Говорят, за этой пластинкой выстраивались очереди. Ещё бы! Альбом, в работе над которым сошлись легендарный композитор Давид Тухманов и опальный основатель «Карнавала» Александр Барыкин, обещал нечто неслыханное. Что за музыка скрывалась под оранжевой обложкой с чёрной изломанной полосой по центру? Одних она привела в восторг, других не удивила и даже разочаровала. Спустя годы о «Ступенях» по-прежнему спорят меломаны.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Музыкальный критик Артём Липатов в одном из своих постов написал: «"Ступени" Тухманова-Барыкина слушать почти невозможно сегодня. Эта музыка в основном нигде: в ней патологически и хаотично сочетаются элементы прога и совпопсы, дешёвого харда и ложно понятой "новой волны", сдобренной самым попсовым вариантом регги. Даже более-менее внятные номера типа "Спасательного круга" или "Две копейки" испорчены этой дикой эклектикой. Дело отягощается ещё и истовой мелодраматичностью вокалиста...»
В чём-то, вероятно, можно и согласиться. И правда, «Ступени» — продукт своего времени и места со свойственными тогдашней продукции «Мелодии» слабостями и компромиссами. Иным альбом и не мог получиться. Возможно, в этом несовершенстве и заключается его ценность.
И всё же в «Ступенях» есть свои интересные моменты, и многим слушателям он запомнился. Совместная работа одного из самых ярких артистов на территориях рока и регги и заслуженного композитора не могла остаться незамеченной.
К тому времени Давид Тухманов считался одним из самых популярных композиторов в СССР. Автор эпохального гимна «День Победы» и целой коллекции незабываемых эстрадных шлягеров, он успел отметиться и концептуальным альбомом «Как прекрасен мир», записанным при участии Юрия Антонова, Александра Градского и ВИА «Весёлые ребята», и шедевром «По волне моей памяти», который порой называют чуть ли не величайшим альбомом в истории советской звукозаписи.
Правда, альбом Давида Тухманова «НЛО», записанный в 1983 году при участии рок-группы «Москва» под управлением гитариста Алексея Белова не оправдал возложенных на него надежд. Но запомнился смелыми экспериментами с хард-роком и «новой волной».
Второй герой «Ступеней» — Александр Барыкин — родился 18 февраля 1952 года в селе Берёзово Ханты-Мансийского автономного округа, но позже перебрался с семьёй в Люберцы. Он успел пройти школу ансамблей «Весёлые ребята» и «Самоцветы», основал собственную группу «Карнавал», которой пришлось непросто в суровых условиях советского «шоу-бизнеса» 1980-х. Барыкин уже сотрудничал с Тухмановым во время записи диска «По волне моей памяти», исполнив «Приглашение к путешествию» на стихи Бодлера.
На виниле «Ступени» вышли не сразу. Весной 1985 года альбом был выпущен на магнитной ленте под названием «Запасной игрок». Запись разошлась по стране через студии звукозаписи. Кроме пяти композиций Давида Тухманова, на магнитоальбоме были четыре песни Александра Барыкина, включая «Спасательный круг» и «Чили».
Анонсированная ранее официальная пластинка «Мелодии» появилась в продаже только через полгода, вызвав небывалый ажиотаж. Поклонники Александра Барыкина спешили узнать, чем порадует их любимый артист в связке с маститым композитором...
Среди удач альбома — философская вещь «Стоп, мотор» на стихи Павла Жагуна, неизменного соавтора Александра Барыкина. А среди затерянных жемчужин оказалась регги-композиция «Но всё-таки лето» — последняя песня Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова.
Группа «Карнавал» хоть и не мелькала по телевидению, но уже была известна широкому кругу слушателей. Музыканты как раз безуспешно боролись с чиновниками, которые раз за разом отказывались принимать концертную программу.
Александр Барыкин никак не мог преодолеть сопротивление Министерства культуры, которое в свете новой политики Константина Устиновича Черненко в отношении молодёжной культуры и устроили гонения на рок-музыку и не подотчётных (а потому опасных) молодых авторов, не входивших в Союз композиторов.
Выход пластинки в сотрудничестве с признанным живым классиком был призван разорвать цепь неудач и вывести «Карнавал» в число разрешённых коллективов с возможностью гастролировать.
Некоторые поклонники Барыкина восприняли «Ступени» как шаг в сторону официальной эстрады, в какой-то степени предательство ценностей рок-братства. Александр Барыкин и впрямь обратился к Давиду Тухманову по старой памяти, пытаясь найти лазейку для своего творчества. И сразу поставил условие: играть и петь он будет так, как захочет.
Тухманову понравились песни Александра Барыкина, и он решился на совместный проект. При участии такой фигуры с авторитетом и связями запись альбома на фирме «Мелодия», успешное прохождение худсовета и выход пластинки можно было считать делами решёнными.
В записи альбома «Ступени» приняли участие Александр Барыкин (вокал, гитара), Алексей Смирнов (клавишные), Валентин Ильенко (саксофон, флейта), Александр Акинин (барабаны), Борис Зосимов (синтезатор), а также гитарист «Круиза» Валерий Гаина, сыгравший восхитительные соло.
Самые внимательные сразу отметили отсутствие в составе бас-гитариста. Басист Евгений Казанцев покинул группу в результате личных проблем, так что басовые партии пришлось исполнить на синтезаторе.
Пусть и вынужденное, такое решение не могло не привести к определённой «пластмассовости» звучания. К тому же, на виниловой пластинке не было двух песен, из магнитоальбома. По какой-то причине цензоры удалили «Спасательный круг» и «Чили». Вторая была написана под впечатлениями от переворота Пиночета на стихи Маргариты Пушкиной. Отсутствие двух номеров оставило осадок у тех, кто слышал раннюю версию альбома.
Тем, кто фанател от «Карнавала» и песен, созданных Александром Барыкиным вместе с Владимиром Кузьминым, альбом «Ступени» мог показаться плоским и даже вымученным. В нём за «электронным» фасадом и превосходной звукорежиссурой явно не хватало барыкинского драйва и задора. Для Тухманова же представленный материал тоже был вроде бы чужд. Эти два имени странно выглядели на одном пластиночном конверте...
И всё же со «Ступенями» связаны тёплые воспоминания тех, кто радостно бежал домой из музыкального магазина, сжимая в руках ярко-оранжевый конверт с винилом внутри. Эта пластинка — артефакт из времён, когда талантливые музыканты вынуждены были искать обходные пути, чтобы донести свою музыку до слушателей.
Смысл заглавной песни с её блужданиями по капризным лестницам, идущим то вверх, то вниз, шире описания любовных отношений. «Ступени» — это ещё и о пути творческого музыканта, который порой отчаянно стремится куда-то вверх, даже зная, что впереди — бездны пустота и грустная развязка.
«И заветные ступени, —
Как дорога в никуда...»
Ещё один запрет. Ещё одна потеря. Ещё одна «запоротая» программа. Но среди сотен лестниц найдётся та, по которой шаг за шагом можно выбраться из лабиринта. Альбом «Ступени» оправдал своё название, помогая Александру Барыкину медленно, но верно подниматься к творческой реализации, славе и признанию.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!