Вчера я приехала в гости к своей бабушке, ей 85 лет. Той самой, в которую ещё в юности был по‑настоящему и трепетно влюблён Юрий Гагарин. На одной из фотографий, что хранится у нас в альбоме, она словно актриса потрясающей, редкой красоты. Её черты тонки, а взгляд спокойный и уверенный. Ею восхищались все, особенно её пациенты, ведь она была врачом не просто по профессии, а по сути.
Вообще, в моих генах много врачей, военных, разведчиков, чекистов, рыцарей, юристов и политиков. Столько званий, чинов и титулов было у моих предков и родственников, что порой кажется, кровь во мне должна быть небесно-голубой.
Среди них - графы, князья, дворяне Священной Римской империи, академики и члены академий наук, офицеры генерального штаба, кавалеры Ордена Святого Владимира и Ордена Льва и Солнца, участники антиосманских кампаний, маршалы авиации, герои Советского Союза, государственные советники, судьи, следователи особых отделов, военные юристы, главы дипломатических миссий, полковые священники, личные врачи первых лиц и даже члены тайных рыцарских братств.
Это было не просто сословие - это ответственность, передававшаяся не по должности, а по крови и совести.
Юридическая и политическая мысль пронизывает мою родовую ткань так же, как военная доблесть или научная традиция. В роду были присяжные поверенные, военные юристы, преподаватели права, чиновники министерств, участники законотворческих комиссий, советники в международных структурах. Кто‑то писал нормы, кто‑то их применял, кто‑то защищал принципы права в самых жёстких обстоятельствах.
Из бабушкиных рук я получила семейный архив. Так началось моё настоящее путешествие.
Род Кандыбаевых — казахская линия
У бабушки по линии Кандыбаевых мать была цыганкой, имя её мне, увы, неизвестно - и жаль об этом по-настоящему. Я знаю лишь, что она была цыганкой по происхождению и это само по себе уже многое объясняет: огонь, свобода, непредсказуемость, живое чувство жизни, которое, возможно, дошло и до меня. Это объясняет силу, темперамент и интуитивное чувство правды, которое я чувствую внутри себя. Степная мудрость и цыганская свобода.
Фамилия Кандыбаев (иногда в старых формах - Кандыбай, Кандыба, Кандыбаяров) происходит от тюркского имени "Кандыбай". Это имя носили представители знати и уважаемых родов, и состоит оно из двух ключевых морфем: «кан» - кровь, род, жизнь, и «бай» - богатый, могущественный, знатный человек. В широком смысле "благородный по крови", "зрелый и достойный". В казахской традиции бай не обязательно означает только материальное богатство, а скорее уважаемость, дар советчика, способность к защите и ведению рода.
Кандыбаевы входили в состав клана, относящегося к Старшему жузу (Улы жуз) или Жетыру. Исторические сведения позволяют локализовать их ареал расселения в районах современной Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей, а также на территории западного Казахстана - Актюбинской и Мангистауской областей. Многие представители рода участвовали в антикочевых и освободительных движениях против джунгаров и кокандцев, а позднее в антиколониальных восстаниях.
В период коллективизации и советской административной реформы XX века представители рода были переселены или сами мигрировали в другие районы, в том числе в Ташкент, Омск, Астрахань, Москву и Подмосковье. Мои предки оказались в том числе в Подольске, где уже происходило формирование новой многонациональной культурной среды.
Тамга рода Кандыбаевов представляла собой круг с горизонтальной линией и двумя расходящимися от центра лучами — символ солнца, равновесия между верхним (небесным) и нижним (земным) мирами. В устной традиции шежире - родовых летописях - можно обнаружить связь Кандыбаевов с родами Албан, Канлы, Кыпшак.
Шварценберги — чешская и австрийская линия
Фамилия Schwarzenberg — от немецкого schwarz (чёрный) + berg (гора). Род Шварценбергов - один из старейших дворянских родов Священной Римской империи и Австрийской монархии. Его истоки уходят к династии Зайнсхайм (Seinsheim), которая владела обширными землями во Франконии ещё в XII веке. С получением замка Шварценберг в 1405 году род получил своё имя и герб.
В 1599 году они были возведены в графское достоинство, а в 1670 году получили княжеский титул от императора Леопольда I. Именно в этот момент формализовалась их прочная связь с институтами Священной Римской империи. Члены семьи занимали высокие посты при Габсбургском дворе, в Вене, Праге, а также были представителями империи в Риме.
Связь рода с Римом была не только символической, но и практической: один из представителей рода, принц Иоганн Адольф I, поддерживал контакты с римским духовенством, а некоторые члены семьи занимали посты в Священной коллегии рыцарства, участвовали в политических посольствах и церемониях при Папском дворе. В архитектуре родового герба и регалий прослеживаются отсылки к латинским традициям, папским знакам власти и римской правовой идее справедливости.
