Президент курганской федерации муайтай Алексей Лушников рассказал, как спорт закаляет характер
Инициатива принадлежит президенту федерации муайтай Курганской области Алексею Лушникову. В реализации помогают региональное Управление по физической культуре и спорту и неравнодушные предприниматели.
— Алексей, почему вы решили организовать бесплатные занятия для детей ветеранов боевых действий?
— Потому что я примерно понимаю, что чувствует ребенок, отец которого уходит воевать. В феврале 2024-го я сам ушел на СВО, и видел глаза своих детей. Отец для ребенка – это защитник, опора, глава семьи. И когда он уходит на фронт, ребенок чувствует себя незащищенным. Он каждый день просыпается и думает: а как там папа, живой ли он, а все ли с ним хорошо? И с этими мыслями живет постоянно. Поэтому пока отцы защищают страну, мы должны здесь защитить и поддержать их детей. Что для них могу сделать я? Научить тому, что умею сам, чтобы не только сын гордился своим отцом, но и отец гордился своим сыном.
— Наверное, среди ребят будут те, чьи отцы уже никогда не вернутся. Какую роль тренер может сыграть в их судьбе?
— К сожалению, да, такие ребята есть. И тренер, конечно, не заменит отца. Но он может каким-то образом смягчить боль утраты и подставить ребенку мужское плечо.
Я с детства занимался единоборствами, и своего тренера вспоминаю только добрым словом. Он дал мне много того, что не смог бы дать отец – хотя бы потому, что ему приходилось много работать. Конечно, ребенка воспитывает и школа, и семья. Но он не может постоянно быть только в этом пространстве, и часть времени предоставлен сам себе. Поэтому важно, чем ребенок займет это время, и в каком окружении будет находиться. Мой тренер был довольно требовательный, но мы знали, что он такой не потому, что не любит нас, а потому, что хочет сделать нас лучше. Тренер – не только учитель, но и в определенных ситуациях заступник. Знать, что рядом есть человек, который не даст тебя в обиду, очень важно для подрастающего мальчика.
— Тайский бокс – серьезный и древний вид спорта с большой историей и традициями. Чему он может научить ребенка?
— Действительно, этот вид спорта буквально пропитан традициями. Он прививает уважение к старшим – своему наставнику, учителям, родителям, предкам. Здесь нет задачи выйти на ринг и просто побить друг друга, как, возможно, думают некоторые. Главное – это победа над самим собой, победа собственного духа над страхом, который перед выходом на ринг испытывает каждый.
А в целом чему учат единоборства? В первую очередь, умению постоять за себя, своих родных, близких, семью, и, в конце концов, Родину.
— Многие мамы и бабушки боятся отдавать мальчишек в единоборства, считая этот спорт агрессивным. Но традиционные единоборства – это ведь и элемент воспитания. Вы и ваши тренеры уделяют этому внимание?
— Если ты сильный человек — физически и духовно, то никогда не будешь опускаться до того, чтобы самоутверждаться за счет слабых. Ведь здесь ты становишься сильнее, чтобы защищать, а не нападать. Нас учили так. Также учим мы. Сила и бойцовские навыки – это, по сути, оружие. Нужно учить направлять это оружие на защиту себя, своей семьи и дома.
— Что важно в воспитании мальчика?
— Нельзя поднимать на детей руку. Но при этом мальчик должен чувствовать твердость характера. Меня отец ни разу не тронул пальцем. Ему достаточно было посмотреть в глаза. Лучше бы надавал подзатыльников, чем выдержать этот взгляд…
У меня трое детей – дочь и два сына. Я стараюсь воспитывать также – разговаривать и объяснять, почему так делать нельзя и к чему это приведёт, если не послушаешь. Учить, что за свои слова и поступки придется отвечать. Мальчик должен понимать, что он вырастает, станет главой семьи и на нем будет большая ответственность. Он должен это осознавать и быть подготовленным к каким-то непростым решениям или ситуациям, которые будут происходить в жизни.
— Про некоторых говорят: он сильный духом. А как спорт поможет закалить дух?
— В обычной жизни, когда встречаешься с противником, препятствием или трудностями, как правило, есть два варианта – бежать или драться. А когда ты выходишь на ринг один на один с соперником, варианта убежать уже нет. Остается только драться. Тебе страшно, у тебя адреналин, особенно, в первое время, кода еще нет опыта. Но нужно переступить через этот страх. И делая это от спарринга к спаррингу, становишься сильнее духом. Со временем появляется спортивная злость, уверенность в себе. Храбрый не тот, кто не боится, а тот, кто может преодолеть свой страх. В жизни то же самое — постепенно перестаешь бояться принимать сложные решения. Как говорится, делай, что должен, и будь, что будет.
— Как поддержать ребенка, который еще не умеет преодолевать трудности и готов сдаться?
— Из-за занятости я сейчас редко веду тренировки, в основном наблюдаю за ребятами на соревнованиях. И когда вижу слезы после проигрыша, обычно подхожу и по-отечески говорю: «Ты работал хорошо, но есть определенные ошибки, их надо исправлять. В твоей жизни еще будет много боев, будут и поражения. И пусть каждый проигрыш станет твоим уроком, из которого нужно сделать правильные выводы. Если сможешь – в следующий раз станешь победителем». Ребенок успокаивается и у него уже не возникает желания все бросить и убежать. Он готов идти дальше и выигрывать.
— Вы ушли на СВО добровольцем. Зачем?
— Посчитал, что как мужчина должен это сделать. Некоторым этого не понять.
— Объясните?
— Мой прадед по отцовской линии, дед Алексей, прошел Великую Отечественную до конца, вернулся живым. Мой дед Виктор – отец моего отца — ушел в 1944 году, дошел до Берлина, вернулся живым. У них много наград, в том числе, ордена Отечественной войны, медали «За отвагу», у одного орден Красной Звезды. Они не были офицерами — дед был старший сержант, а прадед рядовой. Мои деды защищали страну. Поэтому и я не могу по-другому.
В конце концов, мне кажется, это все-таки наш долг. Куда мы без России? Где мы будем жить, что мы будем делать, если не будет нашей страны? Сидеть и смотреть, как нас одни покусали, другие покусали, ждать, когда возьмут за шкирку и куда-то потащат? Я не так воспитан. Я ушёл в добровольческое формирование (служил в интернациональной бригаде «Пятнашка», — прим. ред.), заключив контракт на полгода. Идти в неизвестность было страшно, как и всем. Но благодаря единоборствам у меня уже наработан навык переступать через этот страх. Поэтому, безусловно, спорт мне очень много дал в этом плане.
— Когда планируете начать занятия с детьми?
— Сейчас мы находимся на этапе подбора подходящего зала для занятий. Рассматриваем два варианта – ФОК в Заозерном и «Трудовые резервы». Мы все время на связи с женами, вдовами бойцов, потихоньку начинаем формировать группу детей, которые хотят заниматься. Большинству удобнее в Заозерном – слышу это от людей еще и как депутат городской думы. Но будем отталкиваться от того, где найдем подходящее помещение.