Продолжим обзор Музейного комплекса в Верхней Пышме. Вчера мы ознакомились с автомобильным музеем, а сегодня прогуляемся по открытой площадке, на которой экспонируется авиация. На заглавном фото вид на площадку из музея автомобилей.
Самый первый из крупных экспонатов выставки - это самолет Ту-16ЛЛ (Летающая лаборатория). Он появился в музее примерно в 2017 году. Ту-16 самолет-лаборатория построен в 1958 году, серийный номер 8204108. В музейный комплекс УГМК самолет попал из ЛИИ Громова.
Самый большой экспонат - это стратегический бомбардировщик М-4, он появился в музее в 2021 году. Это первый советский дальний реактивный стратегический бомбардировщик, разработанный в 50-х годах в ОКБ В.М.Мясищева. Всего было построено 34 самолета этой модели.
Тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22А в музее с 2022 года. Это одна из ранних машин, построена на Казанском авиазаводе в декабре 1961 года, серийный номер 05-04, заводской 1052043. Первый полет совершен 6 июня 1962 года, с марта 1963 года служил в 203 ТБАП на аэродроме Барановичи, в 1966 году машину передали в Иркутское ВАТУ в качестве учебного пособия. Ее налет на тот момент составлял всего 93 часа. За внешний вид самолет получил прозвище "Шило". В данный момент борт ждет очередь на покраску.
Единственный (пока) пассажирский самолет - Ту-134А. Борт RA-65047 (ранее СССР-65047) изготовлен в Харькове, в 1977 году. Первоначально эксплуатировался в Украинском УГА, Бориспольском ОАО, затем в 1978 году передан в ГосНИИ МГА.
Транспортный самолет Ан-12БК - всю свою летную карьеру отслужил в ВВС СССР (РФ), списан где-то в середине 2000-х годов. В музее с 2022 года.
Самолет Ил-14 - легендарный советский самолет, особо любимый летчиками полярной авиации. Самолет практически комплектный, при желании его можно довести до условно "летного" состояния. Было бы здорово увидеть гонку двигателей это самолета! )) В музее с 2023 года.
Группа самолетов перед зданием музея "Крылья Победы". Самолет Douglas C-47, транспортная модификация пассажирского самолета DC-3. В музее с 2024 года, кстати борт еще недавно был в летном состоянии. Пе-2ПФТ (в ВВС СССР — прозвище «Пешка») - советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Самолет восстановлен из оригинальных элементов обнаруженных в Мурманской области. АНТ-40(СБ) - скоростной фронтовой бомбардировщик образца 1934 года (макет).
Фронтовой бомбардировщик Ил-28.
Группа самолетов с Ходынского поля в Москве, самолеты ждут очередь на реставрацию. Опытный перехватчик МиГ-25М (Е-155М) бортовой номер №710 "синий". Машина построена в 1973 году на авиационном заводе №21, город Горький, серийный № 84019175 (№ 84-1710). Именно на этой машине 21 августа 1977 года, летчиком-испытателем Александром Федотовым был установлен абсолютный рекорд высоты для самолётов с реактивными двигателями - 37650 метров. Рекорд до сих пор не побит. Далее следует советский многоцелевой истребитель третьего поколения МиГ-23. Далее МиГ-29 (9.12) 04(904) 5-й опытный образец КБ Микояна-Гуревич (МАП). Далее сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения МиГ-27Д. Су-15ТМ - долгое время был основным истребителем-перехватчиком ПВО СССР.
Чтобы вы не подумали, что за самолетами не ухаживают, вот вам пример как стало и как было.)) Су-7БКЛ после реставрации и до нее. Еще один пример истребитель- перехватчик Як-25. Со временем все машины приобретут достойный вид.
Еще одна группа истребителей. Учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ. И истребитель МиГ-17.
Советский палубный штурмовик вертикального взлета и посадки - Як-38. Перехватчик с велосипедным шасси. Як-28П. Обе машины тоже с Ходынки.
Вертолетная группа. Они стоят в музее очень давно, лет одиннадцать точно. Новенький среди них - ранняя версия вертолета Ми-24А, с оригинальной кабиной, за которую его прозвали "Верандой". Далее вертолёт МИ-24Д, образца 1971 года. И вертолёт Ми-8, образца 1965 года.
Еще один ветеран экспозиции - вертолет Ми-2. Он долгое время стоял в обычной "зеленой" армейской ливрее, но после реставрации в 2024 году получил ливрею в которую красились первые опытные машины. Есть еще скрытая "фишка" - на нем нанесен регистрационный номер СССР-15871, который принадлежал одному из вертолетов из легендарного фильма Гайдая "Мимино". Такая шутка от музейщиков))
Еще одни ветераны - группа рвущихся в небо машин. Лёгкий фронтовой истребитель-перехватчик МИГ-21ПФ, образца 1962 года. Далее фронтовой бомбардировщик Су-24, образца 1975 года. Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, образца 1980 года. Истребитель-бомбардировщик Су-17, образца 1970 года. И завершает группу - реактивный учебно-тренировочный самолёт Aero L-39 "Albatros", образца 1971 года.
Немного беспилотной авиации. Советский беспилотный самолет-фоторазведчик Ла-17Р. Далее Ту-141 «Стриж» - советский многоразовый оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат. И одна из первых советских крылатых ракет ФКР-1 "Изделие КС-7"
В музее есть несколько кабин, которые попали после закрытия одного из музеев авиации. На фото кабина самолета Ту-154, далее кабина вертолета Ми-6 и кабины фронтового истребителя МиГ-23МЛ и фронтового бомбардировщика Су-24М. В кабину Ту-154 планируется сделать доступ посетителей, кабину Ми-6 надо восстанавливать, а кабины МиГ-23 и Су-24 уже открыты для осмотра.
Фото кабин самолетов. Первая - Ту-154б-1, она полностью комплектная. Далее кабина фронтового бомбардировщика Су-24М. Следующая кабина фронтового истребителя МиГ-23МЛ. Кабина Ил-14. И кабина С-47.
Будущие экспонаты музея, они уже приехали, но ждут сборки и реставрации. Транспортный самолет Ан-72. Самолет Ан-2. Вертолет Ми-4. И вертолет Ми-26.
Ну и наверно самый грандиозный экспонат - это космический корабль "Буран". Сейчас ведется его реставрация, заканчивается строительство ангара.
Думаю на сегодня достаточно информации, в следующей части мы осмотрим музей авиации "Крылья Победы". Первая часть рассказа по этой ссылке.