Этим летом я поставил себе задачу на собственном опыте узнать, реально ли добраться автостопом из Москвы до Аргунского ущелья Чечни, и какое время для этого потребуется. Также одной из немаловажных целей данной поездки было посещение уникального озера Баскунчак, поэтому маршрут был выбран нестандартный: Москва - Рязань - Пенза - Саратов - Волгоград - Нижний Баскунчак - Астрахань - Хасавюрт - Чечня.
День 1. Москва - Рязань - Пенза (665 км)
Из прошлогодней поездки я вынес урок, что сложнее и дольше всего будет выехать из Москвы. Так оно и оказалось на этот раз. Сперва от дома я доехал до станции метро "Выхино", оттуда добрался до "Котельников", чтобы сесть на автобус 324, который довез бы меня на 23 километра от МКАДа к селу Михайловская Слобода (Новорязанское шоссе), так как именно это место я посчитал идеальным, чтобы начать ловить первую машину. Но растянувшаяся на десятки метров субботняя очередь на автобус перекроила все мои планы.
Поэтому до намеченной точки пришлось добираться на других автобусах, маршрутках и частично пешком, тщетно пытаясь по дороге поймать попутный транспорт.
У заправки "Газпромнефть", расположенной близ села Михайловская Слобода и деревни Дурниха, мне удалось остановить первую машину. Это был отечественный автомобиль ВАЗ-2110, поэтому дорога до Рязани получилась очень веселой.
Водитель много рассказывал о том, сколько денежных средств выкачивает родной автопром, и демонстрировал все свои навыки виртуозного вождения. Доехали быстро и с ветерком, под хорошую музыку. В центре Рязани мы распрощались. Он поехал к другу на свадьбу, а я зашел в Горсад в гости к С.А.Есенину, перекусил и выдвинулся на автобусе за город, чтобы продолжить свой автостопный тур.
Добравшись до Куйбышевского шоссе, мне удалось остановить фуру, которая ехала в сторону Пензы. Водитель оказался дагестанцем, нам удалось поговорить и про центральную часть России, и про Сибирь, и про Кавказ. По дороге перекусили у его земляков.
В Пензе мы оказались в 1.30 ночи. Времени искать места под палатку у меня не было, поэтому пришлось спуститься в ближайшее дачное общество и разложиться чуть в стороне от домов. Сон сложно было назвать крепким, хотя усталость накопилась приличная. Ночью палатку окружали местные собаки, пришлось объяснить им, что я здесь ненадолго - разошлись.
День 2. Пенза - Петровск - Саратов (229 км)
Утро было запоминающимся. Проснулся от дикой жары. Тогда я еще не догадывался, что она будет сопровождать меня всю поездку... Пока отходил от сна, изучил окрестности. Оказалось, что палатку ночью мне посчастливилось поставить прямо между вишневыми кустами и яблонями, поэтому витаминный завтрак удался на славу.
Погулять по Пензе не удалось, но во время поиска кафе все же встретился интересный арт-объект, который я не мог обойти стороной.
После основного приема пищи в 7-й столовой на Ульяновской улице (рекомендую) и разговора с местным жителем об озере Баскунчак, чудодейственные свойства которого он каждый год испытывает на себе, я вышел на трассу и взял направление на Саратов.
Стоять на дороге пришлось около 2-х часов. В жаркую погоду это невыносимо, но других вариантов не было, оставалось лишь менять позиции для голосования. Наконец добрый человек из Нижнего Новгорода, следовавший в Саратов, взял меня на борт. За разговорами дорога прошла незаметно. Мы успели обсудить и Москву, и Нижний, и даже завод ГАЗ, где трудился водитель. Наши пути разошлись в Петровске.
Он поехал дальше, а я пошел знакомиться с местным заводом автозапчастей ЗИЛ, видео о котором вы уже наверное успели посмотреть.
После знакомства с заводом и городом я отправился в Саратов, до которого оставалось чуть более 100 километров. По дороге волей судьбы попал на "тест-драйв". Мужчина, который остановился, чтобы подвезти меня, приобрел в Пензе ВАЗ-2111 за несколько десятков тысяч рублей и перегонял его в Саратов. Вместе с ним мы нашли несколько изъянов в повидавшем виды автомобиле, но в целом доехали очень даже хорошо.
Распрощались на въезде - мужчина поехал дальше, приводить в порядок свою ласточку, а я закинул в топку сытный окорочок в придорожном кафе и отправился на окраину местной промзоны, где под лай собак и пение лягушек собрал палатку и погрузился в сон.
День 3. Саратов - Волгоград (376 км)
Утро было тяжелым.
Из пыльной промзоны пришлось самостоятельно добираться до того места, откуда можно было выехать в город. В планах было осмотреть местное Воскресенское кладбище, где похоронены писатель Чернышевский и академик Вавилов, и посетить горную вершину "Соколовая", на которой расположены музейный комплекс и мемориал "Журавли". Оба места оказали на меня сильное впечатление. О кладбище я уже писал, фотографии с вершины и музея публикую здесь.
Отобедав в местном заведении, я выдвинулся на трассу Р-228, по которой домчался до Волгограда с водителем из Татарстана на "Ларгусе". Разговор был очень интересным, мы перебрали пожалуй все возможные темы, и закончили общение лишь на въезде в Волгоград.
Водитель остался спать в машине, а я решил заселиться в хостел, так как 3 дня в жару без душа давали о себе знать. Переночевав в уютной капсуле, следующим утром обновленный я вышел на улицу, чтобы как следует изучить Волгоград.
День 4. Волгоград
Первым делом было решено познакомиться со скоростным трамваем.
Этот необычный вид транспорта одинаково хорошо чувствует себя как на земле, так и под ней. Всего на линии насчитывается 22 станции, 5 из которых - подземные. Средняя скорость движения - 25 км/ч.
Я с ветерком добрался до станции "Мамаев курган", с которой открывался невероятный вид на гениальное творение выдающегося скульптора Вучетича, визитную карточку Волгограда и один из самых известных памятников в стране - "Родина-мать зовет".
Я обошел весь памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы", посетил Зал воинской славы, где происходила смена караула, и поклонился всем павшим на Сталинградской земле и похороненным в Большой братской могиле на Мамаевом кургане.
После этого я отправился смотреть Дом Павлова, мельницу Гергардта, музей "Сталинградская битва" и восстановленный фонтан "Бармалей" - напоминания о тех страшных годах, которые довелось пережить Сталинграду и его жителям.
Также посчастливилось пройти мимо дома, в котором жил старший лейтенант Иван Афанасьев - командующий обороной Дома Павлова.
Из почтового отделения Волгограда родным и близким были отправлены открытки, а я вновь переночевал в хостеле и отправился в путь.
День 5. Волгоград - Нижний Баскунчак (204 км)
На маршрутке от Волгограда я доехал до города Волжский, чтобы своими глазами увидеть интереснейшее архитектурное творение - мортуарий.
Долгое время Волжский мортуарий близ Волгограда являлся визитной карточкой города и одним из наиболее величественных сооружений советского погребального искусства в стране. Возведенный в 1950-х годах под руководством неизвестного архитектора, он предназначался для проведения похоронных церемоний на высшем уровне. Мортуарий напоминал античный храм с колоннадой и алтарем и мог бы стать одним из центров притяжения для туристов, но волей судьбы он оказался никому не нажным и доживающим свой век в состоянии тоскливого одиночества и полной безысходности.
Собственник мортуария вынашивал планы по его реставрации, но дело закончилось лишь установкой забора из подручных материалов и возведением туалета типа "ямный классический".
Сейчас конструкция находится в аварийном состоянии (эффект падающей лепнины удалось испытать на себе), постамент для гроба превратился в жертвенник сатанистов со следами крови, а кафедра для прощальных речей используется исключительно для фотосессий и нанесения незамысловатых надписей, ярко характеризующих умственные способности редких, но метких (от слова "метить") посетителей мортуария.
С чувством глубокой обеспокоенности за будущее мортуария я вернулся на трассу.
С первым водителем мы весело домчали до Ленинска, общаясь на тему путешествий по стране. Второй водитель ехал из подмосковной Балашихи к родственникам в Верхний Баскунчак. С ним мы и заехали в Астраханскую область.
Он рассказал много интересного про местную жизнь и любезно подбросил до Нижнего Баскунчака, близ которого расположено величественное озеро Баскунчак.
Степь, соль и абрикосы - первое, что я увидел в поселке.
Соотношение русских и казахов составляет примерно 50 на 50, поэтому блюда казахской кухни здесь представлены в изобилии. В том числе курт, который я никак не ожидал встретить на территории России!
Установив палатку, я скорее побежал на озеро. Пока не стемнело, необходимо было принять оздоравливающие водные процедуры. Доставка на специально подготовленном УАЗике до озера стоила 2500 рублей, поэтому я решил идти пешком и нисколько не пожалел, хотя дорога в одну сторону до воды заняла около полутора часов. Пейзажи по пути открывались невероятные.
Площадь озера Баскунчак составляет около 106 квадратных километров, однако большая его часть - сплошная соль.
Рядом с ним находится гора Большое Богдо - самая высокая точка Прикаспийской низменности высотой 152 метра.
Озеро настолько соленое, что способно держать на плаву любого, независимо от возраста, характера и габаритов.
Дно полностью состоит из соли. Без тапочек ходить приятно, но недолго.
Если вовремя не ополоснуться после водных процедур, то все открытые и закрытые части тела, а также одежда, как следует просолятся. Разумеется, источник пресной воды я с собой не взял, поэтому обратная дорога была очень увлекательной. Благо палатка стояла прямо возле душевых, в которых мне удалось как следует отмыться от соли.
На ужин в мой кемпинг забрел сперва местный кот, а затем и лисица, попытавшаяся умыкнуть многострадальный тапок. К счастью, благодаря свету фонаря Armytek злодеяние удалось быстро предотвратить, воришку отогнать, а обувь вернуть на место.
Ночью лиса еще долго кружила вокруг моего лежбища, но поживиться было уже нечем - все ценные и не очень вещи я спрятал в палатку.
День 6. Нижний Баскунчак - Астрахань (348 км)
Утром я вновь принял душ и начал сборы. Удалось немного познакомиться с прибрежной зоной озера и увидеть двух зайцев, которые беззаботно резвились на дороге.
Пока шел до кафе, встретил двух автостоперов из Австрии - парня и девушку. Они решили заглянуть на Баскунчак по пути в Афганистан. Рассказав немного о себе и пожелав друг другу удачи, мы обменялись контактами и расстались.
Плотно перекусив казахской едой и насобирав по пути вкусных абрикосов, я вышел на трассу. Сперва молодой парень довез до Верхнего Баскунчака, а затем мужчина постарше добросил до Ахтубинска, с которого началась моя дорога на Астрахань.
Машину пришлось ждать недолго. Остановилась переполненная "легковушка", водитель которой легким движением рук расчистил для меня место и довез до поселка с южным названием Верблюжий.
Обстановка вокруг вполне соответствовала наименованию поселка, но как следует насладиться ей я не успел - передо мной остановилась машина, которая следовала до Астрахани, и я с удовольствием составил компанию водителю.
Он ехал домой с Верхнего Баскунчака, поэтому разговор у нас сразу завязался интересный. Оказалось, что парень успел поработать и в Москве, и на Дальнем Востоке. Темы шли одна за другой, а по дороге между тем начали появляться характерные для данной местности ерики (узкие протоки), интересные мостовые конструкции и множественные необычные названия.
В Астрахань мы заехали под вечер, в разгар пробок. Близ вокзала обменялись телефонами и попрощались. Я зашел перекусить в рекомендованное водителем кафе, в котором мне принесли только 2 блюда из четырех заказанных, а затем отправился в туристический магазин, чтобы купить маленький рюкзак - мой пришел в негодность, два автостопных тура оказались ему не под силу.
Вечером удалось немного осмотреть Астрахань. Очень поразили деревянные дома старого фонда с потрясающими галереями - такого я еще нигде не встречал.
Также немного отдохнул на набережной Городского рукава и увидел Астраханский кремль, но только снаружи - на вход он был уже закрыт.
Вечер обещал быть томным. Способствовали этому местные деликатесы: пенное, вобла и каспийская селедка (залом).
День 7. Астрахань - Кизляр (356 км)
Как следует отоспавшись, я отправился на автовокзал.
На маршрутке доехал до Алгазы. Долгое время никто не останавливался, и я уже начал разочаровываться в жизни и людях, но ситуацию спас водитель "Газели", с которым мы доехали до Икряного (примерно 20 км).
Следующий водитель подвез от Икряного до Оранжерейского поста ДПС (примерно 30 км). Затем более километра я шел пешком до стелы с обозначением Лиманского района, надеясь, что возле нее моя поднятая рука будет выглядеть убедительнее. Как выяснилось, я ошибался. Внезапно начался дождь - первый за неделю. К счастью, он был несильным, и промокнуть я не успел, хотя вещи немного подмочил. На помощь вовремя прибыл водитель из Чечни. Он подбодрил, сказав, что здесь поймать машину шансов мало, и довез до заправки, где останавливаются многие дагестанцы и чеченцы, следующие в родные края.
Здесь я перекусил, мило пообщался с местными сотрудницами, которые рассказали об интересных путешественниках, и вышел на дорогу. Практически сразу остановилась фура, которая следовала в дагестанское село Кочубей.
Мы ехали несколько часов, пересекли Калмыкию с ее дюнами и змеями и добрались до Дагестана.
Южный менталитет водителей имеет свои особенности, поэтому на трассе в Кочубее со своими рюкзаками я стоял буквально несколько минут. Тут же подъехала другая фура, и мы выдвинулись в сторону Кизляра.
Я пожаловался водителю, что не удалось попробовать знаменитых астраханских арбузов, но он ответил, что еще не все потеряно - оказывается, кизлярские арбузы ценятся куда больше, чем какие-либо другие. К слову, продегустировать их мне тоже не удалось, но информация оказалась полезной.
У поворота на Кизляр мы были в восьмом часу вечера. Ужин состоял из шашлыка, травяного чая и чуду (лепешки с начинкой). Место под палатку опрометчиво было выбрано на сложном рельефе неподалеку от оживленной трассы Р-215 "Астрахань - Махачкала", поэтому поспать практически не удалось. Шум машин не смолкал всю ночь, а тело никак не хотело принимать форму многочисленных неровностей, на которых размещался мой походный коврик.
День 8. Кизляр - Гудермесский район, граница Чеченской республики (108 км)
Утром я быстренько собрал палатку, принял водные процедуры и направился в придорожное кафе, чтобы как следует восстановить силы и ехать дальше.
Представители местной фауны смотрели на меня с большим удивлением, понять друг друга мы так и не смогли.
Первой на трассе остановилась "Приора". Разговор зашел об армии, и тут оказалось, что мы с водителем служили хоть и в разные годы, но в одной области, и ему даже доводилось быть на соревнованиях в дивизии, где я проходил службу.
Населенных пунктов в Дагестане очень много, поэтому чтобы доехать от Кизляра до Бабаюрта (34 километра), я вынужден был поменять еще несколько машин. Каждый из водителей был настроен очень любезно и разговоры за жили-были проходили легко и непринужденно.
На выезде из Бабаюрта остановился водитель, который ехал в Хасавюрт - последний крупный дагестанский город на моем пути.
Он не только довез до выезда из города, но и снабдил продуктами, некоторыми вещами и даже одарил кизлярским ножом, который я довез домой в целости и сохранности.
Я ничего не знал о Хасавюрте, за исключением того, что в 1996 году здесь были подписаны знаменитые соглашения, но водитель рассказал, что город также славится своим огромным базаром, на которой съезжаются жители не только Дагестана, но и соседних республик. Возле этого базара, расположенного на Махачкалинском шоссе, мы и расстались. Я спустился под мост, чтобы хоть немного охладиться в ледяной горной реке Ярыксу, так как температура окружающего воздуха увеличивалась с каждым днем моего путешествия.
Приняв водные процедуры, было решено двигаться дальше без промедлений. У моста через реку я начал тормозить машины, которые двигались в сторону Чечни. Они не останавливались, так как с рынка в основном ехали люди с грузом и семьями. Но вот наконец на обочину свернула ГАЗель, и добрый Ахмед пригласил меня на борт.
Спустя несколько километров пути появились указатели, в которых фигурировал Грозный. Как только мы пересекли границу Чеченской республики, на трассе начали появляться портреты ее первого президента Ахмата-Хаджи Кадырова. Я проделал более 2 тысяч километров пути и въезжал в полную неизвестность, а о том, что ждет впереди, оставалось пока что лишь догадываться...
Выражаю огромную благодарность каждому водителю, который помог мне на этом нелегком маршруте! Больше деталей поездки вы сможете увидеть в видеоролике, который в скором времени будет опубликован на канале.
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!
Поддержать канал «Пешком по Москве» вы можете по ссылке