Найти в Дзене
Пешком по Москве

Как я поехал автостопом в Чечню. Дорога до Чеченской республики

Этим летом я поставил себе задачу на собственном опыте узнать, реально ли добраться автостопом из Москвы до Аргунского ущелья Чечни, и какое время для этого потребуется. Также одной из немаловажных целей данной поездки было посещение уникального озера Баскунчак, поэтому маршрут был выбран нестандартный: Москва - Рязань - Пенза - Саратов - Волгоград - Нижний Баскунчак - Астрахань - Хасавюрт - Чечня. День 1. Москва - Рязань - Пенза (665 км) Из прошлогодней поездки я вынес урок, что сложнее и дольше всего будет выехать из Москвы. Так оно и оказалось на этот раз. Сперва от дома я доехал до станции метро "Выхино", оттуда добрался до "Котельников", чтобы сесть на автобус 324, который довез бы меня на 23 километра от МКАДа к селу Михайловская Слобода (Новорязанское шоссе), так как именно это место я посчитал идеальным, чтобы начать ловить первую машину. Но растянувшаяся на десятки метров субботняя очередь на автобус перекроила все мои планы. Поэтому до намеченной точки пришлось добираться на

Этим летом я поставил себе задачу на собственном опыте узнать, реально ли добраться автостопом из Москвы до Аргунского ущелья Чечни, и какое время для этого потребуется. Также одной из немаловажных целей данной поездки было посещение уникального озера Баскунчак, поэтому маршрут был выбран нестандартный: Москва - Рязань - Пенза - Саратов - Волгоград - Нижний Баскунчак - Астрахань - Хасавюрт - Чечня.

День 1. Москва - Рязань - Пенза (665 км)

Из прошлогодней поездки я вынес урок, что сложнее и дольше всего будет выехать из Москвы. Так оно и оказалось на этот раз. Сперва от дома я доехал до станции метро "Выхино", оттуда добрался до "Котельников", чтобы сесть на автобус 324, который довез бы меня на 23 километра от МКАДа к селу Михайловская Слобода (Новорязанское шоссе), так как именно это место я посчитал идеальным, чтобы начать ловить первую машину. Но растянувшаяся на десятки метров субботняя очередь на автобус перекроила все мои планы.

Поэтому до намеченной точки пришлось добираться на других автобусах, маршрутках и частично пешком, тщетно пытаясь по дороге поймать попутный транспорт.

-2

У заправки "Газпромнефть", расположенной близ села Михайловская Слобода и деревни Дурниха, мне удалось остановить первую машину. Это был отечественный автомобиль ВАЗ-2110, поэтому дорога до Рязани получилась очень веселой.

-3

Водитель много рассказывал о том, сколько денежных средств выкачивает родной автопром, и демонстрировал все свои навыки виртуозного вождения. Доехали быстро и с ветерком, под хорошую музыку. В центре Рязани мы распрощались. Он поехал к другу на свадьбу, а я зашел в Горсад в гости к С.А.Есенину, перекусил и выдвинулся на автобусе за город, чтобы продолжить свой автостопный тур.

-4

Добравшись до Куйбышевского шоссе, мне удалось остановить фуру, которая ехала в сторону Пензы. Водитель оказался дагестанцем, нам удалось поговорить и про центральную часть России, и про Сибирь, и про Кавказ. По дороге перекусили у его земляков.

У придорожного кафе
У придорожного кафе

В Пензе мы оказались в 1.30 ночи. Времени искать места под палатку у меня не было, поэтому пришлось спуститься в ближайшее дачное общество и разложиться чуть в стороне от домов. Сон сложно было назвать крепким, хотя усталость накопилась приличная. Ночью палатку окружали местные собаки, пришлось объяснить им, что я здесь ненадолго - разошлись.

