Недалеко от старинного города Покров, находящегося на середине дороги из Москвы во Владимир, уже 8 лет существует замечательный Музей крестьянской культуры и быта.
О его существовании я узнала два года назад, когда мы собирались поехать на машине из Москвы в Суздаль. Хотелось найти интересную точку где-то посередине дороги, в которой можно было бы передохнуть, размять ноги и узнать, что-нибудь интересное. В интернете получилось найти информацию о существовании этого музея, а также телефон его создателя. Я написала, чтобы уточнить возможность посещения музея в даты поездки в Суздаль. Но в это время он был в отъезде, поэтому заехать туда по дороге у нас не получилось. Вместе с тем мысль посетить музей осталась. Реализовать ее получилось лишь сейчас.
Музей расположен среди леса в 10 км от города Покров, поэтому ехать туда лучше на машине.
Дорога, идущая непосредственно в лесу, - грунтовка с приличными ямками, кое-где засыпанным битым кирпичом, поэтому ехать надо аккуратно.
Вход представляет собой подобие небольшой деревянной крепости, перед дверью висит веревка от привязанного на башенке колокола.
Можно конечно звонить в него, сообщая о своем приезде, но мы дополнительно набрали номер телефона хозяина музея, который был написан при входе.
Посещение музея возможно лишь с экскурсией, которую проводит непосредственно его хозяин.
На территории музея расположено несколько старинных деревянных срубов и большой кирпичный дом, в котором расположена часть коллекции, а также видимо живёт ее собственник.
Деревянные срубы оригинальные и были разобраны, перевезены и сложены вновь на территории музея.
Впечатление производит дом из окрестностей Суздаля, созданный не позднее 1860х годах. Диаметр бруса, из которого сложены его стены достигает 40 см.
В музее представлена большая коллекция резных деревянных наличников.
Отдельно представлены аргуновские наличники. Село Аргуново служило центром древней Аргуновской волости Покровского уезда Владимирской губернии. Основным занятием жителей была плотницкая работа. Аргуновские плотники были известны уже начиная с 18 века не только в своей губернии, но и в Москве, Ярославле, Костроме и Санкт-Петербурге.
Слово «аргун» в значении «владимирский плотник» есть даже в словаре Даля и иллюстрируется искусной резьбой по дереву, наличниками и иконостасами.
Недалеко расположена коллекция наличников со всех регионов России.
Остальная экспозиция музея тематически распределена по различным видам деятельности, которые были присущи нашим предкам.
Отдельно представлено бортничество - то есть форма пчеловодства, при которой пчелы жили в дуплах деревьев (бортях).
Такие дупла могли быть естественными, а могли специально выдалбливаться в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 метров. Дупла могли также выдалбливаться в колодах, которые затем вешались на стволах деревьев.
Расположение таких "первых" ульев на высоте было связано с необходимостью их защиты от любителей меда - медведей.
В коллекции музея есть старинная бортя со специальными приспособлениями для отпугивания медведей, которая была привезена из Белоруссии.
Отдельно представлены приспособления с помощью которых раньше перерабатывали продукты пчеловодства: воскотопка, воскопрессы, а также машина для производства свечей.
Значительное число экспонатов посвящено земледелию. Отдельно представлены различные приспособления для распашки земли, начиная с древнейшего чисто деревянного "орала"
и кончая относительно современными металлическими боронами, позволяющими не только разрывать пласт земли, но и переворачивать его.
Следующий этап крестьянской деятельности, связанный с обмолачиванием зерна, также широко представлен в музее, начиная с древнейших молотильных досок, молотильных катков и заканчивая механическими агрегатами.
Особенно интересно выглядят молотильные доски, в которых вырезаны отверстия и вставлены небольшие камни.
Волы или лошади таскали их по уложенным по кругу снопам. Каменные вставки ломали структуру колосьев, выбивая зерно, а солома измельчалась. После солому лежащую сверху убирали, а зерно сметали в кучи и затем провеивали.
Имеется в коллекции также ручная мельница, крутить которую крайне тяжело.
Отдельно представлены экспонаты, связанные с лошадьми и перевозкой, включая различные виды хомутов, сбрую, в также сани (как рабочие, так и "парадные").
Кроме больших саней, есть и маленькие ("катальные"), использовавшиеся для зимних забав.
Причем, несмотря на маленький, практически детский размер, они использовались для зимних увеселений молодыми людьми и часто на них каталось сразу по два человека.
В музее имеется большая коллекция, посвященная ткачеству, включая различные виды прялок и ткацких станков, традиционной одежды и расшитых полотенец.
Отдельно представлены в музеи и такие виды старинных промыслов, как рыбная ловля и охота.
Имеется несколько видов лодок (от небольших до вполне приличного челна), различные виды копий и рыболовных снастей.
Охота представлена образцом "лабаза" - небольшого домика, размещенного на стволе дерева, предназначенного для складирования добычи.
Имеются также отдельные экспозиции, посвященные плотничеству
и лыковязанию, а также очень красивые старинные предметы, изготовленные из дерева (шкафы, сундуки) и лыка (обувь, корзины).
Также на территории музея расположен небольшой сруб с расположенной в нем пивоварней.
Как выяснилось, на Руси пиво наряду с хмельными медами было распространено повсеместно. В северорусских деревнях общинное пивоварение к престольным и сельскохозяйственным праздникам повсеместно сохранялось вплоть до коллективизации.
В целом можно сказать, что коллекция музея охватывает все сферы жизни наших предков, начиная с колыбели, детских деревянных горшков и игрушек,
заканчивая всеми видами деятельности, которыми мог раньше заниматься взрослый человек.
В музее, недалеко от входа размещен большой валун с надписью: "Народ, утративший традиции, обречён на вырождение".
С этим утверждением сложно поспорить.
Замечательно, что есть такие люди, как создатель этого музея, собиравший его коллекцию на протяжении 20 лет. Но при этом, к сожалению, приходится констатировать, что такого рода музеи, как правило, являются отдельными частными инициативами и держаться исключительно на таких энтузиастах.