Найти в Дзене

Фиктивная жена, руки прочь от наследства

У коллеги в работе дело по иску сына к мачехе о признании брака с его отцом недействительным. Причина банальна: не хочется делиться наследством с новой кратковременной "женой" отца. Для справки: ст. 27 Семейного кодекса РФ позволяет считает фиктивным брак, который заключен без реального намерения создать семью. И если суд признает брак фиктивным, то недействительным он будет с момента заключения, а не с момента вынесения решения суда, со всеми вытекающими последствиями недействительности именно с момента похода в ЗАГС. А значит, все деньги отца, полученные при жизни в период брака, войдут в наследственную массу целиком. И "жена" выпадает из списка наследников по закону, теряя право на 1/2 имущества умершего "мужа". Дело интересно тем, что: Сын утверждает в иске, что мачеха на самом деле не желала создать семью, потому что: ну какая семья с почти-мертвецом? Как можно планировать семью и совместную жизнь, зная, что муж вот-вот отдаст концы? А она точно знала, т.к. отец честно призна
Оглавление

У коллеги в работе дело по иску сына к мачехе о признании брака с его отцом недействительным. Причина банальна: не хочется делиться наследством с новой кратковременной "женой" отца.

Для справки: ст. 27 Семейного кодекса РФ позволяет считает фиктивным брак, который заключен без реального намерения создать семью.
И если суд признает брак фиктивным, то недействительным он будет с момента заключения, а не с момента вынесения решения суда, со всеми вытекающими последствиями недействительности именно с момента похода в ЗАГС.
А значит, все деньги отца, полученные при жизни в период брака, войдут в наследственную массу целиком. И "жена" выпадает из списка наследников по закону, теряя право на 1/2 имущества умершего "мужа".

Дело интересно тем, что:

  • "Ребёнок" уже взрослый: ему 35 с хвостиком. Отношения с отцом были доверительными, о личной жизни отца он был достаточно осведомлён.
  • Брак отца с мачехой заключен за 3 месяца до его смерти.
  • При заключении брака "невесте" было ясно, что отец - не жилец (последняя стадия рака).
  • Все нюансы, которые Верховный суд рекомендует выяснять для вывода о фиктивности или реальности брака, соблюдены.

Больным и старым семья уже не положена

Сын утверждает в иске, что мачеха на самом деле не желала создать семью, потому что: ну какая семья с почти-мертвецом? Как можно планировать семью и совместную жизнь, зная, что муж вот-вот отдаст концы? А она точно знала, т.к. отец честно признался ей о своей болезни ещё на этапе ухаживаний (он - военный пенсионер, она - сотрудница военкомата, периодически оформлявшая ему документы на льготы, выплаты и тэ де.)

Более того, она не просто фиктивная жена - она охотница за большой военной пенсией и выплатами! Узнав при оформлении документов, что отец скоро должен получить большую выплату, она быстренько подсуетилась и стала невестой. А узнав о диагнозе, смекнула, что если немного потерпеть военного пенсионера, то можно замахнуться и на накопления, и даже на наследство.

Особенно учитывая, что пенсионер бОльшую часть времени проводил в стационаре в другом городе, особенно и терпеть-то не пришлось.

А чтобы создать видимость реального брака, жена позвала этого пенсионера жить к себе. Для дел половых он всё равно был не гож, поэтому оставалось только кормить и смотреть вместе телевизор, изредка позволяя себя обнимать.

В итоге вышло так, что "прожив с мужем" чуть больше трёх месяцев, два из которых он провёл в больнице, мачеха стала полноправной наследницей 1/2 доли в квартире пенсионера, 1/2 его счёта в банке (куда он складывал немаленькую пенсию) и, по мнению сына, завладела целиком выплатой, которую пенсионер обналичил сразу после получения и хранил у неё дома (потому что считал её дом и своим тоже).

Это нечестно по отношению к реальному наследнику (т.е. сыну). И этот брак - одна большая фикция. Потому что создание семьи предполагает совместное проживание, совместное ведение хозяйства и поддержание семейных отношений - но не на три же месяца и не в таком усечённом варианте!

Я - последний лучик счастья

В судебном заседании мачеха возмущалась не меньше сына. Правда, основания для возмущений были полярными:

  • как смеет этот "недосын" (это цитата) судить о последней любви своего отца? Это личная и семейная тайна.
  • что сын вообще знает о реальности семейной жизни своего отца? Я его в больнице и у нас дома не видела.
  • я подарила ему те незабываемые месяцы, которых отец не видел от якобы "семьи" всю предыдущую жизнь. Обнимала, кормила, спрашивала как дела.
  • ну и что, что он провёл почти всю "семейную жизнь" в больнице - зато он чувствовал себя нужным! Мы созванивались каждый день.
  • выплату наличными отец потратил на своё лечение (ну и что, что всё покрывает военная страховка) и на ремонт "общего дома", т.е. на семейные нужды. Он же считал этот дом и своим местом жительства тоже - ну и вот.
  • неважно, что ему оставалось недолго: наши чувства были реальными, мы жили вместе, вели общее хозяйство реально и надеялись вместе провести то время, что ему осталось как семья.
  • кратковременность совместной жизни и предвидение скорой кончины не свидетельствует о фиктивности брака. Каждый имеет право на семейное счастье, пусть и недолгое.

Суд отложился для запроса дополнительных доказательств по выплатам. А у меня для вас вопрос:

Как думаете, при таких обстоятельствах брак можно считать реальным? Или всё-таки со стороны мачехи он похож на фиктивный? И как бы вы оценили "реальное намерение создать семью" при таких обстоятельствах?

Представьте, что вы судья в этом деле. Какое бы решение вы приняли?