В разные периоды представители семьи владели землями в Богемии, Австрии, Баварии и Южной Моравии. Главные резиденции - замки Крумлов, Орлик, Глубока-над-Влтавой. Род активно участвовал в Тридцатилетней войне, Освободительной войне против Наполеона, в дипломатических и парламентских структурах Австро-Венгрии.
Наиболее известные представители:
- Карл I Шварценберг — австрийский генерал-фельдмаршал, командующий союзными армиями в 1813–1814 гг.
- Карел VII Шварценберг (1937–2023) — министр иностранных дел Чехии, кандидат в президенты, потомок княжеской ветви, убеждённый демократ и меценат.
Герб рода включает сложную структуру: ворон с отрубленной головой турка (в честь победы над османами в битве под Сентготтхардом), башня с крестом, червлёный щит, покрытый эмблемами Богемии, Франконии, Австрии. В композиции также прослеживаются мотивы римского орла и готических крестов, подчёркивающие легитимность и преемственность рода в контексте европейского дворянства. Герб венчается княжеской короной и поддерживается двумя львами - символами силы и верности. Девиз рода - Nil nisi rectum - "Ничто, кроме справедливого".
Теперь мне есть что ответить мужу в порядке аргументации своего правозащитного устройства и обостренного чувства справедливости.
Reifert — немецко-швейцарская линия
Фамилия Reifert - моя девичья фамилия (варианты: Reifarth, Reifertt, Reyfert) восходит к древнегерманскому имени Ricfrid (Rīcfrid), состоящему из двух древних элементов: rīc - власть, господство; frid — мир, защита. Такое имя носили свободные бюргеры, рыцари. Фамилия чаще всего фиксируется в Бадене, Гессене, Рейнланд-Пфальце, а также в немецкоязычных кантонах Швейцарии.
Известные представители:
- Йоханн Рейферт — лютеранский пастор, участник Вормсского синода, XVII век;
- Клеменс Рейферт — предприниматель и депутат парламента во Франкфурте;
- Крис Рейферт — современный американский музыкант немецкого происхождения.
Герб: серебряный щит с чёрным факелом, пересечённым золотым обручем; по краям - лавровые листья. В верхней части может присутствовать стилизованный шлем с рыцарским плюмажем. Вариации герба включают дубовые листья, символизирующие устойчивость рода, и светильник знания. Такая геральдика указывает на сословную принадлежность к городскому бюргерству с элементами академического и военного символизма. Символизирует устойчивость, свет знания и гражданскую доблесть.
Едуновы — русская линия
Фамилия Едунов происходит от прозвища "едун", как предполагают антропологи это символизирует человека, которому доставалась пища от общины, то есть уважаемого старейшину, который "едает первым". Таким образом, этимология восходит к традиционным структурам управления в северных деревнях.
Наиболее яркий представитель рода — мой прадед, Яков Афанасьевич Едунов (1896–1985), генерал-лейтенант госбезопасности СССР, начальник Третьего Главного управления МГБ, структуры, отвечавшей за безопасность в научно-технической сфере, атомных и авиационных проектах. Его работа охватывала крупнейшие проекты холодной войны и гарантировала суверенитет стратегических разработок.
Он был носителем классического офицерского кодекса: сдержанность, абсолютная точность, дисциплина, исключительная память. Его имя в списках тех, кто формировал архитектуру безопасности государства.
Кравченко — украинская линия (Черкассы и Городище)
Фамилия Кравченко происходит от слова "кравець" (портной) и суффикса -енко, характерного для украинской традиции, обозначающего "потомок, сын". Она массово закрепилась как фамилия в XVIII–XIX веках в Черниговской, Полтавской и Киевской губерниях.
Согласно казачьим источникам, упоминается человек с фамилией Кравченко, который "служил" Черкасам при обороне Полтавского укрепления. Это свидетельствует о военной принадлежности рода в составе казацкого полка. С ростом населения и развитием административного деления проводились переписи, в том числе "приводы к присяге" (например, в 1676 году), где фиксировались свободные казаки, имеющие землю, оружие и обязанность нести службу. Фамилия Кравченко в таких документах означала не только этническое и семейное происхождение, но и социальный статус – члена казацкой общины, признанного правами и обязанностями.
Мой дед — Валентин Андреевич Кравченко, академик, инженер, доктор технических наук, участник целой эпохи становления отечественной инженерной школы. Он преподавал, писал монографии, проектировал сложнейшие конструкции. Был известен как человек невероятной дисциплины, культуры и точности. Его биография — от простой черкасской семьи до научных конференций в Женеве, Будапеште, Москве. Его труды до сих пор цитируются.
Скрипко — казацко-русская линия
Фамилия Скрипко происходит от прозвища, связанного со словом "скрип", а также с инструментом "скрипка". Встречается в Полтавской, Черниговской и Слободско-Украинской губерниях.
Фамилия характерна для потомков городовых казаков, чиновников в городах Сумы, Белополье, Ахтырка. Уже в XVII веке Скрипники значатся в казачьих переписях Изюмского и Харьковского полков (1676, 1692), а также в официальном реестре Войска Запорожского 1756 года. Это указывает на длительное и устойчивое присутствие рода в системе военного сословия.
Казаки обладали не только воинскими, но и культурными функциями: на вече играл солист, на праздниках звучала скрипка. Фамилия Скрипко - это не просто указание на музыкальное ремесло, а символ связующего звена между мирным и воинским укладом казацкой жизни.
Байковы — московско-подольская линия
Фамилия Байков имеет несколько этимологических версий:
- от тюркского "бай" — богач, знатный человек;
- от славянского прозвища "Байко" — сказочник, рассказчик.
Известнейший носитель фамилии — Фёдор Исакович Байков (1612–1664), первый русский посол в Китай. В 1654 году он возглавил дипломатическую миссию в Пекин. Он вошёл в историю тем, что отказался совершать "коутоу" - простирание ниц перед императором, заявив, что посол российского царя не может поклоняться иному монарху. Он тем самым задал тон всей дальнейшей дипломатии России: независимость, достоинство, равенство держав. Его слова вошли в историю: «Русский посол не кланяется никому, кроме царя». Эта фраза стала символом не только внешнеполитической позиции, но и личной чести, которая передавалась через поколения.
Фамилия Байков широко представлена в Подмосковье, особенно в Подольске. Моя ветвь, как предполагается, восходит к служилым людям XVIII века - военным, преподавателям, писарям.
Все эти линии, ветви, пересечения - не просто генетика. Это история в лицах, в поступках, в словах, которые сохранились в письмах, фото, гербах и взгляде моих родных. Казахи, чехи, евреи, украинцы, русские, немцы, австрийцы, швейцарцы, цыгане, римляне. Те, кто никогда не встречались, но живут во мне. Они смотрят друг на друга сквозь века и говорят одно и то же: продолжай.
Это не родословная, а судьба, в которой соединены величие, боль, честь, труд. А ещё - долг. Я не просто потомок. Я - должник и живу с ощущением обязательства с самого раннего детства. Перед теми, кто не успел записать. Кто сжигал письма, чтобы никого не подставить. Кто шёл в бой. Кто любил, спасал, формировал смыслы. Моё дело - не только помнить. Моё дело - жить так, чтобы всё это имело продолжение и смысл.
Генетический капитал. о котором так много пишут и говорят в последнее время, не просто биологическая смесь, а культурное и историческое наследие, впитавшее в себя языки, ритмы и правовые системы разных цивилизаций. Многовековой код, в котором тюркская певучесть встречается с немецкой точностью, славянская образность - с латинской строгостью. Мои предки думали и молились на разных языках, но жили по одним законам: чести, долга, смысла. В этом коде черты кочевников и крестоносцев, учёных и солдат, портных и князей, рассказчиков и разведчиков.
Когда меня спрашивают: "Кто ты по национальности?", я отвечаю просто:
"Я - русская". Потому что Россия - мой дом, моя речь, моя интонация, моя земля. Но если всмотреться вглубь, если развернуть этот родовой свиток во всю длину, становится ясно: я - человек мира. Наследница достойных, умных, сильных.
Юг России - моё сердце уже давно, это не секрет.
В последнее время я много читаю о Казахстане и с болью наблюдаю, как методично, по майдановским лекалам, вбрасываются провокации и формируется искусственное отчуждение, подогревается антирусская риторика. Про то, что происходит на Украине, я не могу даже говорить - это почти физическая боль.
Я не знаю, когда увижу отца. В Швейцарию я вряд ли теперь полечу. Да и та Италия, которую я помню из детства, уже не та. Вокруг моего любимого Колизея теперь стоят смуглые торговцы, продающие китайские сумки. Примерно то же я чувствую и по отношению к Чехии, к которой всегда относилась с особой нежностью, теперь она будто ускользнула в другие атмосферы.
Но я обязательно слетаю в Казахстан, побываю в тех местах, откуда родом мои бабушки и дедушки. И почаще буду ездить в Подольск, честное слово.
Теперь моя фамилия Дашевская. Это славный, достойный и древний род.
Я обязательно расскажу своим сыновьям, кто мы и откуда. Это важно знать и понимать. О том, что наша Родина - здесь, в России. Независимо от того, сколько и какой крови в нас течёт, она течёт в одном направлении: к свету, к памяти, к достоинству.
Ведь именно в этом - подлинная аристократия духа.