Первая ночевка. Бесперебойный источник света - фонарик Armytek
Первая ночевка. Бесперебойный источник света - фонарик Armytek

День 2. Пенза - Петровск - Саратов (229 км)

-7

Утро было запоминающимся. Проснулся от дикой жары. Тогда я еще не догадывался, что она будет сопровождать меня всю поездку... Пока отходил от сна, изучил окрестности. Оказалось, что палатку ночью мне посчастливилось поставить прямо между вишневыми кустами и яблонями, поэтому витаминный завтрак удался на славу.

-8

Погулять по Пензе не удалось, но во время поиска кафе все же встретился интересный арт-объект, который я не мог обойти стороной.

-9

После основного приема пищи в 7-й столовой на Ульяновской улице (рекомендую) и разговора с местным жителем об озере Баскунчак, чудодейственные свойства которого он каждый год испытывает на себе, я вышел на трассу и взял направление на Саратов.

-10

Стоять на дороге пришлось около 2-х часов. В жаркую погоду это невыносимо, но других вариантов не было, оставалось лишь менять позиции для голосования. Наконец добрый человек из Нижнего Новгорода, следовавший в Саратов, взял меня на борт. За разговорами дорога прошла незаметно. Мы успели обсудить и Москву, и Нижний, и даже завод ГАЗ, где трудился водитель. Наши пути разошлись в Петровске.

-11

Он поехал дальше, а я пошел знакомиться с местным заводом автозапчастей ЗИЛ, видео о котором вы уже наверное успели посмотреть.

-12

После знакомства с заводом и городом я отправился в Саратов, до которого оставалось чуть более 100 километров. По дороге волей судьбы попал на "тест-драйв". Мужчина, который остановился, чтобы подвезти меня, приобрел в Пензе ВАЗ-2111 за несколько десятков тысяч рублей и перегонял его в Саратов. Вместе с ним мы нашли несколько изъянов в повидавшем виды автомобиле, но в целом доехали очень даже хорошо.

-13

Распрощались на въезде - мужчина поехал дальше, приводить в порядок свою ласточку, а я закинул в топку сытный окорочок в придорожном кафе и отправился на окраину местной промзоны, где под лай собак и пение лягушек собрал палатку и погрузился в сон.

День 3. Саратов - Волгоград (376 км)

Утро было тяжелым.

-14

Из пыльной промзоны пришлось самостоятельно добираться до того места, откуда можно было выехать в город. В планах было осмотреть местное Воскресенское кладбище, где похоронены писатель Чернышевский и академик Вавилов, и посетить горную вершину "Соколовая", на которой расположены музейный комплекс и мемориал "Журавли". Оба места оказали на меня сильное впечатление. О кладбище я уже писал, фотографии с вершины и музея публикую здесь.

-15

Один из экспонатов музея - экскаватор траншейный ЭТР-204
Один из экспонатов музея - экскаватор траншейный ЭТР-204

Отобедав в местном заведении, я выдвинулся на трассу Р-228, по которой домчался до Волгограда с водителем из Татарстана на "Ларгусе". Разговор был очень интересным, мы перебрали пожалуй все возможные темы, и закончили общение лишь на въезде в Волгоград.

-17

Водитель остался спать в машине, а я решил заселиться в хостел, так как 3 дня в жару без душа давали о себе знать. Переночевав в уютной капсуле, следующим утром обновленный я вышел на улицу, чтобы как следует изучить Волгоград.

-18

День 4. Волгоград

Первым делом было решено познакомиться со скоростным трамваем.

-19

Этот необычный вид транспорта одинаково хорошо чувствует себя как на земле, так и под ней. Всего на линии насчитывается 22 станции, 5 из которых - подземные. Средняя скорость движения - 25 км/ч.

-20

Я с ветерком добрался до станции "Мамаев курган", с которой открывался невероятный вид на гениальное творение выдающегося скульптора Вучетича, визитную карточку Волгограда и один из самых известных памятников в стране - "Родина-мать зовет".

