Третий день совместных чтений «Знака бесконечности» - это 7 и 8 главы. Развязка уже близка, тайны понемногу раскрываются, а интерес не ослабевает.
7 глава окончательно раскрывает все тайны и обнажает характеры героев. Радует то, что внимание уделяется всем персонажам, не только основным.
Казалось бы, совсем уже второго плана герой - Никита. Да, он партнер, он "прикрывает" тылы, но зачастую таким персонажам не уделяют много внимания. У Натальи же каждая реплика продумана так, что характер можно хорошо представить. Однако это не все. В 7 главе мы узнаем некоторые подробности из его детства (любовь матери, воспитывавшей сына в одиночку, к Вальтеру Скотту), и вот уже и этот второстепенный герой обретает "плоть". 7 глава вообще становится "семейной", чему немало способствуют размышления Антона о его отношениях с отцом.
Чуть-чуть с другой стороны открывается Лана. Мы наградили ее при первом же знакомстве определенными ярлыками. Да, хищница, да, такой и останется, но вот тот маленький эпизод, где она наблюдала за Антоном, придирчиво выбирающим чужой матери подарок, выдает ее человечность. В глубине души ей тоже хочется нежности, заботы, доверия. "Каждый выбирает по себе..." Наталья Литтера: «Мне кажется, до поездки в Шотландию Лана была счастлива, что у нее роман с Антоном. Просто вот счастье от того, какого парня ухватила: умный, богатый, щедрый. У него квартира, машина. Ее больше интересовали внешние атрибуты и жизнь с ним. И лишь в Шотландии она начала задавать вопросом: какой он? Что она о нем знает? А последний визит в его квартиру дал неутешительный вывод: ничего она о нем не знает».
Очень трогательный момент с Машей и Леней, когда Леня покупает жене на память серебряные украшения. «Маша с Лёней просто несут в мир давно известную фразу: "Хочешь быть счастливым - будь им". Они не гонятся за красивой жизнью, но очень ценят то, что у них есть» (Наталья Литтера).
Наконец появилась Надин. Пока незримо, но совершенно узнаваемо. Честно говоря, я ей сочувствовала в истории про Воскресенского, а повесть "Что ты знаешь" очень люблю именно из-за нее. Поэтому увидеть ее матерью долгожданного сына было не просто приятно. Надин-мать (не мама!) оправдала надежды.
Соня и Антон. В 7 главе они как бы "порознь", но чуть ближе, чем были до этого.
При втором прочтении невозможно было не заметить другой диалог о любви - уже антиахматовский (если так вообще можно говорить):
- Я в Москве.
- Я люблю тебя.
И как хорошо, что автор сосредоточен на Соне. Вот на чьей вы стороне? Кто больше виноват? Не хочется возвращаться к этой теме, но так больно за героиню... Она - одна. Она не окружает себя однодневками, поэтому ей сочувствуешь сильнее.
Как не согласиться с Натальей, когда в прошлом обсуждении написала: "Вообще, это очередной сильнейший стресс: даже просто осознать, что она к нему приходила, она его видела и... Так и осталась стоять в стороне. Пришла все исправить, а увидела совсем другую жизнь.
Это драма.
Для нее - тогда.
Для него - сейчас"
Герои прощаются с Шотландией. Каждый по-своему. Маша и Леня на последние копеечки покупают небольшие подарки и едут на экскурсию в Эдинбург, Лана занимается шопингом, Соня проявляет высшую степень доверия и помогает Свешниковым ("Потому что это Антон". Как много невысказанного в этой коротенькой фразе), Стас же вынужден "решать" проблему с устранением Антона. В какой момент роман о потерянной любви превратился в детектив? Я - не заметила. Но эта детективная линия очень гармонично вошла в повествование. Более того, все, что будет дальше разворачиваться перед нашими глазами, поможет раскрыться характерам героев полностью. И мы уже не будем сочувствовать Лане, а Машу и Леню полюбим еще больше. Полностью согласна с комментарием Лады Олеговны (ах, как мне нравятся ее точные определения»): «Мне бросилось как Лана при первых трудностях прошла мимо Антона. Не то чтобы он жаждал)) но сравнить Соню и Никиту, которые "своих не бросают" и Лану, которая планировала свою жизнь связать с котей... Но ничего лучше не нашла как сказать, что мы попутчики...» Эту мысль подхватила писательница: «Да, попутчики - это очень точное определение оказалось для их отношений в целом. А Соня... Это Соня».
Правда, некоторые споры вызвал тот факт, что для Ланы стало открытием, кто такой Антон на самом деле. «Единственное, что меня немного с толку сбило, это то, что она не знала, что он наследник ВПК групп… она не знала его фамилию? Просто, .., мне кажется имя/фамилия - это одно из первых, что узнается, а Свешниковых, я не думаю, что так много в мире» (inspiration of my soul ). То, что, может быть, прошло мимо нашего внимания, когда читаешь, не обращая на такие нужные детали внимание, расшифровала сама Наталья: «Свешников - довольно распространенная фамилия. Не Иванов, Петров, Сидоров, конечно, но и не Крутицкий или Доманский. Антон, как писалось в тексте, жил в квартире, носил джинсы и футболки, общался с Никитой и никогда в присутствии Ланы не общался с кем-то из своей семьи. Он не крутился среди золотой молодежи, не работал в крутом бизнес-центр корпорации, Лана не видела загородный особняк Свешниковых и просто не могла связать Тони с тем самым владельцем ВКП-групп».
В 7 главе наконец приоткрывается тайна Пролога и смысл той самой детективной завязки с преследованиями. 8 же глава переносит нас в Россию, а значит, и эпиграф не из Бернса или Скотта. Чехов (ну, а как иначе?).
Эта глава подводит черту тому, что БЫЛО.
Впереди - будущее.
Совместные чтения. Наталья Литтера «Знак бесконечности». День третий
22 июля22 июл
3
4 мин