В новой статье собрал для вас пять военных самолетов ВКС России советского производства, которым до сих пор не создали реальную замену. При этом все эти машины востребованы и не теряют актуальность.
Ан-12
Самому молодому Ан-12 в этом году исполнится 52 года. Да, производство важнейшей для военно-транспортной авиации машины прекращено в СССР еще в 1973-м.
С тех пор Ан-12 совершенно не потерял актуальность, старые борта потихоньку выводятся из эксплуатации из-за исчерпания ресурса, а менять их фактически нечем. Разве что закупить у китайцев их нелицензионную копию Shaanxi Y-8.
Были ли проекты на замену? Да. Самые свежие из них — Ил-276 (также известен как МТС и СВТС) и Ту-330. Последняя новость по ним была в 2020 году. Тогда появилась информация, что в конкурсе на замену Ан-12 выиграла машина от КБ Ильюшина. Далее из-за «коронакризиса» 2020-го начало работ сдвинули на неопределенный срок.
Прорабатывать оба самолета начали уже давно: по Ту-330 работы ведутся с начала 1990-х, по Ил-276 (изначально Ил-214) — с 2001 года. Правда ни одного опытного самолета не построено: только масштабные модели на выставках.
Да, несколько лет назад было возобновлено производство Ил-76. Однако это машины из разных весовых категорий и заменить Ан-12 без создания нового среднего транспортника не выйдет.
Ан-26
Легкий военно-транспортный самолет Ан-26 выпускался с 1969 по 1986 год. Ситуация с ним примерно такая же как с Ан-12: хоть последний выпущенный самолет и на 13 лет моложе, но ресурс у этих рабочих лошадок военно-транспортной авиации не бесконечный. .
Что с заменой? Еще несколько лет назад казалось, что прогресс есть. На замену Ан-26 создавался турбовинтовой Ил-112В. Тоже проект сложной судьбы, стартовавший еще в 1990-х, однако в отличие от Ил-276 и Ту-330, в металле существовал первый летный экземпляр и второй борт для статических испытаний.
При этом между первым полетом и вторым прошло два года: март 2019 и 2021. В СМИ в то же время фигурировала информация о проблемах с двигателями и несоответствии ТЗ: якобы опытный борт на две тонны тяжелее, чем планировалось.
В августе 2021 года при подготовке к показательным полетам на форуме «Армия-2021» опытный Ил-112В потерпел катастрофу. Во время захода на посадку загорелся правый двигатель. Экипаж попытался дотянуть машину до ВПП, но огонь расплавил тяги элеронов и буквально через мгновение самолет перевернулся и врезался в землю. Весь экипаж из трех человек погиб.
Сначала сообщалось, что работы продолжат несмотря на катастрофу. Позже, в феврале 2022 года, появилась информация, что постройку третьего и четвертого опытных Ил-112В отложили до завершения расследования катастрофы.
Последняя новость о программе датируется июнем 2023-го. Тогда стало известно, что самолет планируют ремоторизировать под турбореактивные двигатели ПД-8, создаваемые для импортозамещения моторов на «Суперджете» и Бе-200. При этом простой заменой мотора явно обойтись не получится.
Ил-38 и Ту-142
Перейдем к морской авиации. Базовые патрульные крайне важны для организации противолодочной обороны, морской разведки, поисково-спасательных работ и других задач.
В советские годы для ВМФ серийно строились два типа таких самолетов: Ил-38 (средней дальности) и Ту-142 (большой дальности).
В настоящее время, согласно открытым источникам, в строю осталось примерно по 20 бортов обоих типов. Часть из них прошла модернизацию. Например, семь Ил-38 получили современный противолодочный комплекс «Новелла», созданный на основе разработанного для Индии комплекса Sea Dragon. Ту-142 также проходили модернизацию до уровня Ту-142М3М.
Тем не менее, сами самолеты уже совсем не новые: Ту-142 минимум 31 год, а Ил-38 — более 40.
Информации о том, что идут работы по новому базовому самолету на их замену, пока нет. Возможно, что его будут делать на базе гражданских Ту-214 или МС-21, но пока никакой информации по замене для старичков морской авиации нет.
А-50
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) играют важнейшую роль в организации боевых действий авиации.
Радиотехнический комплекс самолета с антенной кругового обзора способен обнаруживать цели на дистанции в сотни километров и наводить на них истребители. Кроме того, «летающий радар» хорошо подходит для обнаружения низколетящих целей на фоне земли и воды. И это лишь малая часть тех возможностей, которые предоставляют эти машины.
На вооружении ВКС России состоят самолеты ДРЛОиУ А-50 и модернизированные А-50У. Согласно открытым данным, их осталось менее 10 бортов, а всего до распада СССР успели выпустить 31 самолет.
В последние годы ВКС ждали принятия на вооружение нового комплекса А-100 «Премьер» на базе Ил-76МД-90А новой постройки. Однако сроки постоянно сдвигались вправо и еще до 2022 года появлялась информация, что у разработчика радиотехнического комплекса есть большие проблемы с импортозамещением иностранных электронных компонентов. А совсем недавно пошли слухи, что от А-100 вообще планируют отказаться в пользу модернизированной версии А-50. При этом как будет выглядеть эта модернизация, неизвестно.
Но помимо решения вопроса с РТК, есть еще одна проблема — база для него. Текущего производства новых Ил-76МД-90А не особо хватает для покрытия потребности в транспортных самолетах. А ведь еще помимо ДРЛОиУ, на его основе нужно строить еще и новые заправщики Ил-78М-90А, поскольку имеющихся не так уж и много и ресурс их не резиновый.
Кроме того, в наше время все большее распространение получают ракеты «воздух-воздух» с дальностью под 200 км и более: Р-37 (Россия), Meteor (Европа), AIM-174B (США), PL-17 (КНР). В связи с этим ДРЛОиУ на базе тяжелых транспортных самолетов или больших гражданских лайнеров рискуют превратиться в очень хорошую и при этом безумно дорогую мишень.
Возможно, что более актуальной заменой станет машина на базе легкого транспортного или гражданского самолета, например, как не доведенный до серии советский Ан-71.
На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Пишите в комментариях, какие еще советские самолеты на данный момент не имеют адекватной замены.
Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на канал, а также на канал в Telegram. Кстати, помимо ссылок на все новые статьи, там еще каждый день выходят короткие заметки о военной технике и оружии.
Чтобы новые большие интересные материалы выходили чаще, можете поддержать канал рублем. Сделать это можно по ссылке или нажав кнопку «поддержать» под статьей.
К сожалению, в последнее время доход от статей снизился, а выпускать что-то низкопробное, но через день, нет никакого желания.