Найти в Дзене

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Для начала нужно определить что такое онтогенез: Онтогенез — это процесс индивидуального развития организма от момента зачатия до полного созревания и старения. В психологии онтогенез рассматривает формирование и становление психики и поведения человека в течение всей жизни, особенно в детском возрасте. Предвосхищая возможный вопрос, почему именно периодизация Алексея Николаевича Леонтьева, поясняю:  Я выбрал периодизацию Леонтьева, потому что она является классической и широко признанной в отечественной психологии. Она особенно ценна тем, что связывает развитие речи с ведущими видами деятельности ребёнка на каждом возрастном этапе, раскрывая связь между психическим развитием и социальной средой. Такой подход помогает глубже понять механизмы формирования речевых навыков и делает анализ развития речи в онтогенезе более наглядным и системным. Итак, А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы.  Подготовит

Для начала нужно определить что такое онтогенез: Онтогенез — это процесс индивидуального развития организма от момента зачатия до полного созревания и старения. В психологии онтогенез рассматривает формирование и становление психики и поведения человека в течение всей жизни, особенно в детском возрасте.

Предвосхищая возможный вопрос, почему именно периодизация Алексея Николаевича Леонтьева, поясняю: 

Я выбрал периодизацию Леонтьева, потому что она является классической и широко признанной в отечественной психологии. Она особенно ценна тем, что связывает развитие речи с ведущими видами деятельности ребёнка на каждом возрастном этапе, раскрывая связь между психическим развитием и социальной средой. Такой подход помогает глубже понять механизмы формирования речевых навыков и делает анализ развития речи в онтогенезе более наглядным и системным.

Итак, А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. 

Подготовительный этап (с рождения до года) 

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. 

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого. 

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи. 

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы. 

Преддошкольный этап (от 1 года до 3 лет) 

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов. 

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса. 

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка. 

Период дошкольного развития (от 3 до 7 лет) 

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы. 

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья. 

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых. 

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь. 

Школьный период (от 7 до 17 лет) 

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

💬 Если у вас есть вопросы или хотите поделиться своим мнением — пишите в комментариях!

#психология #речь #леонтьев #развитиеречи #онтогенез #ребенок #дети #школьники #школьник #подросток #подростки #развитие