20 июля 2025 года
Здравствуйте, друзья!
Очень давно я не была в этом замечательном театре, о чём очень сожалела. Ведь именно с него началась моя любовь к балету, которая не проходит уже очень много лет. Это был балет "Доктор Айболит" Игоря Морозова, мне было лет 5 или 6, и я просто "пропала", потому что сказать, что спектакль мне понравился, это не сказать ничего. Были и другие балетные спектакли. В частности я до сих пор считаю, что постановка "Лебединого озера" в театре Станиславского была более интересной, чем даже в Большом. Хотя возможно мне так казалось по малолетству. Очень мне нравилась финальная сцена, где злой волшебник насылает на лебединое озеро страшный ураган.
Оперу же в театр на Большой Дмитровке я пришла слушать впервые.
Пришла не одна. Нас было четверо любителей музыкальных спектаклей, мои постоянные читатели, думаю всех узнали.
Погода нас не очень порадовала, как раз перед спектаклем начался дождь и мы дружно раскрыли зонтики. Зато порадовал театр. После досмотра и проверки документов, мы зашли в фойе и с удивлением обнаружили, что несмотря на летний период в театре работает гардероб, куда можно сдать лишние сумки с мокрыми зонтиками. Это очень удобно, кажется раньше такой услуги в театрах летом не было, а может я что-то и забыла.
Мы с радостью освободились от мокрого инвентаря и направились конечно же в буфет. Театральный буфет это не про еду. Посещение его настраивает на восприятие спектакля, хотя знаю, что есть и противоположные мнения.
И буфет в этом театре нас удивил. Прежде всего своим ассортиментом. Вместо стандартных бутербродов с колбасой и красной рыбой, запечатанных в контейнеры, перед нами предстали брускетты с копчёным угрём, осетриной, ну и с колбасой тоже были. Сырная тарелка присутствовала, и даже вазочка ссо свежей черешней.
Мы сервировали себе столик на четверых, жаль только, что пришлось за ним стоять, стульев в буфете не предусмотрено. Может это и хорошо, спектакль длинный, насидимся ещё.
Зал тем временем заполнялся нарядно одетой публикой, лиц в спортивной одежде замечено не было.
Несмотря на дачно-огородный период, зал был практически полон, и что-то мне подсказывает, что москвичи составляют основную часть зрителей, хотя и гости столицы тоже присутствовали.
Наши места были в третьем ряду, видно было очень хорошо, а ещё мне очень понравился занавес, который как нельзя лучше сочетался с водной стихией, в которой и живут русалки.
Опера "Русалка" была написана Александром Даргомыжским в середине 19-го века, когда итальянская опера достигла уже своего расцвета, а русская можно сказать, только начиналась и ставилась в России не столь охотно, известные и привычные итальянцы публикой принимались лучше. Ещё не написал свои 10 опер Пётр Ильич, но уже была написана Глинкой "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".
Специалисты считают, что "Русалка" Даргомыжского была своего рода мостиком между Глинкой и композиторами "Могучей кучки".
Опера написана композитором по мотивам поэмы Пушкина, которая не была окончена. Либретто написано самим Даргомыжским, где он взял на себя смелость слегка скорректировать первоисточник и дописать финал.
История трагической любви дочери Мельника Наташи и Князя, у которого нет имени, как впрочем и у почти всех остальных персонажей, воплотилась в поистине народную оперу, благодаря музыке Даргомыжского.
Опера "Русалка" считается редко исполняемой. Но фрагменты её у многих любителей, что называется "на слуху". И это не отрывки из поэмы Пушкина, а именно фрагменты из оперы. Я бы сказала, что опера "разошлась на цитаты", хотя обычно так говорят о литературных произведениях.
-"Вот то-то все вы, девки молодые..." -ария Мельника.
-"Вот мельница, она уж развалилась..." - грустит о былой любви Князь
-"Откуда ты, прелестное дитя..." - все эти строки воспринимаются неразрывно связанными с музыкой.
Видимо опера несмотря на мистический сюжет вне времени и места действия, получилась очень русской и запала в душу многим, хотя целиком на сцене её довольно сложно увидеть.
Мне очень понравились исполнители. Прекрасный, хотя и немногочисленный хор,
Задорные цыгане и гости на княжеской свадьбе.
Сам князь в исполнении Владимира Дмитрука. Его лирический тенор не любовался сам собой, как это иногда бывает, а грустил вместе со своим персонажем с первого появления и до трагической развязки.
Княгиня - Наталья Зимина - тоже смогла донести своим меццо до зрителя всю тяжесть судьбы нелюбимой жены.
Очень интересно было посмотреть на юную Ванду Парий в роли Русалочки. Эта роль без пения, но юная артистка своим речитативом смогла завоевать не только сердце Князя, но и сердца зрителей.
Ну и Мельник, Дмитрий Ульянов. Его роль самая значимая в спектакле. Он сумел передать все чувства от искателя выгоды от увлечения богатого Князя своей дочерью, до убитого горем отца погибшей Наташи, не забывая при этом насмехаться над Князем. Браво!
И Наташа, Елена Гусева, предстала перед нами в начале действа в образе холодной и мстительной Русалки, потом вспомнила себя юной влюбленной девушкой и в финале опять стала властительницей подводного царства, жестоко призвавшей к себе неверного возлюбленного.
Дирижёр, Тимур Зангиев, управлял своим оркестром виртуозно и с душой, он достойно объединил музыку Даргомыжского с голосами исполнителей, всё произведение звучало единым целым.
Постановку этой оперы Александром Тителем многие считают спорной. Мне же она понравилась. Меня настолько увлекла музыка, да и, чего уж там, действие спектакля, что мне и декораций вполне хватило, хотя их было немного, и то что режиссёр слегка изменил очерёдность картин оперы, поставив предфинальную картину в самом начале в виде пролога, нисколько ничего не запутало в сюжете, и показалось вполне органичным.
Правда немного странно было слушать увертюру не в самом начале, а после пролога, но и в этом был определённый смысл.
Понравились и костюмы в серо-болотных тонах, они в этом спектакле вполне уместны. Какова история, таковы и костюмы.
И Днепр на заднем плане сцены в полнолуние, благодаря современным технологиям прямо завораживал и заставлял поверить и в русалок и в прочую мистику, и в "преданья старины глубокой".
Спектакль неожиданно закончился, а аплодисменты и поклоны длились ещё долго. Из театра не хотелось уходить и не хотелось ехать домой. Я как самая старшая и далекоживущая всё же уговорила себя ехать домой, а хотелось ещё погулять по вечерней Москве, что мои спутницы и осуществили.
До новых встреч, друзья!