Найти в Дзене

«Закулисье: что происходит, когда публика уходит, а оркестр остаётся»

Публика аплодирует стоя, цветы летят на сцену, дирижёр благодарит, артисты кланяются — финальный аккорд.
Занавес. Свет. Конец?

О, нет.
Закулисье только начинается. 😏

Когда зритель покидает зал, в филармоническом воздухе происходит трансформация. Оркестр из величественного организма превращается в… человеческий. Очень человеческий.
Смокинги тут же превращаются в мешающие конструкции, галстуки слетают, туфли меняются на кеды.
Первый скрипач уже в джинсах. Контрабасист ищет кофе. Флейтистка уже заказала доставку в антракте и теперь раскладывает роллы на гримёрном столике. Сцена больше не храм.
Теперь это —
место выживания.

Дирижёр, только что вдохновлённый духом Малера, отходит за кулисы с лицом человека, который очень хочет сесть и выпить чаю, но не в коллективе, где обсуждают баланс альтов.

И обсуждают ВСЁ.

«Слышал, как он вступил в третьей части? Это было не бах, это было бух.»
«Контрабасов было не слышно, и это комплимент.»
«Кларнет, кстати, молодец. Хоть кто-то знал, где мы находимся.»

В раздевалке оркестра царит особая атмосфера: смесь пота, кофе, музыкальных баек и эмоциональной разгрузки. Там звучат фразы, которые за пределами филармонии звучали бы как безумие:
«Куда я засунул свою бабочку!? Кто-нибудь видел?»
«Он дирижировал на раз, а я-то думал, что на три!»
«У меня ноты сдуло сквозняком, но я продолжил по памяти Шостаковича. Не та симфония, правда.»

А дирижёр… маэстро...
Он сидит в тишине.
Ему не нужно говорить. Он уже
сказал всё руками.
Он пьёт воду. Или бокал чего-то достойного.
И в голове у него не покой, а мысли вроде:
«Как нам завтра репетировать финал, если у третьего тромбона свадьба? Рахманинов вроде сегодня получился...прям прошибло зрителей, я спиной чувствовал их слезы! Почему вечно фа-диез во второй части у альтов низкий! сколько можно говорить? Всю гармонию портят...»

Иногда в закулисье заходит особо восторженная публика:
«Маэстро, это было великолепно!»
«О, спасибо, мы старались.»
«А как вы всё это запоминаете? Вы же без нот!»
Он улыбается. Ласково.

Когда все разошлись, дирижёр выходит на опустевшую сцену. Смотрит на кресла. И на секунду снова слышит музыку.
И думает:
«Повторим завтра. Только фагот низил в главной парти, надо сказать ему завтра...» 😌🎶