В немецкой столице есть свой остров. Он, конечно, уступает в масштабах Рюгену - самому большому в Германии. Но дело не в размере: с 1999 года архитектурный и культурный ансамбль Музейного острова входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. А все благодаря пятерке разместившихся на нем музеев. Их экспозиции и осмотрим сегодня.
Немного истории
Музейный остров находится на острове Шпрееинзель (Шпрее - река в Берлине, а "инзель" по-немецки и есть "остров"). Остров на острове) Музеи появились здесь только в 18 веке. В Средневековье северную территорию покрывали болотистые луга, а на южной возник...город Кёлльн)
Нет, я не путаюсь в немецкой географии и в названии нет ошибки! Всем известный Кёльн со знаменитым Собором стоит на Рейне. Это город-миллионник, "Метрополия на Рейне". А "островной" Кёлльн в Средневековье слился с Берлином и исчез. Очередные пары)
Во второй половине 17 века появляется парк Люстгартен. Название сохранилось прежнее и в наши дни, а вот место неоднократно перестраивали.
И вот наступает 1810 год. Король Фридрих Вильгельм II и по совместительству отец императрицы Александры Фёдоровны (то есть Шарлотты Прусской) и дед Александра II повелел заложить "публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства".
Ещё 12 лет ушло на разработку проектов и лишь к 1830 году появляется первый публичный музей как на Музейном острове, так и во всей Пруссии. Назвали его Старый музей. Строились здания не быстро: в 1859 году открылся Новый музей (в то время - Прусский королевский музей), в 1876 году - Старая национальная галерея (тогда Национальная галерея), в 1904 году - Музей Боде (в те времена Музей кайзера Фридриха), в 1930 году - Пергамский музей.
Имя "Музейный остров" закрепилось за местом в 1870-е годы - очень уж хотела Пруссия показать, что и у неё есть культурная столица. Не хуже чем Париж и Лондон) Благодаря музеям Берлин стали называть "Афины на Шпрее". Подобный "титул" был не уникальным: тот же Дрезден нарекли "Флоренцией на Эльбе".
После Второй Мировой сильно пострадавший остров находился в составе Восточного Берлина. Музеи постепенно восстанавливали, но дольше всего практически в руинах стоял Новый музей: воссоздавать его начали лишь в 1997 году, а открыли только в 2009 году.
Теперь подробнее рассмотрим экспозиции всех пяти музеев.
Старый музей
В музее хранится коллекция предметов искусства Античного собрания. Да и само двухэтажное здание подчёркивает эпоху хранящихся экспонатов: главный фасад оформлен портиком с 18 ионическими колоннами как в Афинах.
Внутри здания ротонда с колоннами - 20 штук из мрамора. Среди них по кругу выставили античные статуи.
И в целом красивых предметов очень много.
А знаете, какой экспонат меня покорил? Гранитная чаша диаметром почти 7 метров и весом в 75 тонн! Её изготовили из цельного камня в Рауэнских горах под предводительством Кристиана Готлиба Кантиана. Обрабатывали заготовку на месте. По легенде 20 каменотесов ежедневно работали, не покладая своих инструментов. Слабо мне верится, что подобное в принципе возможно осуществить без технологий. Ну да ладно.
Дальше официальная версия гласит, что чашу при помощи деревянных катушек шесть недель волокли к реке Шпрее. А потом 45 человек погрузили её на деревянное судно (это ж ещё соответствующий кораблик построить нужно было) и отправили в Берлин. Там её уже полировали, причём с помощью специальной паровой машины целых два с половиной года. Установить чашу планировали внутри музея в центре ротонды, но "посудина" не влезла) Решили поставить перед зданием, там уж точно территория позволяла.
В 1981 году с чашей случился коллапс. Со времен Второй Мировой "кружечка" стояла не на привычном месте, а рядом с Берлинским Собором (он возвышается здесь же, рядом с Музейным островом). И вот её решили вернуть на историческое место, но что-то пошло не так и чаша раскололась. Её потом собрали, но осадочек, то есть шов, остался.
Берлин в гранитном отношении, конечно, не конкурент нашему Петербургу с гранитными набережными и гранитной Александровской колонной. Но чаша все равно впечатляет! А берлинцы именуют ее "Суповая миска") Милая такая тарелочка)
Новый музей
Старый музей не справлялся с количеством экспонатов, поэтому решили построить ещё один. Новый. Экспонаты оказались впечатляющие: архитектурные макеты, церковные предметы, гравюры, рисунки и громадная Египетская коллекция.
Удивлял и вестибюль: длина 38 метров, ширина 15 метров, высота 20 метров, и при этих размерах лестница соединяла два этажа. Так и получилось, что помещение стало самым большим в музее. Король Пруссии Фридрих Вильгельм II поручил расписать эту махину художнику Вильгельму фон Каульбаху. Результат вышел ошеломляющим: 75-метровый фриз из шести композиционных сюжетов опоясывал весь верхний ярус вестибюля.
И идеи у "рисунков" масштабные - "Вавилонская башня", "Гомер и греки", "Разрушение Иерусалима Титом", "Битва гуннов", "Крестоносцы у стен Иерусалима", "Эпоха Реформации". Да и техника выполнения была нестандартная: сначала клеевые краски наносили на сухую штукатурку, а потом покрывали слоем "жидкого стекла". Когда все застывало, получалась глянцевая поверхность.
Но мы с вами никогда не увидим эти росписи вживую: во Вторую Мировую был налет англо-американской авиации, из-за которого вестибюль сгорел, а росписи погибли. Да и сам музей восстановили последним. Его даже называли "самыми красивыми руинами Берлина".
