Найти в Дзене
Летающая Черепаха

Опера "Русалка" Даргомыжского на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

20 июля 2025 года Здравствуйте, друзья! Очень давно я не была в этом замечательном театре, о чём очень сожалела. Ведь именно с него началась моя любовь к балету, которая не проходит уже очень много лет. Это был балет "Доктор Айболит" Игоря Морозова, мне было лет 5 или 6, и я просто "пропала", потому что сказать, что спектакль мне понравился, это не сказать ничего. Были и другие балетные спектакли. В частности я до сих пор считаю, что постановка "Лебединого озера" в театре Станиславского была более интересной, чем даже в Большом. Хотя возможно мне так казалось по малолетству. Очень мне нравилась финальная сцена, где злой волшебник насылает на лебединое озеро страшный ураган. Оперу же в театр на Большой Дмитровке я пришла слушать впервые. Пришла не одна. Нас было четверо любителей музыкальных спектаклей, мои постоянные читатели, думаю всех узнали. Погода нас не очень порадовала, как раз перед спектаклем начался дождь и мы дружно раскрыли зонтики. Зато порадовал театр. После досмотра и пр

20 июля 2025 года

Здравствуйте, друзья!

Очень давно я не была в этом замечательном театре, о чём очень сожалела. Ведь именно с него началась моя любовь к балету, которая не проходит уже очень много лет. Это был балет "Доктор Айболит" Игоря Морозова, мне было лет 5 или 6, и я просто "пропала", потому что сказать, что спектакль мне понравился, это не сказать ничего. Были и другие балетные спектакли. В частности я до сих пор считаю, что постановка "Лебединого озера" в театре Станиславского была более интересной, чем даже в Большом. Хотя возможно мне так казалось по малолетству. Очень мне нравилась финальная сцена, где злой волшебник насылает на лебединое озеро страшный ураган.

Оперу же в театр на Большой Дмитровке я пришла слушать впервые.

Пришла не одна. Нас было четверо любителей музыкальных спектаклей, мои постоянные читатели, думаю всех узнали.

Погода нас не очень порадовала, как раз перед спектаклем начался дождь и мы дружно раскрыли зонтики. Зато порадовал театр. После досмотра и проверки документов, мы зашли в фойе и с удивлением обнаружили, что несмотря на летний период в театре работает гардероб, куда можно сдать лишние сумки с мокрыми зонтиками. Это очень удобно, кажется раньше такой услуги в театрах летом не было, а может я что-то и забыла.

-2

Мы с радостью освободились от мокрого инвентаря и направились конечно же в буфет. Театральный буфет это не про еду. Посещение его настраивает на восприятие спектакля, хотя знаю, что есть и противоположные мнения.

-3

И буфет в этом театре нас удивил. Прежде всего своим ассортиментом. Вместо стандартных бутербродов с колбасой и красной рыбой, запечатанных в контейнеры, перед нами предстали брускетты с копчёным угрём, осетриной, ну и с колбасой тоже были. Сырная тарелка присутствовала, и даже вазочка ссо свежей черешней.

-4

Мы сервировали себе столик на четверых, жаль только, что пришлось за ним стоять, стульев в буфете не предусмотрено. Может это и хорошо, спектакль длинный, насидимся ещё.

-5

Зал тем временем заполнялся нарядно одетой публикой, лиц в спортивной одежде замечено не было.

Несмотря на дачно-огородный период, зал был практически полон, и что-то мне подсказывает, что москвичи составляют основную часть зрителей, хотя и гости столицы тоже присутствовали.

-6

Наши места были в третьем ряду, видно было очень хорошо, а ещё мне очень понравился занавес, который как нельзя лучше сочетался с водной стихией, в которой и живут русалки.

-7

Опера "Русалка" была написана Александром Даргомыжским в середине 19-го века, когда итальянская опера достигла уже своего расцвета, а русская можно сказать, только начиналась и ставилась в России не столь охотно, известные и привычные итальянцы публикой принимались лучше. Ещё не написал свои 10 опер Пётр Ильич, но уже была написана Глинкой "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

Специалисты считают, что "Русалка" Даргомыжского была своего рода мостиком между Глинкой и композиторами "Могучей кучки".

Опера написана композитором по мотивам поэмы Пушкина, которая не была окончена. Либретто написано самим Даргомыжским, где он взял на себя смелость слегка скорректировать первоисточник и дописать финал.

История трагической любви дочери Мельника Наташи и Князя, у которого нет имени, как впрочем и у почти всех остальных персонажей, воплотилась в поистине народную оперу, благодаря музыке Даргомыжского.

Опера "Русалка" считается редко исполняемой. Но фрагменты её у многих любителей, что называется "на слуху". И это не отрывки из поэмы Пушкина, а именно фрагменты из оперы. Я бы сказала, что опера "разошлась на цитаты", хотя обычно так говорят о литературных произведениях.

-"Вот то-то все вы, девки молодые..." -ария Мельника.

-"Вот мельница, она уж развалилась..." - грустит о былой любви Князь

-"Откуда ты, прелестное дитя..." - все эти строки воспринимаются неразрывно связанными с музыкой.

Видимо опера несмотря на мистический сюжет вне времени и места действия, получилась очень русской и запала в душу многим, хотя целиком на сцене её довольно сложно увидеть.

-8

Мне очень понравились исполнители. Прекрасный, хотя и немногочисленный хор,

Задорные цыгане и гости на княжеской свадьбе.

-9

Сам князь в исполнении Владимира Дмитрука. Его лирический тенор не любовался сам собой, как это иногда бывает, а грустил вместе со своим персонажем с первого появления и до трагической развязки.

-10

Княгиня - Наталья Зимина - тоже смогла донести своим меццо до зрителя всю тяжесть судьбы нелюбимой жены.

-11

Очень интересно было посмотреть на юную Ванду Парий в роли Русалочки. Эта роль без пения, но юная артистка своим речитативом смогла завоевать не только сердце Князя, но и сердца зрителей.

-12

Ну и Мельник, Дмитрий Ульянов. Его роль самая значимая в спектакле. Он сумел передать все чувства от искателя выгоды от увлечения богатого Князя своей дочерью, до убитого горем отца погибшей Наташи, не забывая при этом насмехаться над Князем. Браво!

-13

И Наташа, Елена Гусева, предстала перед нами в начале действа в образе холодной и мстительной Русалки, потом вспомнила себя юной влюбленной девушкой и в финале опять стала властительницей подводного царства, жестоко призвавшей к себе неверного возлюбленного.

-14

Дирижёр, Тимур Зангиев, управлял своим оркестром виртуозно и с душой, он достойно объединил музыку Даргомыжского с голосами исполнителей, всё произведение звучало единым целым.

-15

Постановку этой оперы Александром Тителем многие считают спорной. Мне же она понравилась. Меня настолько увлекла музыка, да и, чего уж там, действие спектакля, что мне и декораций вполне хватило, хотя их было немного, и то что режиссёр слегка изменил очерёдность картин оперы, поставив предфинальную картину в самом начале в виде пролога, нисколько ничего не запутало в сюжете, и показалось вполне органичным.

Правда немного странно было слушать увертюру не в самом начале, а после пролога, но и в этом был определённый смысл.

Понравились и костюмы в серо-болотных тонах, они в этом спектакле вполне уместны. Какова история, таковы и костюмы.

И Днепр на заднем плане сцены в полнолуние, благодаря современным технологиям прямо завораживал и заставлял поверить и в русалок и в прочую мистику, и в "преданья старины глубокой".

Спектакль неожиданно закончился, а аплодисменты и поклоны длились ещё долго. Из театра не хотелось уходить и не хотелось ехать домой. Я как самая старшая и далекоживущая всё же уговорила себя ехать домой, а хотелось ещё погулять по вечерней Москве, что мои спутницы и осуществили.

До новых встреч, друзья!