Найти в Дзене
maya_vinbooks

Barbara Vido: “Писательство — это взгляд на жизнь”.

Barbara Vido — писатель-музыкант, автор самобытной фэнтези-истории «Рыцарь и Цыган» и гость, которого хочется слушать бесконечно долго.

Сегодня мы поговорили о писательском процессе, продюсировании собственной книги, трендах и книжном рынке.

Читайте в интервью:

— Как издать книгу не отдавая авторские права?

— Опыт работы с десятью художниками. Как не сойти с ума и сделать все в рамках закона?

— Как начался писательский путь автора и почему ей всегда хочется написать продолжение любимых прочитанных историй?

— Нужны ли писательские курсы для авторов? Мнение Барбары.

— Почему автор никогда не пишет черновики?

— Как создались образы главных героев «Рыцаря и Цыгана»?

— Тренды, исследование книжного рынка, сотрудничество с блогерами, дальнейшие планы и другие не менее интересные темы.

— Барбара, здравствуйте! Недавно я прочитала вашу книгу «Рыцарь и Цыган» и мне стало интересно больше узнать о вас. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?

— Здравствуйте! Училась я на бакалавриате “Международные отношения”, потом закончила магистратуру “Международная журналистика”. Работала сначала новостным корреспондентом, потом интернет-маркетологом и pr-менеджером, а оттуда, самостоятельно изучив проектный менеджмент, специфику работы с IT-проектами, принципы работы с базами данных и SQL, перекочевала в IT на должность руководителя проектов, где работаю до сих пор. Но из офиса я ушла полтора года назад, сейчас веду фуллтайм свои проекты, связанные с моими песнями, книгами, съемками клипов и маркетингом этих проектов, параллельно беру в работы чужие проекты.

— Как вы начали свой писательский путь? Прочитав послесловие книги я узнала, что «Рыцарь и Цыган» ваше первое произведение. Были ли сомнения, прежде чем вы решились попробовать свои силы и написать эту историю?

— Не совсем так. “Рыцарь и Цыган” - это моя первая изданная книга. У меня до этого были уже написаны произведения, некоторые из которых я публиковала на онлайн ресурсах. Я вообще начала писать прозу и стихи ещё в детстве, я все время придумывала какие-то истории, зарисовки, рассказы. Недавно нашла как раз свои старые записи, начала их перечитывать и поняла, что неплохо, оказывается, написано для пяти-шестилетнего ребёнка. Кстати, в возрасте 10 лет я прочитала “Мастера и Маргариту” Булгакова, безумно мне понравилось это произведение. Но уже тогда у меня была черта, которую я, скажем так, притащила с собой во взрослую писательскую жизнь - если я читаю какую-то книгу, которая мне очень нравится, а потом она заканчивается, мне неизменно хочется прочитать ещё, а этого самого ещё больше нету, потому что книга-то закончена, и поэтому приходится писать самой. Так вот, после прочтения “Мастера и Маргариты” в 10 лет я написала продолжение этого романа. Я долгие годы тешила себя надеждой, что эти записи утеряны навсегда, но вот, порывшись прошлой зимой на даче, я обнаружила, что нет, эти записи остались. Продолжение “Мастера и Маргариты”, написанное моей рукой, действительно существует, очень забавно.

Итак, я писала довольно много, но это были короткие рассказы, короткие зарисовки, стихи. Я публиковалась в журнале школьном, но никогда к этому серьёзно не относилась, потому что мне казалось, что я тут балуюсь чем-то, фигнёй какой-то занимаюсь. Я это как-то не связывала с творчеством тех писателей, чьи книги я читаю. Для меня это вообще небо и земля были. Потом я продолжила писать и в старших классах школы, и в университете - это в основном были небольшие рассказы и повести, которые написаны в современном сеттинге. Я до сих пор пишу в этом жанре, выкладываю эти работы на онлайн ресурсах, но под другим псевдонимом, потому что они написаны совсем в другой стилистике, чем мои книги, которые я собираюсь издавать, и у них совсем разная целевая аудитория.

Сомнений перед написанием книги у меня не было, потому что я так случайно её написала, что я сама от себя не ожидала, и поняла, что это происходит, только когда у меня уже было написано несколько страниц и оно как-то само собой шло, и я вдруг поняла, что, оказывается, я это могу.

— Для вас писательство хобби или нечто большее?

— Недавно я услышала одну точку зрения, которую озвучила писательница Яна Вагнер в подкасте «Кочан капусты за авторский лист». Она сказала, что писательство — это болезнь: ты не можешь не писать. Даже если у тебя физически не получается писать, это тебя мучает, потому что у тебя есть какие-то идеи, которые хочешь воплотить, придуманные истории, которые хочешь рассказать. И если ты не можешь найти нужных слов, чтобы их выразить, если не можешь постоянно сидеть и записывать их, то они всё равно на тебя давят, сидят на шее и кричат в ухо: «Расскажи, расскажи, расскажи! Напиши, напиши, напиши!»

Я отчасти с этим согласна, но, наверное, немного перефразировала бы это со своей точки зрения. Я считаю, что писательство — это взгляд на жизнь. Это то, как ты воспринимаешь окружающий мир, как ты его чувствуешь, как ощущаешь. Это определённый взгляд на то, что вокруг тебя происходит; это стиль жизни, если хотите. При этом это никак, по сути, не связано с тем, зарабатываешь ты этим на жизнь или нет. Можно зарабатывать на жизнь написанием текстов, но при этом не быть писателем. Можно совсем не зарабатывать на текстах, которые пишешь, и при этом быть писателем.

Для меня это стиль жизни, выражение моего взгляда на мир. Потому что я рассказчик — я всю жизнь придумываю истории, подмечаю их в том, что происходит вокруг, и мне интересно их обдумывать, анализировать, добавлять что-то своё к тому, что увидела, и записывать это.

— Вы учились писательскому мастерству на курсах или методом проб и ошибок?

— Нет, писательскому мастерству я ни на каких курсах не училась, и, честно говоря, вообще считаю, что курсы по писательскому мастерству — это что-то сродни инфоцыганству. Потому что, опять же, это определённый взгляд на мир, и объяснить человеку, что можно воспринимать окружающее именно так, подмечать в нём какие-то моменты и выражать это словами… Ну, хватит, может, 30–40 минут. Всё. А дальше — тот самый метод проб и ошибок, который вы упомянули. Просто нужно много писать и много читать.

Я очень скептически отношусь к авторам, которые говорят, что пишут, но при этом не читают других. Я училась писать у замечательных писателей — они были моими учителями. Когда ты много читаешь, ты понимаешь, что тебе нравится, а что нет: какой язык, какой слог, какая динамика, какой подбор слов, какие лексические обороты, какие художественные приёмы. Всё это ты подмечаешь и потом пробуешь использовать в своих текстах.

Помимо этого, я ко всем своим текстам подхожу именно как читатель — в первую очередь потому, что хочу прочитать их сама. Я пишу их вынужденно: мне не к кому обратиться, не у кого заказать эту историю, некому сказать: «Слушай, хочу у тебя заказать этот сюжет — напиши мне». Поэтому я пишу сама, но всегда оцениваю текст с точки зрения читателя. Я пишу так, чтобы мне самой было интересно и приятно читать, а для этого нужно соответствовать стилю и манере тех авторов, которые мне нравятся.

Так что, если сводить вопрос к рекомендациям, то, мне кажется, чтобы научиться писать, достаточно трёх вещей:

  1. Внимательности к окружающему миру.
  2. Практики в написании текстов.
  3. Начитанности.

— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Самое интересное — это возможность изучать темы, в которых я не разбираюсь или разбираюсь плохо. Я очень люблю историю, но это такая наука, которую можно изучать бесконечно. Я использую идеи, которые хочется записать, как повод лучше изучить тот или иной исторический период и его особенности.

Например, когда я писала первую книгу "Рыцарь и Цыган", мне пришлось много исследовать жизнь в средневековой Европе начала XV века. Я изучала быт Центральной Европы: как люди одевались, как выглядели города, что они ели и пили, были ли у них библиотеки и какими они были.

Сейчас я работаю над новой книгой, где исследую сразу несколько тем:

  1. Саамы и Кольский полуостров — изучаю структуру мифов и верований, культурные обычаи, традиции, быт, народные обряды, воспитание детей, промыслы, а также флору, фауну и геологические особенности региона.
  2. Европа XII-XIII веков — эпоха Крестовых походов, особенности жизни и взаимодействия с соседними государствами, включая Древнюю Русь.
  3. Возникновение религии — как она появляется, кто может её основать, сколько для этого нужно людей, что создаётся с нуля, а что заимствуется, как развивается: зависит ли всё от харизмы одного человека или требуется систематическая пропаганда.

