Найти в Дзене

Если бы экзистенциальный кризис был книгой: отзыв на книгу «Омон Ра» Виктора Пелевина

Я с Виктором Олеговичем более 15 лет. Сквозь Чапаева с Пустотой прошла много раз, знакома с концепцией Высших существ (Empire V и далее), читала с удовольствием одиночные работы вне циклов (Числа, например), даже разобралась со сложной Вселенной трансгуманизма (на данный момент из 4-ёх книг) и вот только (!) впервые (!!) причем случайно (!!!) узнала о первой и лучшей работе любимого автора… Совсем иначе бы сложился наш совместный путь, и было бы мне сильно легче и сразу понятнее, потому что дебютный маленький и скромный роман В.О. – есть зерно всего творчества, основополагающее содержание, которое с годами не менялось, лишь по форме докручивалась, усложнялась и пост-иронизировалось в соответствии с повесткой и трендами. Я прошла сквозь тернии, но ни о чем не жалею, ведь так смогла подготовиться, нарастить броню для лобового столкновения с густой, всеобъемлющей Пелевинской тоскливой и безысходной в своей неизбежности окружающей нас действительностью. Весь нарратив уже с зачатками фирмен

Я с Виктором Олеговичем более 15 лет. Сквозь Чапаева с Пустотой прошла много раз, знакома с концепцией Высших существ (Empire V и далее), читала с удовольствием одиночные работы вне циклов (Числа, например), даже разобралась со сложной Вселенной трансгуманизма (на данный момент из 4-ёх книг) и вот только (!) впервые (!!) причем случайно (!!!) узнала о первой и лучшей работе любимого автора…

Совсем иначе бы сложился наш совместный путь, и было бы мне сильно легче и сразу понятнее, потому что дебютный маленький и скромный роман В.О. – есть зерно всего творчества, основополагающее содержание, которое с годами не менялось, лишь по форме докручивалась, усложнялась и пост-иронизировалось в соответствии с повесткой и трендами.

Я прошла сквозь тернии, но ни о чем не жалею, ведь так смогла подготовиться, нарастить броню для лобового столкновения с густой, всеобъемлющей Пелевинской тоскливой и безысходной в своей неизбежности окружающей нас действительностью.

Весь нарратив уже с зачатками фирменного авторского мистицизма и вкраплениями буддизма элегантно уместился на 160 (электронных) страницах «Омон Ра». Более того, здесь (как нигде далее) есть душа, есть жизнь и самое настоящее страдание.

Герой, движимый мечтой о моральном и физическом вознесении за пределы земного, попадает в лётное училище, государственную «скотобойню» по совместительству, где ему выпадает честь исполнить миссию, а заодно отдать долг Родине во имя светлого, доброго социалистического будущего.

Что характерно для сюжета:

- Пелевин вроде как переосмысляет финальные предсмертные годы союза, однако в общем чертах абсурдное в своей безрассудности и жестокости давление режима на человека характерно для любого политического строя, в котором всё есть симуляция и воспроизведение давно утраченной сути.

И вот еще, думал я, всю свою жизнь я шел к тому, чтобы взмыть над толпами рабочих и крестьян, военнослужащих и творческой интеллигенции, и вот теперь, повиснув в сверкающей черноте на невидимых нитях судьбы и траектории, я увидел, что стать небесным телом – это примерно то же самое, что получить пожизненный срок с отсидкой в тюремном вагоне, который безостановочно едет по окружной железной дороге

- Даже в шаге от смерти герой размышляет о своём пути, дороге, которая одновременно и прокладывается поступками, и предопределяется в один момент времени. Вероятно, здесь лежат истоки экзистенциальных поисков ответа «я – причина мира или его следствие?».

– И я, и весь этот мир – всего лишь чья-то мысль, – тихо сказал медведь

- Симуляцию реальности с имитацией имитируемого (герой должен совершить подвиг для обмана зрителей, но сам обманут) посредством медиа – в «Амон Ра» Пелевин иллюстрирует беспрецедентно скоро, буквально на 10 последних страницах.

Достаточно даже одной чистой и честной души, чтобы наша страна вышла на первое место в мире по освоению космоса; достаточно одной такой души, чтобы на далекой Луне взвилось красное знамя победившего социализма. Но одна такая душа хотя бы на один миг необходима, потому что именно в ней взовьется это знамя…

- Тяга к мифологии обнаруживается пока что в виде легких отсылок (имя героя + воспоминания о прошлых жизнях Митька).

- Книга опережает время, вот только в 1991 году Виктор Олегович, очевидно, мыслит более оптимистично (насколько это вообще возможно в рамках творчества В.О.), потому что в этой книге технологии пока что интегрируются в человека (студентам летного училища заменяют ноги на протезы), а не наоборот (как в трансгуманизме).

- Щемящая мрачная придавливающая тоска сочится из каждой строчки. И это говорит о том, что здесь еще мы сталкиваемся с чувствами и эмоциями, что молодой автор, который пока не обзавелся доспехами, обнажает тонкую восприимчивую душу, которая мечется и мается в поисках ответов.

- И как я сказала выше, интригующие и между прочим весьма заманчивые (многое объясняющие) идеи о неземном пути и в то же время неотвратимости земного существования в этой книге не звучат отчетливо и конкретно, но абсолютно точно берут своё начало. И снова я погружаюсь в мечты о большом и честном интервью Виктора Олеговича.

Послевкусие от книги горькое и вяжущее. Я вспомнила и даже попустилась, ведь обольщаться благородностью идей (и вообще их наличием) внешней власти – идеи невероятно наивная и глупая.

ЦИТАТЫ:

«Значит, – думал я, – можно глядеть из самого себя, как из самолета, и вообще неважно, откуда глядишь, – важно, что при этом видишь…» »

«В истории ничего не бывает так, как в учебниках. Диалектика в том, что учение Маркса, рассчитанное на передовую страну, победило в самой отсталой»