Вы, наверняка, видели эти киноленты, но вряд ли задумывались, какие проблемы и трудности возникали у прославленных советских кинорежиссеров во время съемок. Порой им приходилось бороться с цензурой, проявляя хитрость и изворотливость, но чаще всего создателей заботили более насущные проблемы: выбор актеров и локаций, визуальное решение тех или иных сцен и т.д.
Мы расскажем истории создания четырех всем известных советских фильмов и покажем фотографии с их съемочных площадок.
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК
Евгений Евстигнеев и Сергей Юрский в окружении гримеров на съемочной площадке комедии Михаила Швейцера «Золотой телёнок» (1968).
Первую экранизацию одноименного романа Ильфа и Петрова снимали в городе Юрьев-Польский и окрестностях (Владимирская область), в Одессе, в пустынных песках Каракума в Туркменской ССР (как раз на фото), а все интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма».
Работа над картиной начиналась с написания сценария в 1962 году, но долгое время советские начальники от кино не давали добро на постановку. Пройдя все процедуры согласований, в 1966-м Швейцер приступил к подбору актеров. А всего съемочный процесс продолжался два года.
На роль Корейко претендовал Георгий Вицин, но по решению худсовета киностудии утвердили Евстигнеева.
На роль Остапа Бендера пробовались Николай Губенко, Александр Пороховщиков, Владимир Басов и Зиновий Высоковский (позже прославится, как пан Зюзя из «Кабачок 13 стульев»). В итоге первые двое показались излишне серьезными, а двое последних – чересчур комедийными.
Ниже на фото режиссер Михаил Швейцер, Сергей Юрский и Леонид Куравлев на съемках комедии «Золотой телёнок».
Идеальную середину между юмором и трагедией нашли в ленинградском актере Сергее Юрском, только что сыгравшем в «Республике ШКИД» (1966).
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Режиссер Георгий Данелия, исполнитель главной роли Олег Басилашвили, западногерманский журналист Норберт Кухинке, неожиданно для себя ставший русским актером, и оператор Сергей Вронский на съемочной площадке трагикомедии «Осенний марафон» (1979).
Когда Георгий Данелия представлял свой фильм худсовету, он больше всего опасался того, что его картину забракуют из-за темы семейной измены.
Он оказался прав: комиссия выразила пожелание, чтобы герой был наказан, либо вернулся в семью. Ленту отправили на доработку.
Вот тут-то Данелия и пошел на хитрость. Через некоторое время он сообщил, что изменил финал, добавив там кадры героя, снятые крупным планом, показывающие его переживания. На самом деле режиссер не добавил ни одного кадра. Тем не менее, хитрость сработала, и картину выпустили на большой экран.
Что касается сложностей во время съемок, то Данелия вспоминает, что труднее всего было снимать эпизод, где Бузыкин (Олег Басилашвили), его сосед Василий (Евгений Леонов) и переводчик Хансен (Норберт Кухинке) пьют водку.
На самом деле актеры в кадре пили обычную воду, но немецкому актеру Норберту Кухинке никак не удавалось сыграть натуральную реакцию. Тогда Данелия тихонько попросил ассистента налить немцу настоящую водку.
Вот тут-то его действительно перекосило! Сцена получилась на славу.
КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ
Режиссер Александр Роу и сестры-близнецы Оля и Таня Юкины на съемках фильма-сказки «Королевство кривых зеркал» (1963).
Взявшись за экранизацию повести Виталия Губарева, классик советской детской кинематографии понимал, что самая главная проблема – найти исполнительниц главной роли, девочек-близняшек. Ассистенты режиссера объехали все школы, дворцы пионеров и дома культуры, осматривая талантливых сестричек. Всего было просмотрено около 300 пар и уже из десятка перспективных кандидатур, после некоторых раздумий, сам Роу выбрал сестер Юкиных.
На тот момент им исполнилось всего по 9 лет. Оле поручили сыграть свою тезку в фильме, а Таня стала Яло.
По воспоминаниям очевидцев съемочного процесса, обе девочки отличались спокойствием и прилежанием, безропотно выполняли все команды режиссера. Возможно, они до конца не осознавали, что скоро их увидит на экране вся страна. Больше всего Таню и Оля радовала возможность провести летние каникулы на Черном море, где они никогда раньше не были. Съемки проходили в нескольких локациях Крыма, в Ялте и окрестностях.
Сможете определить, где Оля, а где Таня?
Еще одним приятным бонусом стала заработная плата юных актрис в размере 80 рублей – это чуть меньше средней зарплаты рабочих и служащих СССР в 1963 году (88 рублей).
ЗА СПИЧКАМИ
Фотография со съемочной площадки комедии «За спичками» (1980). В кадре режиссер Леонид Гайдай что-то советует Евгению Леонову и финской актрисе Рите Полстер, сыгравших мужа и жену. Из одежды у исполнителей главных ролей только простынка, одна на двоих…
Советско-финский фильм снимали в настоящей загранице, в Финляндии, в городе Порвоо. Это сцена в сауне, которую советская цензура вырезала из первоначального сценария, но финские партнеры настояли, чтобы ее обязательно сняли. Ну и действительно, какая Суоми-красавица, да без сауны…
В советской версии фильма, которая шла в кинотеатрах, все снято довольно целомудренно, однако в финском варианте картины остались кадры, в которых артисты показаны полностью без одежды, хотя и без откровенностей.
Евгений Леонов, конечно не Аполлон, но для желающих, его можно рассмотреть в костюме Адама. Сегодня «финские кадры» присутствуют в отечественных цифровых релизах фильма.
Еще больше историй со съемочных площадок в телеграм-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО». Например, рассказ о том как, какие проблемы были на съемках «Гусарской баллады» - жмите: