Представляю вашему вниманию выпуск из нового цикла «Будо». Этот цикл будет посвящен миру боевых искусств, а точнее — беседам с людьми, которые посвятили свою жизнь этому пути. Через их опыт мы увидим, к чему приходят мастера спустя многие годы практики боевых искусств.
В этом выпуске мы познакомимся с Рустамом Каримовым, сэнсэем и основателем додзё «Сутэми» в Санкт-Петербурге. Вы услышите о его пути в боевых искусствах, уникальном подходе к обучению, и развитии айкидо в России и мире. В выпуске будет обсуждаться, как современное айкидо сохраняет традиции, способствует личностному развитию учеников и о ключевых событиях в жизни додзё «Сутэми». Также Рустам поделится планами на будущее, проектами для учеников и широкой публики.
Владимир Юрчук: Всем привет! На связи подкаст «Земля Беринга» и с вами Владимир Юрчук. Сегодня наш формат это инставью. Он создан для тех случаев когда я не могу встретиться со своими собеседниками лично потому что они находятся в другом городе или стране и сегодня наш виртуальный рейс отправляется из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Этот выпуск выйдет в новом цикле «Будо», который рассказывает о мире боевых искусств через разговоры с людьми, которые посвятили свою жизнь этому пути и здесь нас ждет встреча с Рустамом Каримовым - сэнсэем и основателем додзё «Сутэми» в Санкт-Петербурге. Мы поговорим о его взгляде на боевые искусства и нам будет очень интересно узнать как меняется взгляд на этот мир через года. Здравствуйте, Рустам.
Рустам Каримов: Да, Владимир, добрый вечер, у вас доброе утро уже, рад слышать.
ВЮ: Предлагаю начать нашу беседу, если вы готовы.
РК: С начала я уже ваше представление послушал, так что думаю, что готов. Ну, извините, если как-то не так, у меня на самом деле нечасто интервью случается, так что попробуем импровизацию, как вы мне писали.
ВЮ: Надеюсь, что да, все будет прекрасно. Ну что ж, давайте в первую очередь я предупрежу, что буду делать паузы между вопросами и вашими ответами. Это связано с тем, что у нас связь проходит через интернет, чтобы наши слова не накладывались друг на друга, поэтому буду выдерживать небольшую паузу.
РК: Хорошо, я тоже.
ВЮ: Давайте начнём. Рустам, я с вами познакомился лично совсем недавно. Я хочу вас поздравить с тем, что вы уже в этом году отмечаете важную дату, потому что у вас новый этап в Айкидо, у вас седьмой дан по Ёсинкан Айкидо. Я вас поздравляю с этим. Какие ваши ощущения от этого нового звания?
РК: Да, ощущения есть. Во-первых, седьмой дан – это тот уровень, который присуждается мастерами, авторитетными, такими как Сонода Сэнсэй, например, за особые заслуги в развитии. То есть на этот дан как такового технического экзамена нет, но это уже оценка вклада в развитие Ёсинкан Айкидо во всём мире.
ВЮ: Я понимаю, что вы уже 30 лет, насколько вы упоминали в своих социальных сетях, занимаетесь айкидо, вообще погружены в этот мир и разумеется хочется узнать сначала о начале пути и почему в итоге вы выбрали айкидо?
РК: Дело в том что 30 лет, уже больше 30 лет - это преподавательский стаж. Начал я заниматься очень давно еще ребенком. Родители меня отдали в детское дзюдо, и конечно в большей степени это было офп, потом была спорт школа по дзюдо. Вот и когда я уже начал заниматься айкидо у своего дяди - Альфата Махмудовича Макашева я уже имел опыт дзюдо серьезный и еще каратэ тоже, еще тогда оно было запрещенным даже. 30 лет - это уже стаж преподавательский, это вкратце. Если мы вспомним, айкидо появилось как раз не в советское время, насколько я помню это было все таки уже скажем так современная Россия.
ВЮ: Как вы увидели Айкидо в первый раз?
РК: Дело в том, что многие мои занимающиеся и вообще просто жители познакомились с Айкидо благодаря фильмам Стивена Сигала, особенно первые три фильма. Моё же представление об Айкидо было раньше. Дело в том, что мой учитель, мой двоюродный дядя Альфат Макашев ещё давно рассказывал мне про Айкидо. Правда у него группа занимающихся была взрослая, и я ещё был тогда маленьким. Так что про Айкидо я услышал, можно сказать, это был Советский Союз. Я был в школе.
ВЮ: Давайте упомянем тех людей, которые понемногу на вас влияли. В любом случае, такие наставники вам встречались.
РК: Да, мы про айкидо будем говорить, так ведь?
ВЮ: Я считаю, что мы будем говорить сейчас именно про ваш путь, поэтому вы упомянули дзюдо, вы упомянули карате. Мне кажется, это неотъемлемая часть вашего понимания в итоге. Поэтому, если вы считаете нужным, пожалуйста, можно упоминать и, разумеется, мастеров из других сфер.
РК: Всё-таки давайте про айкидо. Мой первый учитель по айкидо был Макашев Альфат Махмудович. И когда я ещё был маленьким, собственно, Альфат Махмудович также меня через моих родителей направлял в тот или иной клуб дзюдо. То есть, это его рекомендации были. И я именно с его подачи занимался в этих детско-юношеских клубах и спортивных школах. Так что, конечно, центральную роль играет Макашев Альфат Махмудович. Он довольно-таки известен, особенно советскому поколению, поскольку является одним из родоначальников карате в Санкт-Петербурге и в России в целом. Конечно, одним из родоначальников. Поэтому для меня он был, конечно, всегда большим авторитетом. И таким образом он, скажем так, на мой жизненный путь повлиял очень серьезно.
Затем появился хорошо известный вам сэнсэй Дэвид Эйрз. Это было, когда он приехал из Англии, в 1996 году. Это был первый носитель, живой носитель знаний по Ёсинкан Айкидо. Дело в том, что до появления Дэвида развитие и обучение Ёсинкан Айкидо строилось на основе опыта Альфата Махмудовича и на основе некоторых видеокассет, которые хорошо известны. Энциклопедия Ёсинкан, общее название такое.
Таким образом, после сэнсэя Дэвида Эйрза мы познакомились с сэнсэем Кендзи Наказава, у которого был четвёртый дан по Ёсинкан Айкидо. И он провёл первый семинар по Ёсинкан Айкидо. Конечно, Дэвид сэнсэй проводил семинары, безусловно. Но затем подключился Кендзи Наказава в развитие Ёсинкан Айкидо в Санкт-Петербурге. И благодаря Кендзи Наказава мы уже познакомились с сэнсэем Киёюки Тэрада. На этот момент был 2000-й год, Тэрада был как бы самым главным мастером Ёсинкан Айкидо. Годзо Сиода, к сожалению, тогда уже не было. И Тэрада сэнсэй как раз является центральным таким элементом, оказавшим влияние.
Когда мы первый раз съездили в Японию в 2000 году, мы познакомились с Андо сэнсэем, с Сонода сэнсэем, с которыми я всё последующее время уже работал, наряду с сэнсэем Кендзи Наказава. Вот как-то так.
ВЮ: В любом случае вы встречали определённые сложности на своём пути обучения. Можете их назвать?
РК: Таких сложностей кардинальных не было. Дело в том, что до этого, так или иначе мы развивали Ёсинкан Айкидо своими силами. Поэтому уже основное понимание было, как раз Ёсинкан Айкидо - методичная школа, очень структурирована хорошо, и она для менталитета наших людей очень скажем так приемлема, привычна, поэтому больших сложностей не было. Я просто шел по пути, по методике и Ёсинкан Айкидо. Пожалуй, это стержневой момент. Конечно, какие-то творческие моменты тоже присутствовали, связанные с менталитетом наших людей. Всё-таки все, кто занимаются Будо, понимают, что менталитет японский и менталитет иной немножко отличаются.
ВЮ: Это, конечно. Расскажите, в чём секрет вашего упорства?
Вы говорили, что вы занимаетесь с детства, и здесь как раз было бы неплохо дать совет тем родителям, которые отдали своих детей в различные секции и в какой-то момент они ищут баланс между тем чтобы поддержать людей и в то же время потом когда ребенок подрастает и превращается уже в молодого человека очень часто многие сдают назад. Какой ваш взгляд здесь на это?
РК: Вы знаете, мне сложно сказать потому что для меня это «до», это путь, с самого детства, и наверное я уже по-другому себе не представляю жизни. Что касается совета, опять же я уже частично как обладатель японского менталитета скажу, вот «до» - это путь, поэтому надо в это погрузиться, надо это пропустить через себя. Что важно в первую очередь - я по крайней мере всем своим ученикам и взрослым и более юным рекомендую: самое главное – это вначале регулярность посещения, то есть чтобы занятия были регулярными. Сэнсэй показывает, объясняет, поправляет, но задача – пропустить всё-таки знания школы через себя. Это важно. И методика Ёсинкан Айкидо позволяет сделать такое.
ВЮ: И такой вопрос в этом разделе, который я хотел бы этим вопросом закрыть. Расскажите о получении своего первого дана, то есть чёрный пояс, свои ощущения, свою память спустя года.
РК: Дело в том, что у меня первый дан был по Айкикай айкидо. То есть тогда ещё в Санкт-Петербурге и в России, наверное, в целом айкидо не делилось на стили. И когда приезжал какой-то мастер, а это, скажем так, в историческом времени не так давно было, это была большая редкость. Поэтому все энтузиасты Санкт-петербургского айкидо, все собирались на того или иного мастера, который приезжал из-за границы. Поэтому тогда это был Айкикай. Поэтому мой первый дан, он по Айкикай айкидо.
Сейчас многие считают, возможно, заслуженно считают, что Айкикай айкидо — это более такая, что ли, танцевальная школа, нереальная. Может быть, оно и так, но раньше всё-таки в айкидо приходили заниматься люди, которые или борьбой занимались, или каратэ занимались. Так что тогда всё очень имело прикладной характер. И я считаю, что тогда всё-таки первый дан что-то значил. Затем, уже занимаясь Ёсинкан, этот дан был переаттестован. Так что, можно сказать, у меня два дана. Но одно с другим очень сочеталось. На самом деле, разные стили айкидо, по сути, они айкидо. Поэтому, какие бы они разные не были по методике преподавания, суть у них одна и та же.
ВЮ: Я понимаю. Расскажите о вашем додзё «Сутэми» в Санкт-Петербурге. Расскажите историю его создания.
РК: История его создания идёт с 2001 года, после первой поездки в Японию. В течение где-то двух-трёх недель мы там были. Всего я в Японии был пять раз, с таким глубоким погружением. Да, но клуб «Сутэми». И после первой поездки был создан клуб «Сутэми», как общественная организация, как юридическое лицо. Исходно это было для того нужно, чтобы была возможность арендовать спортзалы, поскольку уже в это время для аренды нужно было иметь юридическое лицо. Вот предпосылки создания клуба «Сутэми». Но, тем не менее, Альфат Махмудович, мой учитель, он порекомендовал мне взять такое название клуба. Он создал символ клуба, значение клуба. Вот история такова.
ВЮ: То есть ваш сэнсэй поддержал вас?
РК: Да, конечно. Я был его ученик, и, пожалуй, без него я бы и не решился. Собственно, я у своего учителя и спросил разрешение, уже не только быть его помощником, но и параллельно вести свой додзё, своих учеников.
ВЮ: Расскажите о названии. Оно в любом случае на японский манер что-то обозначает. Я знаю, и многие догадываются, слушатели, что это не просто так.
РК: Да, безусловно. То есть вообще термин «сутэми» в технике, в приёмах, он означает «бросок самопожертвованием». То есть простейший пример – это бросок упором стопы в живот. Многие знают, скорее всего, эту технику. Это одна из техник, называется «Сутэми Вадза». Но здесь название клуба, оно носит более такой, что ли, философский характер, философское значение. Это «уступить, чтобы победить». Этот принцип как раз очень характерен для многих боевых искусств, и в частности для айкидо.
ВЮ: Это очень философски, это правда, я с вами соглашусь. Как вы подбираете подход к обучению в вашем додзё? В любом случае, приходится делать, во-первых, какие-то не скидки, искать подход к ученикам, которые находятся не в Японии. То есть менталитет всё равно отличается. Плюс идёт время, люди тоже меняются. Как вы правильно сказали, когда-то люди обладали дополнительными навыками в каких-то других единоборствах, потому что ничего другого не было. А сейчас вы можете обучать людей с нуля, давая те знания, которые вы считаете лучшими для них. Как ваш взгляд менялся на этот подход? Что из себя сейчас представляет такая система обучения в вашем додзё?
РК: Хороший вопрос. Я помню, как я начинал преподавателем. Это ещё был стиль Айкикай айкидо. Свои первые ощущения, они были примерно такие, кавычки открываются, «я же всё этим ученикам показал, показал хорошо, я же всё им объяснил, почему они делают то, что они хотят сами по себе делать?» То есть это как раз говорит о том, что не было стройной методики, не было системы обучения. Постепенно, постепенно, конечно, эволюционируя и в этой области, и переключаясь на Ёсинкан Айкидо, я понял, что система обучения Ёсинкан Айкидо, она наилучшим образом подходит для менталитета именно наших людей. То есть там всё очень стройно. Есть буквы, из букв складываются слога, из слог складываются предложения, из предложений получается рассказ и так далее. Соответственно, есть в Айкидо Ёсинкан базовые движения, на них строятся базовые техники, на базовых техниках делаются различные вариации, они сочетаются и получается у нас дзию-вадза. Вы это знаете. Это называется «базово-кустовой» метод. Так что сейчас я считаю, что это самое удачное изобретение, и на своём опыте я проверяю это, вы у меня были в гостях, вот вы помните это. Так что стержень – это, пожалуй, классический Ёсинкан Айкидо. Ну и конечно это наши люди, поэтому например я включаю какие-то примеры, частные примеры прикладного применения. Все-таки айкидо это будо, боевое искусство и оно должно в сложных ситуациях безусловно пригодиться.
Но кстати сейчас когда люди эволюционируют, айкидо также стало интересно именно как некая философия, вот так пожалуй скажем, как философия которая помогает вообще в различных жизненных ситуациях, например в полемике, в избегании конфликтов, каких-то споров и так далее. Сейчас это находит всё большее и большее применение. И делается это не благодаря тому, что учитель посадил учеников и начинает им что-то, так сказать, в уши загружать. А это отработка техник. И через вот этот технический подход, через отработку технических действий постепенно-постепенно формируется несколько иной менталитет, который помогает уже в иных сферах жизни. Вот, наверное, моё видение.
ВЮ: Я смотрю, что вы всё-таки пришли к тому, что необходимо наличие системы обучения, но стоит сказать что не все идут этим путем. И многие я наблюдаю предпочитают грубо говоря учить тому что сегодня интересно, поэтому мне нравится что у вас есть четкое видение обучения своих студентов, это интересно.
РК: Дело в том что, надеюсь многие кто занимается будо меня поймут - это не только физическая сторона вопроса. Еще раз ваш вопрос.
ВЮ: Я подчеркнул что на самом деле не каждый преподаватель, не каждый сэнсэй приходит к тому чтобы создавать систему обучения. Поэтому многие действительно приходят и, по сути, реагируют на запросы своих учеников. И отсюда идёт, наверное, наклон в ту сторону, где люди начинают делать что-то, ну, то, что им просто нравится, или то, что они увидели. То есть система обучения, она как бы отсутствует как фундамент.
РК: Мы тогда с вами говорили, когда встречались, важен духовный стержень. То есть если этого духовного стержня нет, то каким бы Будо мы ни занимались, то тогда это просто превращается в физкультуру, в лучшем случае в некое подобие рукопашки. Поэтому, занимаясь айкидо, нам очень важен именно вот этот духовный стержень, который формируется через практику айкидо. Это нечто более глубокое, что помогает нам создать необходимую концентрацию, которая пригодится в любой сфере жизни.
ВЮ: Вы упомянули, что в исторической линии не так давно мы изучаем айкидо, как бы странно это не звучало в России, но уже так много всего произошло. И действительно сменились поколения и преподавателей и студентов. Связи с Японией были, точнее сейчас есть, раньше не было. Очень интересный следующий вопрос — каким вы на сегодняшний день видите развитие айкидо в России и в мире? Может быть вы наблюдаете какие-то тенденции? Может вы их подчеркнули лично для себя? В любом случае, трудно, наверное, сказать, что айкидо такое же, каким было в 1996-1998 году.
РК: Да, это так. В каком-то смысле айкидо стало более совершенным, поскольку мы смогли видеть больше мастеров, мы смогли приглашать мастеров с высоким уровнем знаний. Контактов стало гораздо больше, вот с одной стороны. Но с другой стороны, изменения ведь не всегда в лучшую сторону идут. Например, моё личное мнение, не хочу никого ругать, но вот то спортивное айкидо, которое появилось, это «быстрее, выше, сильнее». Вот так получается. И я в этом смысле преемник всё-таки более классической ветви, ветви Ёсинкан Айкидо. Вот сам Ёсинкан тоже разделился, например, Чида сэнсэй, он своё направление назвал так. Но по сути это Ёсинкан, это всё Ёсинкан и методика одна и та же. Я вот всё-таки поборник классической ветви, то есть именно айкидо не как спорт, а айкидо как Будо.
ВЮ: Я здесь не стесняюсь выражать и свою точку зрения. И я честно скажу, почему мне захотелось с вами познакомиться лично, прийти к вам на тренировку, потому что я, когда вернулся позже на Камчатку, я своим ученикам рассказал о нашей встрече, и меня это очень сильно обрадовало, потому что было приятно увидеть вот этот классический Ёсинкан без каких-то изобретений в виде спорта, соревнований и всего остального.
Я понимаю, что у каждого свой выбор, но... и тогда я имею право на свою личную точку зрения, и айкидо это не спорт. И я готов отстаивать в этом плане. Поэтому я очень рад тому, что ваш додзё действительно изучает традиции, сохраняет. И вот как раз мой следующий вопрос по поводу того, как же их удается сохранять, эти традиции. И нет ли такого ощущения, что может быть не нужно цепляться за старое?
РК: Как сохранять традиции? До того, как случилась пандемия, мы в течение нескольких лет, в течение учебного года один или два раза приглашали своих учителей из Японии, готовились заранее, конечно, к этому. И именно носители традиции, носители этой культуры, они приезжали, они нас корректировали, давали правильные установки. Также я делал всегда так, чтобы мои ученики на мастерские степени, начиная с первого дана, сдавали уже моим учителям, а именно Сонода сэнсэю и Андо сэнсэю. Таким образом мы поддерживали правильное развитие.
Случилась пандемия и ещё затем проблемы. Но я уже сам в течение полугода проводил семинар, семинар выходного дня, где мы что-то интересное разбирали с учениками. Но, однако, в апреле этого года (2024) удалось пригласить сэнсэя Сонода. Он приехал со своей ученицей Шимазаки сан. И у нас получился долгожданный семинар, которого не было в течение пяти лет. Как-то так мы стараемся.
ВЮ: То есть, вот эта связь с японскими мастерами, она конечно важна.
РК: Да, конечно, она очень важна. Лично моё мнение, одна из причин, почему появилось спортивное айкидо, это потому что перестали ездить японские мастера и как-то задавать правильный дух, правильное направление развития айкидо вообще. Дело в том, что Хомбу додзё Айкикай айкидо, они же тоже против соревнований. И они выпустили целый меморандум по этому случаю, где всем ученикам запрещали участвовать в таких мероприятиях.
ВЮ: Да, конечно, хотелось бы ещё уточнить по поводу того, вот, вы говорите что вы общаетесь с японскими мастерами, и как вы думаете, почему они приезжают в Россию по вашему приглашению?
РК: По нашему приглашению это уже, скажем так, стало традицией на протяжении многих лет. С 2003 года, сэнсэй Сонода в 2003 году ко мне приехал, и вот с этого момента к нам ежегодно или раз в полгода даже, в лучшие времена, приезжали японские мастера. То есть здесь уже вопрос, наверное, доверия, потому что я их считаю своими учителями, Они меня считают своим учеником, так что, наверное причина в этом. Это касательно меня.
ВЮ: И всё-таки, как бы подчеркнуть тоже таким последним вопросом взгляд на Айкидо, как вы думаете, что именно в Айкидо и какую роль Айкидо играет в жизни ваших учеников?
РК: На самом деле, моё мнение об Айкидо, заниматься Айкидо приходят люди определённого, скажем так, уклада, что ли, определённых взглядов на жизнь. То есть это гармоничные люди, это люди не агрессивные, люди кому интересно айкидо именно как искусство. В то же время само собой и прикладная сторона и самозащита, но это такие вот люди, общего знаменателя скажем так.
ВЮ: А какими качествами вы стараетесь наделить своих учеников? То есть вы подходите сначала через какие-то личностные качества или вы все-таки в первую очередь понимаете что необходимо дать базу движений.
РК: Конечно дать базу движений для того чтобы ученики не только воспринимали объяснение слушая или смотря на демонстрацию техник, но чтобы они учились пропускать это через себя, через свои ощущения. То есть задача обучения состоит в том чтобы ученики могли внутри своего тела почувствовать эти навыки, эти принципы. Моя точка зрения такая.
ВЮ: Но всё равно необходимо мотивировать учеников, особенно на разных этапах. То есть самый, наверное, несложный, когда люди приходят в первый раз, так как им всё в новинку, все движения в новинку, они видят результат своих действий. Я вот тут постарался, вот у меня здесь получилось лучше. Сложнее, наверное, когда ученики уже обладают более высокими уровнями, где работать нужно больше. И вот эти навыки, достижения, они появляются уже не так быстро. Но поделитесь своим взглядом, так ли это?
РК: Конечно, мотивация очень важна. Ну, как я мотивирую своих учеников? Во-первых, это участие в семинарах, конечно, и в моих, и японских учителей моих. В то же время экзамены, экзамены на кю, вот это очень хорошая мотивация. Это ещё один способ обучения учеников. То есть, когда люди готовятся к экзамену, волей-неволей вынуждены пропускать эти ощущения через себя, анализировать их, отрабатывать, а потом демонстрировать.
ВЮ: Ваши ученики делятся с вами своими личными историями, как айкидо помогает им в жизни?
РК: Да, конечно, это так. Иногда слышу такие рассказы, и очень интересно, как это происходит. То есть, когда уже ученики так или иначе где-то в какой-то сложной ситуации употребили, не обязательно это ситуация такого физического конфликта, но в том числе и самозащита тоже. То есть, сначала выстреливает какой-то рефлекс, который заложен в теле, и потом уже спустя некоторое время они анализируют и приходят к пониманию, что, оказывается, это было по сути айкидо. То есть да, это не красивый приём, демонстрируемый на экзамене, это не отработка базовой техники, которая делается длинным образом. Что-то вдруг раз выскочило, выстрелило, и потом уже человек, анализируя произошедшее, понимает, что это как раз и сработали те навыки, которые были заложены в теле с помощью занятий.
ВЮ: Если мы постараемся написать своеобразную летопись о «Сутэми» додзё, какие ключевые события вы бы расставили на этой исторической линии, которые влияли на развитие додзё?
РК: Конечно, это влияние, собственно, тех мастеров, с которыми я встречался, которые меня обучали. Конечно, это сначала Альфат Махмудович Макашев, который помог мне в том, что я начал самостоятельно преподавать. Конечно, это сэнсэй Дэвид Эйрз, который приезжал и делился своими знаниями, своим опытом. Конечно, затем это сэнсэй Кендзи Наказава, проводивший семинары и познакомивший нас с Тэрада сэнсэем. Затем это визит Терада сэнсэя в Санкт-Петербург, потом поездки в Японию. И, наверное, то, что мои учителя меня поддерживают: Андо сэнсэй, Сонода сэнсэй, Кендзи Наказава сэнсэй.
ВЮ: Вы испытывали когда-нибудь разочарование в учениках, в каких-то других моментах?
РК: Да такого уж разочарования не было. Разочарование, когда талантливые люди почему-то уходят, хотя у них всё получалось. Вот, наверное, мои разочарования могут быть такими.
ВЮ: Вы в любом случае смотрите на какие-то причины через свой личностный опыт. Как вы думаете, вот в каких-то ситуациях, когда, допустим, талантливый ученик действительно оставил тренировки, вы считаете, что сэнсэй должен как-то воздействовать, приложить максимум сил для того, чтобы вернуть ученика на путь? Или вы понимаете, что это его выбор и явно здесь не стоит влиять на человека?
РК: Мой учитель, мой дядя Макашев Альфат Махмудович говорил так: «Учитель и ученик это два путника, которые идут некоторое время по одной и той же дороге, идут вместе».
ВЮ: Это хорошие слова.
РК: Ну, скорее всего, это какая-то восточная мудрость, вот я более чем уверен. Но, тем не менее, постепенно-постепенно я как-то понимаю правильность и мудрость значения его слов. Ну, есть ещё одна причина, то есть всё-таки сэнсэй, руководитель клуба, он должен быть лидером и своим примером, собственно, показывать отношение к делу. Это к вопросу мотивации. Тогда, если это такая правильная пирамида, что ли, тогда соответственно, ученики будут тянуться за учителем.
ВЮ: Когда-то я встретил человека, мы тренировались в зале вместе, и он пришёл в айкидо, как он сам говорил, поздно, ему было 55 лет. И мне было всегда интересно с ним побеседовать. То есть местами он выражал огорчение, что пришёл в айкидо так поздно, хотя в итоге он смог получить заветный чёрный пояс. Ну а с другой стороны, он упомянул о том, что так сложилась жизнь, то есть всё случилось тогда, когда должно было быть. Как Вы относитесь к тому вопросу, когда вас спрашивают про возраст, когда лучше начинать изучать айкидо?
РК: Да, вопрос философский, изучать айкидо можно в любом возрасте, однако всё-таки это требует, мне кажется, такого созревания. Знаете, что в Ёсинкан Айкидо на ранних этапах ученики брались в Японии, обладатели первого или второго дана или по карате, или по дзюдо. То есть это были люди подготовленные, которые знали, что такое удар, что от удара надо защищаться, уходить, уклоняться и так далее. Что есть броски, надо уметь делать страховку. То есть это уже были люди, подготовленные в смысле боевых искусств. И именно тогда айкидо было как вершина пирамиды, что ли, таким образом. Так что, на самом деле, мне кажется, для айкидо надо созреть. Неплохо, если приходят ученики, у которых уже был опыт занятий иными боевыми искусствами. Как правило, не сразу, но постепенно, но это также включается в процесс изучения.
ВЮ: Давайте поговорим о культурной жизни вашего додзё. О мероприятиях. Вы упоминали семинары. Наверняка у вас есть и, естественно, какие-то внутренние традиции общения с своими учениками, не только во время тренировок. Давайте расскажем о каких-то событиях, которые вам интересно вспомнить и которые вы планируете в будущем для учеников и для широкой публики.
РК: Вообще, ближайшее мероприятие, я думал что весной следующего года мне удастся пригласить кого-то из моих сэнсэев. Вот пока еще точно не могу сказать. Также параллельно я провожу внутренние семинары. И в последнее время на эти внутренние семинары приходят, бывает, что гости из других клубов, из других стилей, чтобы познакомиться с Ёсинкан Айкидо. Вот такие, наверное, мероприятия.
ВЮ: Мне хотелось бы сделать такой акцент на то, что Санкт-Петербург очень большой город, и в большом городе очень часто глаза разбегаются от выбора. И из-за этого может показаться, что люди не могут сосредоточить внимание на одном выборном деле. Так ли это?
РК: Как правило, если мы говорим про занятия айкидо, то это хобби для большинства людей. То есть, есть как бы своя работа, своя личная жизнь, семья, но есть хобби, и, соответственно, люди выбирают. Кто-то хочет айкидо заниматься, кто-то хочет другими стилями заниматься.
ВЮ: У человека должен быть выбор?
РК: Конечно, естественно... Вот сейчас как раз идет набор начинающих. Конечно, были в свое время и периоды, когда айкидо было на гребне волны, когда не нужно было даже и рекламы никакой давать, то есть люди сами, увидев додзё айкидо, приходили заниматься. Сейчас ситуация другая, как мы уже говорили, она изменилась немножко. Но тем не менее, те люди, которые приходят, это их сознательный выбор, они сами нашли додзё.
ВЮ: Спасибо, что были с нами. Я ещё раз напомню, что сегодня мы вели выпуск с сэнсэем Рустамом Каримовым из Санкт-Петербурга, основателем додзё «Сутэми». В описании к выпуску я всегда оставляю полезные ссылки на ресурсы и социальные сети моих гостей. В любое время вы сможете по ним пройти. Большое спасибо. Мы завершаем эфир. И до встречи! Оставайтесь на связи вместе с землей Беринга. До свидания.
Запись интервью:
https://beringland.mave.digital/ep-137
https://music.yandex.ru/album/13657424/track/132178798
«Земля Беринга» - это подкаст и медиа школа. Мы рассказываем о событиях, берём интервью у интересных собеседников и учим журналистскому мастерству!
Телеграмм-канал: https://t.me/Bering_land
ВКонтакте: https://vk.com/bering_land
Яндекс дзен: https://dzen.ru/bering_land