-21

Я обошел весь памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы", посетил Зал воинской славы, где происходила смена караула, и поклонился всем павшим на Сталинградской земле и похороненным в Большой братской могиле на Мамаевом кургане.

-22

-23

После этого я отправился смотреть Дом Павлова, мельницу Гергардта, музей "Сталинградская битва" и восстановленный фонтан "Бармалей" - напоминания о тех страшных годах, которые довелось пережить Сталинграду и его жителям.

-24

-25

Также посчастливилось пройти мимо дома, в котором жил старший лейтенант Иван Афанасьев - командующий обороной Дома Павлова.

-26

Из почтового отделения Волгограда родным и близким были отправлены открытки, а я вновь переночевал в хостеле и отправился в путь.

День 5. Волгоград - Нижний Баскунчак (204 км)

На маршрутке от Волгограда я доехал до города Волжский, чтобы своими глазами увидеть интереснейшее архитектурное творение - мортуарий.

-27

Долгое время Волжский мортуарий близ Волгограда являлся визитной карточкой города и одним из наиболее величественных сооружений советского погребального искусства в стране. Возведенный в 1950-х годах под руководством неизвестного архитектора, он предназначался для проведения похоронных церемоний на высшем уровне. Мортуарий напоминал античный храм с колоннадой и алтарем и мог бы стать одним из центров притяжения для туристов, но волей судьбы он оказался никому не нажным и доживающим свой век в состоянии тоскливого одиночества и полной безысходности.

-28

Собственник мортуария вынашивал планы по его реставрации, но дело закончилось лишь установкой забора из подручных материалов и возведением туалета типа "ямный классический".

-29

Сейчас конструкция находится в аварийном состоянии (эффект падающей лепнины удалось испытать на себе), постамент для гроба превратился в жертвенник сатанистов со следами крови, а кафедра для прощальных речей используется исключительно для фотосессий и нанесения незамысловатых надписей, ярко характеризующих умственные способности редких, но метких (от слова "метить") посетителей мортуария.

-30

С чувством глубокой обеспокоенности за будущее мортуария я вернулся на трассу.

-31

С первым водителем мы весело домчали до Ленинска, общаясь на тему путешествий по стране. Второй водитель ехал из подмосковной Балашихи к родственникам в Верхний Баскунчак. С ним мы и заехали в Астраханскую область.

-32

Он рассказал много интересного про местную жизнь и любезно подбросил до Нижнего Баскунчака, близ которого расположено величественное озеро Баскунчак.

-33

Степь, соль и абрикосы - первое, что я увидел в поселке.

-34

Соотношение русских и казахов составляет примерно 50 на 50, поэтому блюда казахской кухни здесь представлены в изобилии. В том числе курт, который я никак не ожидал встретить на территории России!

-35

Установив палатку, я скорее побежал на озеро. Пока не стемнело, необходимо было принять оздоравливающие водные процедуры. Доставка на специально подготовленном УАЗике до озера стоила 2500 рублей, поэтому я решил идти пешком и нисколько не пожалел, хотя дорога в одну сторону до воды заняла около полутора часов. Пейзажи по пути открывались невероятные.

-36

Площадь озера Баскунчак составляет около 106 квадратных километров, однако большая его часть - сплошная соль.

-37

Рядом с ним находится гора Большое Богдо - самая высокая точка Прикаспийской низменности высотой 152 метра.

-38

Озеро настолько соленое, что способно держать на плаву любого, независимо от возраста, характера и габаритов.

-39

Дно полностью состоит из соли. Без тапочек ходить приятно, но недолго.

-40

Если вовремя не ополоснуться после водных процедур, то все открытые и закрытые части тела, а также одежда, как следует просолятся. Разумеется, источник пресной воды я с собой не взял, поэтому обратная дорога была очень увлекательной. Благо палатка стояла прямо возле душевых, в которых мне удалось как следует отмыться от соли.

