Идея написания этой статьи была навеяна старым карманным календариком за 1972 год, найденным мной на сайте "Коллекционерус".
На этом календарике было написано: " Команда В/О Автоэкспорт - победитель ралли "Тур Европы-71". И внизу: "Москвич-412 - золотой кубок. Лада - серебряный кубок". Заинтересовавшись этой новой для меня (и к моему стыду) информацией, я обратился к старым журналам "За рулем" и в январском номере за 1972 год нашел нужную информацию.
Как-то так сложилась, что вспоминая те годы, на память больше приходят легендарные марафоны "Лондон-Сидней" и "Лондон-Мехико" в которых участвовали наши "Москвичи-412". А в этом ралли, наряду с пятью "Москвичами-412", приняли участие три новых автомобиля недавно вступившего в строй Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 "Лада" (экспортное название "Жигулей") - это было их первое участие в международных соревнованиях. Причем все советские автомобили были дебютантами этого ралли, организатором которого являлся АДАК - самый крупный автомобильный клуб ФРГ. "Тур Европы" проводился в 1971 году уже 15-й раз, но если раньше это ралли носило локальный характер, то в 1971 году, очевидно, под влиянием успехов двух марафонов - "Лондон - Сидней" и "Лондон - Мехико" устроители решили придать ему масштаб крупного трансъевропейского марафона.
Следует ещё отметить, что пять "Москвичей-412", принимавших участие в ралли были производства не только АЗЛК, но и Ижевского завода, так что это ралли стало серьезным испытанием сразу для трех советских автозаводов.
Прежде чем стартовать в этом соревновании советской команде надо было ещё добраться из Москвы до западногерманского города Эрбаха, в котором был назначен старт ралли.
Старт участникам ралли был дан 9 октября 1971 года. Затем трасса проходила по территории Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, СССР (Выборг - Ленинград - Москва - Минск - Брест), Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Турции, Греции, Югославии, Италии, Австрии и ФРГ.
Всего дистанция составляла около 14 000 км. Главное отличие этого ралли от других состояло в том, что его трасса была проложена по обычным дорогам с интенсивным движением, легенда трассы заранее не выдавалась, что очень повысило роль штурмана в экипаже.
На прохождение всей трассы отводилось 200 часов чистого времени движения и лишь пять перерывов на отдых: в Будене, Москве, Будапеште, Стамбуле и Загребе. Чтобы уложиться в жесткий график и прибыть на контрольные пункты без опозданий на отдельных участках трассы приходилось развивать скорость до 120-140 км/час. Каждая минута опоздания - штрафное очко. Кроме штрафов за опоздания, были штрафы и за досрочное (больше чем на 20 процентов от заданного норматива) прибытие на контрольные пункты.
Всего в ралли-марафоне "Тур Европы-71" стартовал 51 экипаж, а участвовало 17
автомобильных марок. Классы разделялись по объему двигателя, всего их
было пять: 1150, 1300, 1600, 2000, 2000+. "Москвичи" соревновались в классе 1600, и соперники у них были серьезные: BMW, Opel, Renault, Saab и др. А вот "Лады" по объему двигателя попадали в младший класс 1300. Всего в этом классе было 12 экипажей, среди них - две Alfa Romeo, три NSU TT, Volkswagen, Simka 1100S, две Zastava 101.
Наибольшее число экипажей было заявлено от ФРГ - 32. СССР заявил 8 машин, Югославия - 6, Чехословакия - 3, Дания - 3. Остальные европейские страны были представлены на старте одним автомобилем.
Участники от СССР:
- "Лада" ВАЗ-2101 №23 - Яков Лукьянов и Александр Карамышев.
- "Лада" ВАЗ-2101 №24 - Евгений Андреев и Валентин Кислых.
- "Лада" ВАЗ-2101 №25 - Каститис Гирдаускас и Улдис Мадревиц.
- "Москвич-412" ИЖ №50 - Лев Морозов и Эдвард Сингуринди.
- "Москвич-412" ИЖ №51 - Леонтий Потапчик и Гуннар Холм.
- "Москвич-412" ИЖ №52 - Юрий Лесовский и Вадим Ржечицкий.
- "Москвич-412" АЗЛК №53 - Владимир Бубнов и Анатолий Печенкин.
- "Москвич-412" АЗЛК №54 - Александр Ипатенко и Эмануил Лифшиц.
Первый этап ралли-марафона включал в себя 2934 км и проходил по дорогам
ФРГ, Дании, Норвегии и Швеции. Первые 400 километров были относительно
комфортными - средняя скорость для всех автомобилей была задана на
уровне 84 км/ч. Однако затем диспозиция изменилась. Из-за массовой
аварии на дороге в сторону Ганновера участникам предложили ехать в объезд. Это означало, что средняя скорость увеличивалась до 105 км/ч, а значит, реальная и вовсе вырастала до 140-150 км/ч.
