На майской встрече книжного клуба «Pro-книги» мы обсуждали роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Каждый раз при подготовке ко встрече я внимательно изучаю личность автора и стараюсь найти необычные факты, которыми потом делюсь с участниками. На этот раз про Рэя Брэдбери я нашла столько интересного, что решила написать отдельную статью.
В этой статье я поделюсь:
- Необычными фактами из биографии Брэдбери
- Своими впечатлениями от романа «Вино из одуванчиков»
- Ключевыми темами и метафорами произведения*
*примечание: в тексте могут быть спойлеры
Рэй, сколько же у тебя странностей!
Рэй Брэдбери — волшебник фантастики, который писал о будущем, не владея компьютером. Представляете, этот легендарный писатель создавал свои произведения на печатной машинке, никогда не используя компьютер! Брэдбери вообще не любил технологические новшества, поэтому не разрешал переводить свои произведения в электронный формат.
40 лет без изменений — именно столько Брэдбери работал в одной и той же комнате с одним и тем же видом из окна, считая, что окружающая обстановка помогает ему концентрироваться на творчестве.
1000 рассказов — таков был план молодого Брэдбери, когда он решил стать писателем. И он его почти выполнил! За свою жизнь он создал более 800 произведений. Он начал писать в 12 лет и на протяжении всей жизни писал каждый день.
Страх и вдохновение — Брэдбери считал: «Страх — это топливо для творчества». Его идея заключалась в том, что пережитый опыт, в том числе «ночные страхи», может быть источником творческого вдохновения.
Любимая тема — писатель обожал писать о будущем, но при этом не был футурологом. Он признавался: «Я не предсказываю будущее, я его предотвращаю».
Боязнь транспорта — Рэй Брэдбери всю жизнь боялся автомобилей, никогда не садился за руль и не летал на самолёте.
Еще интересные факты:
- Рэй родился в 1920 году и умер в 2012 году в возрасте 91 года.
- Брэдбери не получал образования в области письма или литературы. Сам писатель говорил, что учёбу в колледже ему заменила библиотека: он очень любил читать и три раза в неделю посещал читальный зал.
- Всемирную известность принёс культовый роман «451 градус по Фаренгейту», который впервые был опубликован в журнале Playboy в 1953 году. Идея написания этого произведения возникла из истории сожжения библиотеки в Александрии, а само событие автор описывает как «случившееся 3000 лет назад».
- В честь Брэдбери назван астероид и кратер на Марсе.
«Вино из одуванчиков»: о чём книга
Роман состоит из маленьких рассказов из жизни главного героя Дугласа Сполдинга (12 лет), его брата Тома (10 лет) и их знакомых. Если вы думаете, что эта книга про взросление и детские переживания, то это не совсем так. Произведение очень глубокое и многогранное, и если его читать в школе, то смыслы будут найдены совсем другие, нежели во взрослом возрасте.
Через всю книгу тянется тема жизни и смерти, детства и старости. Брэдбери использует много метафор. Действие романа затрагивает три летних месяца, и даже лето здесь — это метафора, которую я бы точно не поняла, если бы не обсуждение в книжном клубе. Вино из одуванчиков тоже символизирует важные вещи, но об этом расскажу чуть позже.
Произведение автобиографично, написано в жанре реалистической прозы и значительно выделяется на фоне остальных работ Брэдбери. Свои черты автор воплотил в образах братьев Тома и Дугласа, и даже имя и фамилия главного героя выбраны не случайно: Дуглас — второе имя писателя, а Сполдинг — девичья фамилия его бабушки.
«Вино из одуванчиков» — второй роман Брэдбери, который я прочитала. Знакомство с автором у меня началось с культового «451 градус по Фаренгейту». Оба произведения произвели на меня неизгладимое впечатление.
Почему «Вино из одуванчиков» понравится не всем
Рэй Брэдбери писал в разных жанрах, включая фэнтези, научную фантастику, ужасы, детектив и реалистическую прозу.
«Вино из одуванчиков» относится именно к реалистической прозе. В этом жанре основное внимание уделяется персонажам, а не сюжету. Это обычно идёт в противовес жанровой литературе: книгам, которые чётко вписываются в устоявшийся книжный жанр и ценятся за то, что они увлекательны и привлекательны для массовой аудитории.
И на протяжении месяца, что мы читали с книжным клубом этот роман, я часто слышала от окружающих меня людей, в том числе и от участников клуба, противоречивые отзывы. Кто-то с восторгом делился: «Вау, это очень крутое произведение!», а кто-то с горечью говорил, что книга не понравилась и дочитать её не может. И ни один человек не сказал мне что-то среднее про неё.
Лично мне роман понравился, и дальше расскажу почему.
Книга, которая наполнена летом
У Рэя Брэдбери красивые описания, которые развивают воображение. И многие участники встречи книжного клуба отдельно отмечали мастерство автора передавать атмосферу и настроение через описания. Хоть всю книгу разбирай на цитаты.
Вот цитаты, которые мне особенно понравились:
«Посмотришь на них подольше – так и прожгут у тебя в глазах дырку. Ведь простой цветок, можно сказать, сорная трава, никто её и не замечает, а мы уважаем, считаем: одуванчик – благородное растение.»
«Самые эти слова – точно лето на языке. Вино из одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылки лето.»
«Возьми лето в руку, налей лето в бокал – в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам – и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…»
День сегодня в Москве прохладный и дождливый, а я сижу в кофейне, пишу эту статью. И вдруг в голове всплывают теплые воспоминания из детства: желтое поле одуванчиков на даче, срываешь их да, чтобы стебелек подлиннее остался, плетешь венок, а потом руки отмыть не можешь.
Роман без глав и состоит из разных историй, которые происходят с Томом и Дугласом или около них. При этом каждому читателю откликнется своя история, которая происходит с героями. Считаю, что из-за этой особенности «Вино из одуванчиков» нужно именно читать, а не слушать.
Ещё в романе часто прослеживается тема взаимодействия детей и стариков. То есть когда дети приходят пообщаться не к родителям, а именно к пожилым людям. А тема жизни и смерти тянется ниточкой через всё произведение.
Необычно было читать некоторые диалоги. Например, главные герои — дети Том и Дуглас — очень внимательные и замечают многие мелочи. А их рассуждения иногда настолько глубокие, и даже странно, что детей беспокоят такие, казалось бы, «взрослые» темы.
Разгадка главных метафор романа
Выше я уже говорила о том, что в романе очень много метафор. И, на мой взгляд, основные — это лето и вино из одуванчиков. Что же можно понять под этими метафорами?
В книге «Вино из одуванчиков» лето становится метафорой целой человеческой жизни. Июнь — рождение и детство, июль — становление и зрелость, август — старость и умирание. Проживая эти дни, общаясь с другими жителями городка, главный герой, мальчик Дуглас, впервые понимает, что он живой и что может умереть, осознаёт конечность всех вещей и людей, учится ценить каждое воспоминание, каждый момент своей жизни.
Метафора вина из одуванчиков в романе Рэя Брэдбери является центральным символом произведения и имеет несколько глубоких значений:
- Консервация времени — вино из одуванчиков символизирует попытку поймать и сохранить лето, молодость, яркие впечатления. Герои романа каждый год готовят это вино, чтобы «запечатать» в бутылках воспоминания о лете.
- Символизм взросления — процесс приготовления вина из одуванчиков метафорически отражает взросление главного героя: сбор одуванчиков — это начало пути, процесс брожения — период изменений и взросления, готовое вино — итог прожитого лета, опыт.
- Ценность момента — как одуванчики собирают в определённый момент цветения, как важно «поймать» и сохранить яркие впечатления, как драгоценно каждое лето.
Главный вывод
Мой главный вывод, который я для себя сделала после прочтения романа: даже самые обычные моменты жизни могут быть невероятно значимыми и запоминающимися, каждый день несёт в себе что-то особенное, неповторимое, и важно уметь это замечать и ценить.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал — там ещё больше интересных заметок и рецензий на книги.