Все это время экспонаты находились в хранилищах, так что уничтожено не все. А настоящая жемчужина коллекции - бюст Нефертити, знаменитой супруги фараона-реформатора Эхнатона. Помню, как очень долго простояла перед экспонатом...Он меня заворожил! Но фотографировать красавицу запрещалось, ну и строгий охранник зала не спускал глаз с царицы...На память купила себе закладку и магнит)
С бюстом Нефертити не все так просто: Египет давно пытается вернуть экспонат на Родину, но немцы даже слышать ничего не хотят. Подробно об этой истории рассказали Ирина и Виктор с дружественного канала "Не галопом по Европам". Умолкаю и передаю им слово)
Не отдают награбленное, то есть "экспонируемое" и британцы. Публикация об этом здесь.
Старая национальная галерея
Основа коллекции - произведения искусства 19 века. Все началось с 262 картин, которые подарил галерее банкир Генрих Вагенер. Количество экспонатов увеличивалось, и вот уже в залах появляются "В оранжерее" Эдуарда Мане, "Монах у моря" Каспара Давида Фридриха, "Остров мёртвых" Арнольда Бёклина, "Железопрокатный завод" Адольфа Менцеля.
Музей Боде
С момента открытия в 1904 году и до 1945 года он назывался "Музеем кайзера Фридриха", следующие 11 лет - "Музей на Купферграбене", и лишь после этого его нарекли в честь первого директора и идейного вдохновителя Вильгельма фон Боде. Это самое "островное" здание - вход соединяют два моста через оба рукава реки Шпрее.
В выставочных залах экспонаты подбирали по историческим периодам: скульптуры, картины, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства. Да и внутренние архитектурные детали - порталы, мраморные арки, кессоновые потолки, камины, алтари - все в стиле)
Коллекция бесспорно шикарна, но больше всего меня поразил купол, и то, как он смотрится изнутри!
Какая-то невероятная высота, когда чувствуешь себя муравьем) Или гномом) Примерно такие же ощущения у меня были, когда я посетила громадный Памятник Битве народов в Лейпциге.
Пергамский музей
Нынешнее здание - не первое. В 1898 году возвели "хранилище" специально для найденного Пергамского алтаря. Ну и назвали музей в честь него же) Археологические исследования продолжались, находок появлялось все больше. И вот уже здание не может вместить все экспонаты. Старое сносят, экспонаты временно переезжают в Новый музей, а новое начинают возводить в 1910 году. Но наступает Первая Мировая, затем инфляция. В итоге строительство закончили лишь в 1930 году.
Вторая Мировая тоже внесла коррективы: в 1945 году большую часть музейного фонда вывезли в СССР, где она хранилась до 1958 года. Некоторые экспонаты потом вернулись в ГДР, но не полностью. Очень и очень многое до сих пор прячется в запасниках Пушкинского музея в Москве и Эрмитаже в Петербурге.
В Пергамском музее хранится наследие трех музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. Сами понимаете, что экспонатов много.
Начну с того самого Пергамского алтаря. Создали его в античном городе Пергама, что в Малой Азии. Алтарь предназначался для богослужений под открытым небом. От того древнего сооружения сохранились лишь фундамент и часть стены цоколя, так что то, что мы видим в музее - воссозданная копия. Но и она впечатляет!
Кстати, в то время, когда Алтарь находился в СССР после Второй Мировой, с него сделали гипсовые копии. В 2002 году Эрмитаж подарил слепки Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии в честь её 125-летнего юбилея. Это та самая Академия Штиглица, ну или "Муха") Так что сейчас по периметру верхней галереи Большого выставочного зала выставлены те самые слепки пергамских горельефов.
Ещё один экспонат, ради которого все едут в Пергамский музей, - Ворота Иштар. Это восьмые ворота стен Вавилона, посвящённые богине Иштар, и один из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства. На этой громадной полукруглой арке кто только не изображен: львы, быки, грифоны и драконы.
Ворота в музее - тоже реконструкция, но уже из материалов, найденных при раскопках. Фрагменты хранятся в разных мировых музеях: барельефы со львами, драконами и быками в Археологическом музее Стамбула, грифоны - в Музее Искусств Детройта, львы - в Лувре, Метрополитене, Музее изящных искусств Бостона.
И закончим на сегодня Фризом из Мшатты. Это фриз 8 века, он украшал дворец Мшатту в пустыне Иордании. Дворец мало того что не достроили из-за гибели халифа Аль-Валида, так еще и землетрясение его "добило". Лежали руины долго, пока в 1840 году их не обнаружили недалеко от нынешней столицы Иордании - Аммана.
Сначала они находились в Иордании, но спустя годы султан Абдул-Хамид II подарил фриз кайзеру Вильгельму II. Но не по доброте душевной - тот просто опасался, что руины пойдут на строительство Хиджазской ж/д. Так экспонат раннего исламского искусства длиной 33 метра и высотой 5 метров с двумя надвратными башнями остался в Берлине. И это не реконструкция, а оригинал!
Но пока ни Алтарь, ни Ворота, ни Фриз увидеть не получится: в октябре 2023 года Пергамский музей закрыли на реконструкцию. Частично его откроют в 2027 году, полностью - в 2037 году. Поэтому в который раз убеждаюсь, что по возможности нужно смотреть и путешествовать как можно больше. А то мало ли...
Ещё о Берлине я рассказывала здесь: