Найти в Дзене

Игорь Савицкий и его «Лувр в пустыне». Выставка «СВЕТ МЕЖДУ МИРАМИ» в музее «Новый Иерусалим».

30 мая 2025 года Музей «Новый Иерусалим» совместно с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана представил масштабный выставочный проект «Свет между мирами», посвящённый малоизученному пласту советского, узбекского и русского модернизма 1920—1930-х годов. Это первый за многие годы международный проект, который объединил две уникальных коллекции, сформированные вопреки всем правилам советского музея. В экспозицию вошли более 160 живописных и графических работ 40 художников, в числе которых — Александр Волков, Соломон Никритин, Александр Шевченко, Климент Редько и другие, — из коллекций Музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Выставка задумана как встреча двух крупных музейных коллекций искусства XX века. Предыдущий подобный проект такого масштаба с участием Музея имени Савицкого, построенный на сопоставлении двух коллекций, состоялся в 1989 году, когда вместе с Русским музеем была выпущена книга «Авангард, остановленный на бегу». Вы
Оглавление

30 мая 2025 года Музей «Новый Иерусалим» совместно с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана представил масштабный выставочный проект «Свет между мирами», посвящённый малоизученному пласту советского, узбекского и русского модернизма 1920—1930-х годов. Это первый за многие годы международный проект, который объединил две уникальных коллекции, сформированные вопреки всем правилам советского музея. В экспозицию вошли более 160 живописных и графических работ 40 художников, в числе которых — Александр Волков, Соломон Никритин, Александр Шевченко, Климент Редько и другие, — из коллекций Музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого.

Выставка задумана как встреча двух крупных музейных коллекций искусства XX века. Предыдущий подобный проект такого масштаба с участием Музея имени Савицкого, построенный на сопоставлении двух коллекций, состоялся в 1989 году, когда вместе с Русским музеем была выпущена книга «Авангард, остановленный на бегу».

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим» позволяет по-новому взглянуть на художественный процесс 20-х — 30-х годов XX века, во всей его сложности и многообразии.

Что за «Лувр в пустыне» создал Игорь Савицкий?

Каракалпакский государственный музей искусства имени И.В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан) открылся в 1966 году. Сегодня его считают уникальным музеем и по праву называют «Лувром в пустыне». Музей в Нукусе — это лучшее художественное собрание Азиатского региона, которое обладает второй по значимости и численности коллекцией произведений русского авангарда. Сюда едут со всего мира, чтобы увидеть малоизвестный пласт советского искусства.

Основатель и создатель музея Игорь Савицкий собирал свою коллекцию фундаментально. В музее между двух пустынь можно увидеть не отдельные искры «забытого» искусства, а монографично представленное творчество художников, «кухню» мастеров.

Из интервью художника Александра Волкова: «Мы, бывало, с ним даже спорили… Он приезжал и забирал, например, 900 работ Николая Тарасова. Мы говорили: «Куда ты всё это тащишь?» Он отвечал: «Вы ничего не понимаете, надо монографически [собирать]». И исторически мы понимаем, что он был прав».

Кто же такой Игорь Савицкий?

Игорь Витальевич Савицкий (1915—1984) — советский художник, реставратор, этнограф, искусствовед. Пожертвовав собственной карьерой художника и сменив московскую квартиру на неустроенную бытовую жизнь между пустынями Каракумы и Кызылкум, он сумел собрать и сохранить предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков и древнего Хорезма и уникальную коллекцию художественных произведений 20—30-х годов прошлого столетия, которые не вписывались в официальную линию соцреализма. «Тихое искусство», «забытое искусство» — возможно, мы никогда не увидели бы творчество художников, «задвинутых» на обочину истории искусств, столь широко, полно, если бы не Савицкий, с его одержимостью — сохранить.

«У Савицкого никогда не было проблемы, что он собирает „дорогое” искусство. Он собирал значимое искусство, неизвестных художников, в которых видел определённую ценность», — сказал в интервью художник Александр Александрович Волков.

Игорь Витальевич Савицкий (1915–1984). Фотография. 1984. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Игорь Витальевич Савицкий (1915–1984). Фотография. 1984. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого

Парадокс — в основе создания музея

«Наверное, безрассудно было делать такой музей в условиях нашей страны. Но ведь все мы такие романтики».
Игорь Савицкий

Речь идёт о Каракалпакском музее и его основателе — Игоре Савицком.

Парадоксально, но факт: Савицкий был человеком, по чьей семье бульдозером прошёлся «красный террор». Был убит его дед, известный ученый-славист, профессор Киевского университета, член-корреспондент Российской Академии наук Тимофей Флоринский, сожжена и разграблена его усадьба с коллекциями произведений искусства и уникальной библиотекой. Во время репрессий 1930-х пострадал дядя Игоря Савицкого — Дмитрий Флоринский. Родственники Савицкого были вынуждены эмигрировать за границу, спасаясь от преследований.

Так почему же человек, который был свидетелем такого пересечения собственной семьи и «линии партии», бросается собирать «запрещённое», «неофициальное» искусство — без оглядки на то, что это может быть опасно для него самого? Мариника Бабаназарова, преемница Савицкого на посту директора музея в Нукусе в 1984—2015 годах, сказала в одном из интервью: «Для Игоря уничтожение культуры было главной мотивацией для спасения того, что ещё осталось».

-4

Первая встреча — и любовь на всю жизнь

Впервые в Средней Азии основатель Каракалпакского музея Игорь Савицкий оказался в 1942 году. В Самарканд эвакуировали Суриковский художественный институт, где он учился. Узбекистан представлялся Игорю Витальевичу прекрасным экзотическим миром, и первая встреча оказалась началом большой любви. Сам он писал в автобиографии: «Цвет и свет, которыми напоён Самарканд и Средняя Азия, — лучшая школа для живописца». Здесь, в Самарканде, Савицкий познакомился с талантливейшими мастерами, которые также приехали в эвакуацию: Роберт Фальк, Константин Истомин, Николай Ульянов, — и такие знакомства и наставничество не прошли бесследно для молодого художника.

И снова — в Среднюю Азию

В 1950 году Игорь Савицкий возвращается в Среднюю Азию в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР. Савицкий зарисовывает, изучает и начинает коллекционировать предметы каракалпакского народно-прикладного искусства. Сближение с местной интеллигенцией подталкивает к мысли оставить Москву и навсегда поселиться в Нукусе. С 1956 года Савицкий уже — научный сотрудник отдела прикладного искусства Каракалпакского НИИ экономики и культуры. С 1959 года работает в Институте истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана, позднее перейдя в Каракалпакский историко-краеведческий музей.

Как Игорь Савицкий собирал коллекцию картин?

«Он умел очаровывать людей... И у него была мертвая хватка», — из интервью художника Александра Александровича Волкова.

Будучи сам художником, Игорь Савицкий был погружён в это искусство со студенческих лет. Он знал имена, знал, куда идти, где искать. «Ему из запасников в Москве давали полусписанные работы, которые не проходили в музейные собрания, и там женщины держали их для него». Он ходил и по вдовам художников, уговаривал их продать работы, и у него это получалось.

-7

Два Фалька и Савицкий

С художником Робертом Фальком Игорь Витальевич познакомился в 1943 году в эвакуации, в Самаркандском госпитале. Оба проходили там лечение. Там же студент Суриковского художественного института Савицкий познакомился и с женой Роберта Фалька, Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой, которая навещала мужа в больнице. В этом же году Роберт Фальк узнал о гибели на фронте своего сына Валерия, тоже художника. Уже будучи директором музея, Савицкий обратился к наследнице собрания Фалька Щекин-Кротовой с просьбой передать картины Роберта Фалька в Каракалпакский музей. Ангелина Васильевна согласилась и составила коллекцию так, чтобы она отражала разные этапы творчества Роберта Фалька, добавив и 10 работ его сына Валерия.

Аскет в быту и одержимый в работе

Те, кто знал Игоря Витальевича Савицкого, не раз отмечали его неприхотливость к бытовым условиям. Его словно ничего не волновало, кроме главного — создания музея. Его квартиру в Нукусе в шутку называли археологической пещерой. «Никаких ковров, тканей, только археология — ещё не почищенная, с наростами песка, — рассказал в интервью Александр Александрович Волков. — И вот в этой атмосфере археологической пещеры он жил, и по большей части давал приезжим там жить».

А сам? А сам он вполне мог жить в музее. «Вот приезжаем мы в музей. Савицкий спит на столе. На кровати (на раскладушке) матрасы — а он спит на столе. Никаких чайников восточных, пиалушек (он же собирал декоративное искусство). Чай он заваривал в колбе, пил из стаканов. Готовил капусту. Ел скромно». Другое дело, если речь шла о музее, о формировании коллекции. Здесь не могло быть мелочей или случайностей, он умело добывал в коллекцию то, что считал нужным и важным сохранить. Подтверждение этому — слова Волкова: «Он как стервятник бросался за произведением, как за куском мяса, хватал его, и прежде чем что-то понимали, уже увозил в Нукус».

-9

Игорь Савицкий. Директор музея или чудак «шобытшы»?

Савицкий был в музее всем: и собирателем, и хранителем и транспортировщиком, — всем. Создавая музей, он словно воплощал свою мечту — сохранить забытую красоту.

Коллекция Каракалпакского музея развивалась по двум направлениям: археология и живопись. Начало ей положила именно археологическая коллекция. «Его потрясли и очаровали древние городища и дворцы. В своё свободное время он писал их в разное время дня, даже при лунном свете», — рассказала Мариника Бабаназарова, преемница Савицкого на посту директора музея в Нукусе в 1984—2015 годах.

«Мы буквально ходили по древностям», — напишет Савицкий с восторгом. Он восхищался древними узорами, трепетал перед старинными вещами, пускался в погоню за куском старого ковра или вышивки, выпрашивал, выменивал. Местное население частенько воспринимало его как чудака, в народе Савицкого даже прозвали «шобытшы», что означает — старьёвщик.

Увидеть работы из коллекций Каракалпакского государственного музея искусства имени И.В. Савицкого и Музея «Новый Иерусалим» можно на выставке «Свет между мирами» до 8 ноября 2025 года. Заказать экскурсии по ссылке.

-10