Самое сложное в писательстве для меня — процесс формулирования идей и переноса истории на бумагу. Когда я придумываю сюжет, он разворачивается в моей голове как яркий, красочный фильм с полным погружением: я ощущаю запахи, температуру, тактильные ощущения — настоящее 6D-восприятие. А потом нужно всё это передать двумерными буквами... Часто просто не существует слов, способных описать то, что я вижу и чувствую в той или иной сцене. Это вечная борьба — попытка хотя бы отчасти передать свои ощущения через текст.

Кроме того, мне необходимо полное сосредоточение. Я пишу только в тишине, когда меня ничего не отвлекает. Даже если рядом кто-то тихо работает — это уже мешает.

Ещё одна сложность: я никогда не пишу "черновики". Если пишу — то сразу начистовую. В процессе могу редактировать логические неточности или добавлять детали, но никогда не переписываю готовые куски текста. Поэтому бывает, что я неделями ничего не пишу, потом создаю несколько страниц, снова делаю паузу для обдумывания — и так по кругу.

-2

— В книге вы уже делились тем, как вам пришла идея книги, но давайте еще раз расскажем это читателям блога. Как появились Цыган и Рыцарь и что заставило вас рассказать их историю?

— Всё началось со сна. В тот момент я только начинала выпускать свои песни, и у меня уже было несколько композиций, сюжеты которых тоже пришли из сновидений - например, "Лядвенец" и "Олеандр".

Однажды мне приснился сон с двумя персонажами - рыцарем и цыганом. Это была целая история об их встрече и совместных приключениях. Когда я проснулась, то поняла: хочу это записать. Раньше мне никогда не снились такие яркие, насыщенные "фильмы".

Я начала переносить историю в текст песни, но быстро осознала, что в такой короткий формат влезает максимум одна-две главы. Песню я записала и выпустила - она называется "Knight & Gypsy" и теперь стала саундтреком к книге.

Но я чувствовала, что история не закончена, что я не рассказала её до конца. Это ощущение не покидало меня полтора года.

И вот утром 3 января 2024 года я проснулась, взяла планшет и начала писать. Сразу получилось два первых абзаца первой главы. На следующий день история продолжила литься сама собой, пока я не осознала: "Ой, да я же пишу книгу! И у меня получается!"

— Как создавался ваш псевдоним и что он означает?

— Barbara Vido сложилось из англофицированной версии моего имени Варвара и моей фамилии Видо.

— Легко ли создавались герои и их имена?

— Начну с имён. У главных героев их нет - точнее, имён как таковых. У второстепенных персонажей имена по сути являются характеристиками, а не тем, что мы обычно подразумеваем под именем. Например, одного персонажа могут звать Жестокий, другого - Надменный, третьего - Добродушный, и так далее. По-настоящему имена есть только у двух второстепенных персонажей.

Создавать героев было легко, а вот работать с ними оказалось сложнее. Возьмём, к примеру, рыцаря - человека молчаливого, уставшего от жизни, от собственного бессилия и невозможности изменить то, что он считает неправильным. Заставить его, так сказать, разговориться и вступить в диалог было непросто. Приходилось долго продумывать: как бы он мог ответить, что могло бы его разговорить, какие мысли его волнуют.

Ещё один персонаж, который дался мне особенно тяжело - Настоятель. В нём сконцентрированы самые неприятные для меня человеческие качества. Это, можно сказать, собирательный образ. Описывать его было мучительно - сразу вспоминались определённые люди, с которыми мне довелось столкнуться в жизни.

— С какими сложностями вы столкнулись в процессе написания книги? Как их преодолевали?

— Сложностей было довольно много. Первая - поиск достоверных источников. Мне было важно не просто придумать "от балды" фэнтезийный мир, не подчиняющийся законам логики. Я хотела создать реалистичный мир с исторически достоверными фактами и событиями, куда добавила лишь немного магии. Но при поиске источников столкнулась с проблемой: по узким вопросам сложно найти однозначные подтверждения, что "да, так и было" или "нет, такого не случалось".

Вторая трудность: работа в офисе стала мешать писательству. Она и раньше конфликтовала с моей творческой деятельностью - написанием песен, выступлениями. Но тогда я мирилась с этим, считая офис источником дохода для музыки. Однако когда начала писать книгу, поняла: руководящая должность отнимает слишком много времени и сил, не оставляяя ресурсов ни на что другое. Решение уйти далось тяжело - я долго сомневалась, но спустя полтора года ни о чем не жалею.

Третья сложность - баланс между написанием книги и ее продвижением. Когда рассказываешь в соцсетях о книге - ты не пишешь ее. Но если не рассказывать - к моменту выхода не будет читателей. Этот конфликт я до сих пор не разрешила: делегировать ведение соцсетей не могу, ведь они построены на моей личности и мировоззрении. Нанятый SMM-специалист не сможет писать "от меня", а мне важно сохранить аутентичность для нашего комьюнити.

Следующий вызов - выбор способа публикации. Когда книга была готова, я месяц (а может, два) анализировала: печатать ли вообще, и если да - то в типографии или через издательство. Выбор требовал серьезного обдумывания.

Отдельная серьезная трудность - юридическая подготовка: разработка договоров с юристом и ведение переговоров с художниками.

Я отобрала 80 потенциальных иллюстраторов, но в итоге сотрудничала только с десятью. Общение с кандидатами сопровождалось множеством неприятных ситуаций, которые сильно выматывали.

Казалось, с самого начала реализации этого проекта мне постоянно встречались люди и обстоятельства, которые только мешали и усложняли путь. Многие художники на этапе переговоров вели себя грубо и бестактно, двое даже пытались обвинить меня в мошенничестве. Почему? Потому что привыкли работать с крупными издательствами без договора или с юридически недействительными договорами, которые выгодны издательствам, и все мои доказательства на то, что мои документы и методы их подписи юридически действительны и защищают права сторон, натыкались на "а мы с крупными издательствами по-другому подписывали, и им норм было, значит, вы мошенник".

Согласовывать дизайн книги и макеты мерча оказалось тяжелее, чем я думала. Как говорится, "нельзя просто так взять" и сделать классный мерч. Сначала нужно надорвать жопу, потому что у всех типографий разные требования, а еще и цена на печать внутри одной типографии различается в зависимости от количества мерча. Так 1 экземпляр будет стоить вдвое дороже, чем 10 экземпляров. А еще нужно разбираться в видах печати, чтобы подобрать нужный материал...

— Не секрет, что в художественной литературе огромную роль играют тренды. В своем творчестве вы ориентируетесь на тренды? Следите за книгами, которые сейчас популярны на книжном рынке?

— Нет, это моё главное правило: я никогда не пишу то, что популярно или в тренде. Мне это просто неинтересно. Я не слежу за тем, что сейчас читают или издают большими тиражами. Пишу только то, что хотела бы прочитать сама.

Признаюсь, я довольно старомодный читатель - обычно выбираю авторов, которых уже давно нет в живых.

Единственный раз, когда я анализировала современный книжный рынок, был связан с подготовкой к выпуску собственной книги как арт-директор. Пару месяцев я тщательно изучала, как иллюстрируют книги, как подбирают обложки, особенности леттеринга, принципы дизайна.

Это помогло найти оптимальные варианты для моей истории и сформулировать чёткое техническое задание сначала художникам, а затем дизайнеру и верстальщику.

— Вы издали книгу в небольшом издательстве «У Никитских ворот», которое не настолько известно массовому читателю. Не могу не спросить, сталкивались ли вы с отказами других издательств, пока искали, с кем выпускать книгу? Как справлялись с этим и как можете оценить свой опыт издания бумажной книги? Приобрели ли вы какие-то новые для себя навыки в процессе работы над выпуском книги?

— Издательство довольно таки известное: это "Литературная газета", старейшее периодическое издание России, то самое, которое основал Дельвиг и где с 1830 года публиковался Александр Пушкин. А еще там работают потрясающие люди, для которых книга - это драгоценность, а не продукт на продажу.

К моменту отправки рукописи в издательство я чётко знала, на каких условиях и с какими издательствами я бы хотела работать, поэтому круг издательств, в котором я отправляла свою рукопись, был очень сильно ограничен. Я не собиралась никому отдавать авторские права на свою книгу. Я хотела делать её такой, какой я хочу её видеть, полностью участвовать в процессе и контролировать его, и я была готова вложить в это свой собственный бюджет, поэтому чаще всего получалось так, что не издательство отказывало мне, а я отказывала издательству, потому что его условия мне не подходили. Например, так случилось с издательством “Руграм” и их типографией Т8, так случилось с издательствами “Делибри” и “Эксмо”. Издательство “У Никитских Ворот” я выбрала осознанно и целенаправленно. Я уже знала авторов, которые в нём издавались, и мне понравилось качество работы. Я приходила в издательство и беседовала с его руководителями, и мне очень понравился их подход. Я увидела, что они разделяют моё уважение и трепетное отношение к книгам, что для них это не просто продукт, на котором можно заработать, а невероятная ценность, которую нужно беречь и сделать максимально качественной. Я поняла, что я могу доверить этим людям свою книгу и хочу это сделать. Опыт взаимодействия с этим издательством у меня очень положительный. Думаю, что когда я завершу свою новую книгу, если я решу её издавать, то буду делать это снова в этом издательстве.

Пожалуй, все, чему я научилась за вот тот год, это все были новые навыки и новые знания, потому что, хоть я и работала ранее с печатной продукцией, я не работала с книгами, хоть я и ранее работала с договорами, я не работала с договорами по авторскому заказу и передаче авторских прав. Очень многому научилась и в плане книгоиздания, и как арт директор, и как руководитель проекта издания книги. Когда мы решили мерч делать вместе с дизайнером, тоже очень много чего узнала: как готовятся макеты, какие требования у типографии, какие есть подводные камни.

-3

— По книге и послесловию заметно, что вы вдумчивый человек, который очень любит исследовать, анализировать и вкладывать свой опыт в книгу. Вы много времени уделяете рассказу о том, какие локации стали прообразом того мира, где разворачиваются события книги, поэтому не могу не спросить: вы находите вдохновение в каждом путешествии, в которое вы отправляетесь? Есть ли место, которое запомнилось вам больше всего?

— Спасибо, мне искренне приятно и ценно, что вы это заметили. Да, я действительно, как говорит один мой любимый персонаж, "планировщик" - больше думаю, чем говорю.

Знаете, к сожалению, не все путешествия бывают удачными. Некоторые скорее отнимают силы, чем вдохновляют. Но обычно я езжу именно за вдохновением - чтобы увидеть, как живут другие люди, понять их точку зрения, познакомиться с культурными особенностями. Это даёт мне свежий взгляд на привычные вещи, возможность увидеть их под новым углом и использовать эти открытия в песнях или книгах.

О, таких вдохновляющих мест несколько! Я была в восторге от древних крепостей в Индии и Хиве (Узбекистан) - именно так родился "Чхаг". Потом безумно влюбилась в северную природу Кольского полуострова: низкорослую тайгу, тундру, берега Баренцева моря. Настолько, что сняла там два клипа для нового альбома и пишу вторую книгу об этих местах.

Но самое незабываемое - поездка в Исландию в 2019 году. Это было спонтанное решение, хотя я давно мечтала туда попасть. Как человек, с детства погружённый в скандинавскую мифологию, я долго откладывала эту поездку - это казалось чем-то запредельным. Так же я откладывала поездки в Мексику, Египет, Индию и Японию.

Особенно символично, что к тому моменту у меня уже был готов костюм Локи (версии Тома Хиддлстона) - половину чемодана занял этот образ! Я не только увидела инопланетную красоту Исландии, но и смогла там посниматься в этом костюме. До сих пор вспоминаю это как одно из самых ярких событий в жизни. Кстати, этот костюм я до сих пор использую на выступлениях - у меня есть песня про Локи, которую я всегда исполняю в этом образе.

— Об оформлении книги вы также рассказывали в послесловии, но не могу не спросить, было ли вашей целью намеренно отойти от популярного сейчас оформления книг в жанре фэнтези? Лично я сразу зацепилась взглядом за обложку, которая очень отличается от обложек книг, которые я обычно читаю.

— И да, и нет. По началу такой цели у меня не было, я просто хотела, чтобы визуальная составляющая книги не отставала от текста, а дополняла его, и я хотела, чтобы в книге было много иллюстраций. Когда начала составлять список сцен, которые хотела бы проиллюстрировать, поняла, что хочу их отдать в работу не одному, а разным художникам, чтобы каждый нарисовал сцену, которая подходит ему по стилю, по настроению и по атмосфере, потому что есть художники, которые рисуют более мрачно, есть художники, которые на графике специализируются, кто-то лучше рисует статичные сцены, кто-то более динамичные, у кого-то такой яркий мультяшный стиль. Таким образом, появилось первое отличие: у меня в книге 12 иллюстраций от 10 разных художников.

Потом, когда я начала изучать книжный рынок с точки зрения дизайна книги, оформления, уже как арт директор, я поняла, что то, в каком стиле обычно оформляют книги в жанре фэнтези, мне не нравится. Часто обложка ничего не говорит о том, что находится внутри книги. Она не даёт никаких подсказок о том, в каком стиле эта книга написана, что в ней, какая эпоха, какая география, что там делают персонажи, что в ней происходит. Ты видишь каких-то людей на обложке, ты видишь фон, но он может значить что угодно. Он не вызывает у тебя вопросов: А какие отношения между этими персонажами? А где они в этот момент находятся? Что вообще у них происходит? Почему это происходит?

Мне хотелось и во внутренних иллюстрациях, и в самой обложке это передать, чтобы человек смотрел на обложку и сразу, ещё не читая книгу, мог понять, что в ней примерно происходит, в какой динамике, каких эмоций, какого настроения ему от этой книги ожидать. При этом мне было очень важно тоже, чтобы обложка была не сильно спойлерная, чтобы не разболтать какие-то сюжетные повороты и хитрости. Вот с этой точки зрения я придумывала расположение персонажей и предметов на обложке и сами сцены, которые я бы хотела там расположить. Также мне очень нравится лаконичное оформление, которое присутствует в старых книгах эпохи Средневековья. Собственно, именно там я позаимствовала дизайн корешка и шрифта. У меня изначально вообще была идея, чтобы обложка была лаконичной, но я эту идею решила оставить для следующей книги.

— У вас очень красивые соцсети и визуал. Помимо писательства вы еще поете и снимаете клипы по своей истории. Как думаете, для писателей сейчас важна такая мультиформатность?

— Спасибо большое, как приятно! Мы очень стараемся, я не одна над этим работаю, мне помогает фотограф и дизайнер Powehi. Да, мы обе очень любим эстетичные, красивые фотографии, поэтому стараемся мои соцсети оформлять тоже в таком стиле.

Я не думаю о том, важно это или не важно. Я просто делаю то, что мне нравится и так, как мне это нравится. Я пишу песни, чтобы их слушать, потому что мне нравится процесс создания песен. Я снимаю клипы, чтобы потом самой их смотреть, потому что мне нравится процесс организации съёмок, поиска локаций, написания сценариев, режиссирования, актёрского участия, монтажа — всей вот этой менеджерской составляющей. И с книгами то же самое. Я пишу такие книги, которые мне самой нравится читать и перечитывать, потому что я люблю читать. Я не задумывалась никогда над тем, насколько это важно или не важно, не ограничивала себя этими категориями, мне просто это нравится. Если бы мне это не нравилось, я бы этим не занималась. Есть какие-то аспекты, которые даются мне тяжело, например, я училась сама музыкальной теории, работе с DAW, сведению, мастерингу. Даже сделала пару песен самостоятельно, но поняла, что мне тяжело создавать насыщенные аранжировки, в которых больше 5 инструментальных дорожек, то, что называется “музыкальная гармония”. Сведение тоже отнимает у меня довольно много сил. Поэтому я без зазрения совести это делегирую людям, которые делают это лучше и быстрее, чем я, которым это нравится. То же самое касается, допустим, монтажа. Я умею и люблю монтировать, но если у меня мало времени и мало сил, то я спокойно делегирую монтаж человеку, который может его сделать ничуть не хуже меня и тем самым освободить моё время. Я думаю, что для писателей сейчас важно делать то, что им самим нравится и что они считают важным, а не то, что сейчас в тренде и что сейчас популярно. Я считаю, в принципе, что в творчестве предложение формирует спрос, а не наоборот.

— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?

— С одной стороны, мне очень повезло, что я до этого уже работала интернет-маркетологом и pr-менеджером. Эти навыки и знания я использовала в продвижении своих проектов. С другой стороны, есть один аспект, связанный с продвижением, который мне очень не нравится, - это общение с людьми, потому что это отнимает очень много сил и времени, которого, собственно, у меня не остаётся на что-то другое.

В целом, если бы не вот это вот жонглирование “либо одно, либо другое”, то само продвижение как вид деятельности мне очень нравится. Мне интересно запускать рекламные кампании, искать варианты, как можно про интересный классный продукт людям рассказать, как их можно привлечь. Когда готовилась к продвижению книги, заметила, что очень многие писатели, например, делают мерч и абсолютно бесплатно его раздают. Для меня это очень удивительно, потому что это же отличный инструмент, чтобы рассказать о себе и своей книге! Можно рассказывать об этом в типографиях, где ты печатался или в коллектах, можно с этим мерчом подаваться как автор на арт-маркеты и фестивали и ездить со своим стендом туда и рассказывать о книге, в том числе через мерч. Можно на мерче делать QR-коды, которые будут вести людей на твою группу или твой сайт.

Вообще цель моего продвижения - это поиск “своих” людей, у которые такие же моральные ценности и интересы, как у меня. С этой же целью я выпускаю песни и книги.

Я решила издать книгу, потому что поняла, что методы продвижения музыки, они очень ограничены. Ты можешь принять участие в каком-то музыкальном фестивале, можешь запустить таргет, можешь купить рекламу в тематическом музыкальном паблике или купить рекламу у какого-то лайфстайл-блогера. Вот и все. А когда ты выпускаешь книгу и мерч с ней, ты также можешь воздействовать на аудиторию писателей, читателей, книжных блогеров, художников, людей, которые просто любят какие-то красивые изделия, иллюстрации и так далее.

— Поделитесь своими творческими планами. Ждать ли нам вторую часть истории о приключениях Рыцаря и Цыгана?

— Прямо сейчас я пишу новую книгу (уже половина готова), но она не является продолжением первой. История рыцаря и цыгана закончена. Новая книга “Сказки из таверны” - это история о Черном рыцаре и людях, на чьи жизни он повлиял своими поступками. Её можно рассматривать как приквел, сиквел и вбоквел к первой книге, но обе задуманы как отдельные истории, которые можно читать независимо друг от друга. Новая книга гораздо сложнее первой, потому что каждая глава про отдельного персонажа и каждая глава находится в своем времени и географическом положении. Там 6 ключевых персонажей, 7 исторических периодов и где-то 8 географических зон. Другие бы разделили это на разные книги, а у меня все в одной. Поднимаю в ней темы, которые считаю важными: проявления аутизма и трудности с социальной коммуникацией (главный герой - аутист, которого другие считают злодеем), слепое доверие людей харизматичным лидерам и отсутствие у первых критического мышления, превращение праведного гнева против несправедливости в злобу и создание такой же несправедливости путем ответного насилия. Изучаю в ней темы, которые меня интересуют: культуру саамов, природу Кольского полуострова, историю крестовых походов, княжеств и племен Восточной Европы до становления Киевской Руси.

— Есть ли у вас писательские страхи?

— Нет.

— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?

— Лучше спросите, как у меня остается время на писательство. Из всего, чем я занимаюсь, пишу я меньше всего. В основном, я занята тем, что руковожу своими проектами по музыке, клипам и продвижению, теперь еще и подготовка аудиокниги прибавилась. Пишу песни, готовлю аранжировки с композиторами, записываю и готовлю материал. Режиссирую клипы, пишу сценарии, подбираю актеров и локации, руковожу монтажом и 3D-графикой. Веду соцсети, запускаю таргетированную рекламу, посевы у блогеров и в СМИ (а это постоянное общение и переговоры), анализирую, что было успешно, а что нет. Сама занимаюсь проведением договоров и бухгалтерией, отправляю заказы и общаюсь с покупателями. Составляю ТЗ чтецам для аудиокниги, слушаю, вношу правки, снова слушаю, чтобы потом передать звукорежиссеру на сведение. Подаю заявки на участие в маркетах и фестивалях, езжу на эти мероприятия со своей книгой и мерчом. Дел по горло, в общем. Но это дела приятные, которыми мне нравится заниматься.

Само собой, моя любовь к истории выражается не только в писательстве. Много читаю, слушаю лекции по разным историческим периодам. Путешествую. Занимаюсь спортом - силовые тренировки, каратэ, фехтование одноручным мечом, верховая езда (хоть и ушла из конного спорта, но до сих пор езжу иногда), горные лыжи, плавание.

— Любимые фильмы?

— Аватар, Хранитель времени, Властелин Колец, Хоббит, Темный рыцарь, Хроники Нарнии, Земля кочевников, Семь лет в Тибете, Мастер и Маргарита, Риддик, Оппенгеймер, Шерлок Холмс: Игра теней, Мстители, Тор 2, Довод, Царство небесное, Бешеные скачки, Призрачная красота, Тихоокеанский рубеж.

— Любимые книги?

— Читаю я много, поэтому список будет большой.

Дмитрий Мережковский "Юлиан Отступник"

Алексей Толстой "Петр Первый"

Валентин Распутин "Прощание с Матерой"

Рафаэль Сабатини "Одиссея капитана Блада" и "Скарамуш"

Дэн Симмонс "Террор"

Василий Ян "Чингисхан", "Батый"

Джасмин Дарзник "Голос пойманной птицы"

Дарина Стрельченко "Все зло земное" и "А за околицей - тьма"

Анастасия Перкова "Стерегущие золото грифы"

Владимир Торин "Птицы"

Юрий Коваль "Самая легкая лодка в мире"

Ольга Шивер "Курьер"

Эрих Мария Ремарк "На Западном фронте без перемен", “Три товарища”

Леонид Андреев (повести и рассказы)

Владимир Гиляровский "Москва и москвичи"

Наринэ Абгарян "Манюня" и "Дальше жить"

Ильф и Петров "Одноэтажная Америка", "Двенадцать стульев"

Стругацкие "Обитаемый остров", "Понедельник начинается в субботу"

Антон Чехов "Из Сибири", "Остров Сахалин"

Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности", "Бегство от свободы"

Брене Браун "Дары несовершенства"

Роберт Сапольски "Биология добра и зла"

— Любимые музыкальные исполнители?

— В первую очередь для меня важен текст и смысловой посыл. Ценю авторов-исполнителей, которые сами пишут тексты и/или музыку, вкладывают в неё свою точку зрения и размышления. Ценю тексты, которые настолько точно передают одной-двумя фразами очень многое, что пробирают до мурашек.

Из таких исполнителей могу назвать Passenger, Ed Sheeran, Nickelback, Logan Bowden, Florence & The Machine, Aurora, LANY, Wardruna, HAIM, Kaleo, Of Monsters and Men, Avicii, James Blunt, Avi Kaplan, George Ezra

Особняком стоит любимый Ханс Циммер. Уникальный человек. Помню, как слушала его семинары на платформе Masterclass, и губы от улыбки и восторга болели. Он делает как чувствует. Не боится сделать что-то непопулярное, не по правилам, не как все. И создает шедевры.

— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?

— Я думаю, что она бессмысленна и токсична. Каждый автор пишет важные для него истории в своем стиле и своем темпе. “Я хочу написать книгу быстрее него, хочу стать популярнее него, хочу больше продаж/подписчиков” - это плохая мотивация. Я за отсутствие конкуренции при обмене опытом и взаимоподдержке.

Дружба для меня - понятие очень глубокое и многослойное. Есть авторы, с которыми мы общаемся и поддерживаем друг друга, например, с Ален Март, Микки Хост, чуть реже - с Яной Вуд и Анастасией Перковой, с Дариной Стрельченко, которая очень помогла мне своими рекомендациями по подготовке материалов для издательств и составлению синопсиса книги. Это теплое дружелюбное общение, но дружбой я пока не могу это назвать. Может, я и заблуждаюсь. Мне всегда тяжело прочертить грань и четко сказать: “да, вот это мой друг, а вот это - просто хороший знакомый”.

— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?

— Парад Овнов входит в чат: Энди Серкис, Роберт Дауни-младший, Lady Gaga (с ней даже день рождения в один день). К ним присоединяются James Blunt, Lindsey Striling.

Это сильные люди, которые делали то, что считали правильным несмотря на давление, отсутствие поддержки, хейт. Посмотрите, где они теперь. Вот тот самый пример того, как предложение рождает спрос.

Ну и, конечно, этот список не может обойтись без человека, без которого не было бы ничего: ни моей книги, ни моих песен и концертов, ни этого самого интервью. Этот человек - я. Ни что так не вдохновляет, как ощущение восторга и гордости, когда оглядываешься назад, вспоминаешь, всё пройденное и пережитое и думаешь: “с ума сойти, сколько я всего смогла и преодолела”. Очень часто в нашей жизни мы бежим вперед, забывая оглянуться назад и вспомнить тот путь, который мы уже прошли. Очень часто мы смотрим на успехи других, и нам кажется, что мы ничего не достигли. Мы начинаем себя обесценивать, корить себя, завидовать другим, у нас опускаются руки. В те минуты, когда вам тяжело, когда вам кажется, что у вас ничего не получается и как будто все вокруг преуспевают, а вы нет, помните о том, как важно оглядываться назад и говорить себе спасибо за тот тернистый и достойный путь, который вы прошли, чтобы оказаться там, где вы сейчас.