-41

На ужин в мой кемпинг забрел сперва местный кот, а затем и лисица, попытавшаяся умыкнуть многострадальный тапок. К счастью, благодаря свету фонаря Armytek злодеяние удалось быстро предотвратить, воришку отогнать, а обувь вернуть на место.

-42

Ночью лиса еще долго кружила вокруг моего лежбища, но поживиться было уже нечем - все ценные и не очень вещи я спрятал в палатку.

-43

День 6. Нижний Баскунчак - Астрахань (348 км)

Утром я вновь принял душ и начал сборы. Удалось немного познакомиться с прибрежной зоной озера и увидеть двух зайцев, которые беззаботно резвились на дороге.

-44

-45

Пока шел до кафе, встретил двух автостоперов из Австрии - парня и девушку. Они решили заглянуть на Баскунчак по пути в Афганистан. Рассказав немного о себе и пожелав друг другу удачи, мы обменялись контактами и расстались.

Плотно перекусив казахской едой и насобирав по пути вкусных абрикосов, я вышел на трассу. Сперва молодой парень довез до Верхнего Баскунчака, а затем мужчина постарше добросил до Ахтубинска, с которого началась моя дорога на Астрахань.

-46

Машину пришлось ждать недолго. Остановилась переполненная "легковушка", водитель которой легким движением рук расчистил для меня место и довез до поселка с южным названием Верблюжий.

-47

Обстановка вокруг вполне соответствовала наименованию поселка, но как следует насладиться ей я не успел - передо мной остановилась машина, которая следовала до Астрахани, и я с удовольствием составил компанию водителю.

Он ехал домой с Верхнего Баскунчака, поэтому разговор у нас сразу завязался интересный. Оказалось, что парень успел поработать и в Москве, и на Дальнем Востоке. Темы шли одна за другой, а по дороге между тем начали появляться характерные для данной местности ерики (узкие протоки), интересные мостовые конструкции и множественные необычные названия.

-48

В Астрахань мы заехали под вечер, в разгар пробок. Близ вокзала обменялись телефонами и попрощались. Я зашел перекусить в рекомендованное водителем кафе, в котором мне принесли только 2 блюда из четырех заказанных, а затем отправился в туристический магазин, чтобы купить маленький рюкзак - мой пришел в негодность, два автостопных тура оказались ему не под силу.

Вечером удалось немного осмотреть Астрахань. Очень поразили деревянные дома старого фонда с потрясающими галереями - такого я еще нигде не встречал.

-49

-50

Также немного отдохнул на набережной Городского рукава и увидел Астраханский кремль, но только снаружи - на вход он был уже закрыт.

-51

-52

Вечер обещал быть томным. Способствовали этому местные деликатесы: пенное, вобла и каспийская селедка (залом).

День 7. Астрахань - Кизляр (356 км)

Как следует отоспавшись, я отправился на автовокзал.

-53

На маршрутке доехал до Алгазы. Долгое время никто не останавливался, и я уже начал разочаровываться в жизни и людях, но ситуацию спас водитель "Газели", с которым мы доехали до Икряного (примерно 20 км).

-54

Следующий водитель подвез от Икряного до Оранжерейского поста ДПС (примерно 30 км). Затем более километра я шел пешком до стелы с обозначением Лиманского района, надеясь, что возле нее моя поднятая рука будет выглядеть убедительнее. Как выяснилось, я ошибался. Внезапно начался дождь - первый за неделю. К счастью, он был несильным, и промокнуть я не успел, хотя вещи немного подмочил. На помощь вовремя прибыл водитель из Чечни. Он подбодрил, сказав, что здесь поймать машину шансов мало, и довез до заправки, где останавливаются многие дагестанцы и чеченцы, следующие в родные края.

-55

Здесь я перекусил, мило пообщался с местными сотрудницами, которые рассказали об интересных путешественниках, и вышел на дорогу. Практически сразу остановилась фура, которая следовала в дагестанское село Кочубей.

-56

Мы ехали несколько часов, пересекли Калмыкию с ее дюнами и змеями и добрались до Дагестана.

Южный менталитет водителей имеет свои особенности, поэтому на трассе в Кочубее со своими рюкзаками я стоял буквально несколько минут. Тут же подъехала другая фура, и мы выдвинулись в сторону Кизляра.

-57

Я пожаловался водителю, что не удалось попробовать знаменитых астраханских арбузов, но он ответил, что еще не все потеряно - оказывается, кизлярские арбузы ценятся куда больше, чем какие-либо другие. К слову, продегустировать их мне тоже не удалось, но информация оказалась полезной.

-58

У поворота на Кизляр мы были в восьмом часу вечера. Ужин состоял из шашлыка, травяного чая и чуду (лепешки с начинкой). Место под палатку опрометчиво было выбрано на сложном рельефе неподалеку от оживленной трассы Р-215 "Астрахань - Махачкала", поэтому поспать практически не удалось. Шум машин не смолкал всю ночь, а тело никак не хотело принимать форму многочисленных неровностей, на которых размещался мой походный коврик.

День 8. Кизляр - Гудермесский район, граница Чеченской республики (108 км)

Утром я быстренько собрал палатку, принял водные процедуры и направился в придорожное кафе, чтобы как следует восстановить силы и ехать дальше.

-59

Представители местной фауны смотрели на меня с большим удивлением, понять друг друга мы так и не смогли.

-60

Первой на трассе остановилась "Приора". Разговор зашел об армии, и тут оказалось, что мы с водителем служили хоть и в разные годы, но в одной области, и ему даже доводилось быть на соревнованиях в дивизии, где я проходил службу.

Населенных пунктов в Дагестане очень много, поэтому чтобы доехать от Кизляра до Бабаюрта (34 километра), я вынужден был поменять еще несколько машин. Каждый из водителей был настроен очень любезно и разговоры за жили-были проходили легко и непринужденно.

-61

На выезде из Бабаюрта остановился водитель, который ехал в Хасавюрт - последний крупный дагестанский город на моем пути.

-62

Он не только довез до выезда из города, но и снабдил продуктами, некоторыми вещами и даже одарил кизлярским ножом, который я довез домой в целости и сохранности.

-63

Я ничего не знал о Хасавюрте, за исключением того, что в 1996 году здесь были подписаны знаменитые соглашения, но водитель рассказал, что город также славится своим огромным базаром, на которой съезжаются жители не только Дагестана, но и соседних республик. Возле этого базара, расположенного на Махачкалинском шоссе, мы и расстались. Я спустился под мост, чтобы хоть немного охладиться в ледяной горной реке Ярыксу, так как температура окружающего воздуха увеличивалась с каждым днем моего путешествия.

-64

Приняв водные процедуры, было решено двигаться дальше без промедлений. У моста через реку я начал тормозить машины, которые двигались в сторону Чечни. Они не останавливались, так как с рынка в основном ехали люди с грузом и семьями. Но вот наконец на обочину свернула ГАЗель, и добрый Ахмед пригласил меня на борт.

-65

Спустя несколько километров пути появились указатели, в которых фигурировал Грозный. Как только мы пересекли границу Чеченской республики, на трассе начали появляться портреты ее первого президента Ахмата-Хаджи Кадырова. Я проделал более 2 тысяч километров пути и въезжал в полную неизвестность, а о том, что ждет впереди, оставалось пока что лишь догадываться...

-66

Выражаю огромную благодарность каждому водителю, который помог мне на этом нелегком маршруте! Больше деталей поездки вы сможете увидеть в видеоролике, который в скором времени будет опубликован на канале.

Спасибо за внимание!

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!

Поддержать канал «Пешком по Москве» вы можете по ссылке