[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
До 20 лет тюрьмы предусмотрено в России за диверсии. Наказание значительно ужесточили в связи с проведением спецоперации, после начала которой активизировались сотрудники украинских спецслужб. Они предлагают денежное вознаграждение за поджоги российских военкоматов, подстанций, релейных шкафов на железных дорогах и других объектов инфраструктуры. Чаще всего жертвами обработки украинских силовиков становятся легковнушаемые люди, в том числе подростки. Им кажется, что если они выполнят то, о чем попросит новый знакомый из соцсетей, максимум, что им грозит, это штраф по статье «хулиганство». Однако в итоге все заканчивается длительными сроками.
Владислав Борисенко со своим подельником Василием Гаврилишеным ночью 4 мая 2022-го забросали здание Нижневартовского военкомата бутылками с зажигательной смесью. Выполняя задание спецслужб Украины, они были уверены, что отделаются лишь наказанием за мелкое хулиганство, либо вовсе штрафом. Но стали первыми в России, кто за подобные действия получили суровый приговор по статье «диверсионная деятельность и терроризм». Организатор поджога и метатель «коктейлей Молотова» Гаврилишен получил 13 лет лишения свободы, а незадачливый видеооператор Борисенко, cнимавший отчет для украинских кураторов, 12 лет. Такова цена за желание «быстро срубить» денег безо всяких идеологических соображений.
Украинские спецслужбы сейчас наводнили соцсети и мессенджеры такими предложениями «больших и легких денег». Объявления привлекают, потому что ни квалификация, ни возраст соискателя «легкой работы» не имеют значения. Но те, кто соглашаются, получают не работу, а инструкции, как изготовить «зажигательную смесь» или поджечь релейный шкаф на железной дороге.
Еще один прием спецслужб Киева — найти легковнушаемых людей, как правило, среди подростков и пожилых людей, которых убеждают, что общаются они с сотрудниками российских правоохранительных ведомств, мол Родина нуждается в них, а поджоги — часть спецоперации.
Ирина Волк, официальный представитель МВД России: «Граждане должны быть бдительны и понимать, что правоохранительные органы не звонят через мессенджеры и не просят об оказании помощи».
Часто для терактов украинские спецслужбы вербуют несовершеннолетних, внушая им, что поскольку «они же дети», то им ничего и не будет за тот же поджог.
В Казани на скамье подсудимых оказались подростки и 19-летний Булат Ибрагимов. Он тоже откликнулся на объявление о легком заработке в соцсети. Но сам участвовать в операции не стал, а собрал для ее выполнения нескольких знакомых детей. Трое подростков подожгли релейный шкаф и получили за это 10 000 рублей. Организатор группы получил 17 лет лишения свободы, а его несовершеннолетние подельники — по пять лет каждый.
Еще одна излюбленная вражеской разведкой категория для вербовки «поджигателей» — наркозависимые. Ничто не предвещало, что 27-летняя Алёна Каторжных за небольшую сумму согласится поджечь с двумя подельниками военкомат Тихоокеанского флота. Закончила колледж, побеждала в конкурсах поваров, переехала на Дальний Восток.
Алёна Каторжных, осужденная: «Я приехала Владивосток покорять. Познакомилась с парнем. И попала в плохую компанию. Мой парень меня надоумил, обработал. И я пошла поджигать».
На Алёну и ее парня вышли в соцсетях. Предложили деньги за поджог, даже задаток перевели. Теперь, находясь за решеткой, где девушке предстоит провести 14 лет, советует другим молодым людям быть осмотрительнее.
Алёна Каторжных, осужденная: «Я хочу обратиться к подросткам, которые хотят этих легких денег, которые считают, что вот подожгу, и ничего мне за это не будет. Нет — это грозит. Деньги вы, может, и получите, но через несколько дней вас примут органы власти и вам светит огромный срок».
Четверо молодых людей из Норильска об этом не думали, когда приехали покорять столицу. Остановились у своей подруги детства — студентки юрфака Анастасии. Тоже стали искать легкий заработок. Сначала они подожгли по заказу релейный шкаф на станции Дмитрово, а потом — пожарный вертолет Ка-52 на подмосковном аэродроме Остафьево. Преступление удалось раскрыть по горячим следам. Действовала группа очень слаженно: один отвечал за связь с украинскими службами, другие отвечали за покупку необходимого оборудования для поджогов, а еще была девушка, которая отвечала за их передвижение. Уже состоялся суд — главарь организованной группы получил 18 лет, еще трое подельников — свыше 17 лет, а отвечавшая за логистику девушка — 12,5 лет.
Итог этих историй свидетельствует лишь о том, что погоня за большими и быстрыми деньгами на самом деле очень напоминает бесплатный сыр, уложенный украинскими спецслужбами в мышеловку. Захлопывается она всегда и надолго.