После промежуточного пункта в Рандерсе и еще отрезка по Дании экипажи
переправились на пароме "Кристиан IV" в порт Хиртсхальс в Норвегии.
А на том берегу всех поджидала отвратительная погода, настоящая скандинавская пурга: уровень снега на дорогах достигал 50 см, а под ним был сплошной лед.
При этом на отрезке было три скоростных участка с очень высокой средней скоростью, с которыми далеко не все могли справиться. Уже на финише первого этапа треть экипажей получили штрафы за опоздания, а два автомобиля окончательно сошли - гонщики из ФРГ на автомобилях со стартовыми номерами 48 (Lancia Fulvia 1.6 Coupe HF) и 81 (BMW 3.0 Si) не смогли удержать свои машины на скользкой дороге. Советские технички помогали всем, кому можно, вытаскивая из кюветов и буксируя неисправные машины.
Второй этап стартовал в норвежском Будене 12 октября. Далее экипажи
двигались через Швецию в Финляндию и затем к вечеру 13 октября должны
были финишировать в Москве, где у них было запланировано два дня отдыха.
За это время сошло еще три экипажа (NSU TT, BMW 2002 Ti и Mecedes-Benz 280E), а уже на промежуточном финише в Хельсинки не осталось ни одного экипажа без штрафных очков, вопрос был только в том, у кого их меньше.
По предварительным результатам, в Хельсинки в борьбе за Золотой кубок
лидировала команда "Автоэкспорт" на "Москвичах-412", вторыми шла команда
АДАК из ФРГ. На финише в Москве "Москвичи" продолжали лидировать, а
вот в сражении за Серебряный Кубок на первое место вышла "Лада", далеко
опередившая соперников. В Москве гонщикам и технике дается двухдневный отдых.
Старт третьему этапу ралли дается в Москве 15 октября. За следующие два дня гонщики должны были пройти Белоруссию, Польшу и прибыть в Будапешт. Всю дорогу их сопровождали непрерывные снегопады и снежные заносы. Маршрут был настолько сложным, что многие промахивались мимо нужных поворотов, приходилось возвращаться и снова искать дорогу. Но в Будапеште снега уже не было, температура воздуха поднялась. Здесь был ещё один день отдыха.
Четвертый этап был проложен через Венгрию, Румынию, Болгарию, составлял
2044 км и через два дня после старта, 18 октября, финишировал в
Стамбуле. До контрольного пункта в Пояну (Румыния) сошло еще шесть
машин.
На пятом этапе самыми сложными стали горные дороги в Югославии с крутыми
спусками и подъемами. Но наиболее неприятным стало покрытие: во многих
местах под колесами был щебень, нанесший немало повреждений автомобилям - разбитых стекол и пробитых колес.
Шестой, финальный этап стартовал из Загреба 21 октября, и уже во второй
половине 22-го числа первые автомобили подъезжали к финишу в
западногерманском Травемюнде.
До финиша доехали только 39 автомобилей из 51. 12 экипажей до финиша добраться не сумели. Среди них был и один "Москвич-412", в экипаже которого ехали Лев Морозов и Эдвард Сингуринди. Причиной этого схода было недопонимание со стороны дорожной полиции в Греции, где советский экипаж напрасно заподозрили в наезде на пешехода. Потраченное на разбирательства время компенсировать было уже невозможно: экипаж Морозова и Сингуринди сумел просто приехать на финиш ралли без зачета.
Победителями в двух командных зачетах стали две советские команды:
"Москвичи" взяли Золотой Кубок, а "Лада" - Серебряный Кубок. *
* Золотой кубок присуждался финишировавшей первой команде, в составе
которой было не менее пяти автомобилей, четыре из которых добирались до финиша. Серебряным же награждали команду, в составе которой стартовало три автомобиля, два из них благополучно финишировали.
Результат "Жигулей" вообще оказался феноменальным. Они не просто завоевали Серебряный кубок, но экипаж № 25 Каститиса Гирдаускаса и Улдиса
Мадревица занял первое место в классе и второе место в абсолюте, уступив
лишь гонщикам из ФРГ на Opel Ascona с двигателем 1,6 л, выступавшим в старшем классе. При этом на ВАЗ-2101 с моторами 1,2 л гонщики ВАЗа сумели обыграть спортсменов команды АЗЛК на 1,5-литровых "Москвичах-412" и с более опытными пилотами за рулем. Из 39 финишировавших "Лады" заняли второе, девятое и 13-е места. "Москвичи" заняли в общем зачете 15-е, 16-е, 17-е и 19-е места.
За всю 15-летнюю историю гонки никто из команд не мог выиграть "Тур Европы" с первого раза, а обе советские команды в 1971 году участвовали впервые.
Итоговая таблица "Тура Европы -71":
А через три года на ралли "Тур Европы-74" советские спортсмены Стасис Брунза и Александр Карамышев на "Москвиче-412" уже одержали победу и в личном зачете.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.