прям плакать хочется. Само общество и породило вот этого зверя, который его и сожрет в итоге, как мне кажется. Потому что пока оно держится просто на замотивированных людях.