Найти в Дзене
Автовод со стажем

Двигатели DOHC: Роллс-Ройс делал их еще в прошлом веке, а массовым DOHC стал только недавно

Компании-производители автомобильных двигателей очень любят всевозможные сокращения и аббревиатуры в описании своих изделий. То же самое можно сказать и о трансмиссиях или подвеске. Любое сокращение названия придает агрегату особую значимость и одновременно вызывает у владельцев машин опасения своей сложностью. Вот и с двигателями системы DOHC та же история. Можно было бы просто сказать – головка мотора двухвальная или с двумя распределительными валами. Но в документации чаще всего встречается именно аббревиатура DOHC. Что она обозначает? Расшифровка на английском звучит как «Double OverHead Camshaft». Ключевые слова – «Double» и «OverHead», буквально – «двойной» и «на головке». То есть два привода с верхним расположением или «на голове». В общем, ничего особенного – просто в голове мотора установлены два самостоятельных распредвала, каждый из которых используется для открытия-закрытия своей группы клапанов. Один – для впускных клапанов, второй – для выпускных. В современных моторах та
Оглавление

Компании-производители автомобильных двигателей очень любят всевозможные сокращения и аббревиатуры в описании своих изделий. То же самое можно сказать и о трансмиссиях или подвеске. Любое сокращение названия придает агрегату особую значимость и одновременно вызывает у владельцев машин опасения своей сложностью. Вот и с двигателями системы DOHC та же история.

Можно было бы просто сказать – головка мотора двухвальная или с двумя распределительными валами. Но в документации чаще всего встречается именно аббревиатура DOHC. Что она обозначает? Расшифровка на английском звучит как «Double OverHead Camshaft». Ключевые слова – «Double» и «OverHead», буквально – «двойной» и «на головке».

То есть два привода с верхним расположением или «на голове». В общем, ничего особенного – просто в голове мотора установлены два самостоятельных распредвала, каждый из которых используется для открытия-закрытия своей группы клапанов. Один – для впускных клапанов, второй – для выпускных.

Современные моторы: 16 клапанов как стандарт

В современных моторах такая схема используется на 95% новых двигателей. Причем на DOHC-двигателях почти всегда предполагается использование по четыре клапана на цилиндр. Соответственно, классический четырехцилиндровый мотор будет иметь 16 клапанов, и, открыв капот, на крышке мотора можно будет увидеть соответствующую надпись.

DOHC
DOHC

DOHC-моторы с 16-ю клапанами получили широкое распространение на двигателях легковых авто сравнительно недавно – пару десятков лет, не больше. Тот же Рено Логан был с 8-ю клапанами, да и у АвтоВАЗа еще остались старые моторы на Ниве и Гранте аналогичной схемы.

Эволюция от SOHC к DOHC

До конца прошлого века большинство двигателей легковых автомобилей, в том числе и наши родные «Жигули», строились по схеме SOHC – Single OverHead Camshaft. Это означает один распредвал верхнего расположения, используемый для привода всех клапанов – выпускных и впускных. До этого, примерно до 70-х годов, были еще более древние схемы организации впуска-выпуска.

Использовались схемы с нижним расположением распредвала и даже с нижним расположением клапанов, то есть в самом блоке двигателя. Но сейчас из всего этого многообразия схем привода остались лишь SOHC и DOHC.

Историческое наследие: от авиации к автомобилям

Систему DOHC и четыре клапана придумали не французы или итальянцы. Систему реализовали на практике еще в первой половине прошлого века. По крайней мере, компания Роллс-Ройс массово (десятками тысяч) изготавливала авиационные двигатели «Мерлин» со схемой, очень похожей на DOHC.

Hyundai DOHC
Hyundai DOHC

Но в мире автомобильных моторов схема прижилась совсем недавно, и все из-за очень сложной технологии производства головки двигателя. Англичане в те годы собирали и подгоняли все детали головки руками. Получалось очень дорого и долго, но другого выхода не было.

Область применения: где DOHC нужен, а где нет

Чаще всего можно услышать мнение, что схема DOHC – самая лучшая и наиболее прогрессивная. Это верное утверждение, но только в случае, если речь идет о современном автомобильном моторе, где нужны высокие обороты, отличная приемистость и экономичность. А вот в случае привода стационарного электрогенератора, насосной или компрессорной установки DOHC абсолютно не нужен.

Для таких агрегатов лучше подойдет SOHC – она гораздо проще и надежнее в работе. И проработает гораздо дольше более современной DOHC.

Технические преимущества DOHC

Что дает использование DOHC? Большинство водителей считает, что дело только в использовании четырех клапанов на цилиндр. В целом это верно, если речь идет о моторах, разработанных в начале «нулевых». Использование DOHC позволило «развязать» две группы клапанов, то есть избавиться от самого главного недостатка SOHC.

-3

В системе SOHC регулировки на впускных клапанах косвенно влияют и на работу выпускных. И хотя в DOHC формально оба распредвала сидят на одной цепи или зубчатом ремне, взаимное влияние практически устранили.

Прогресс в управлении двигателем

Мало того, именно схема с двумя распредвалами позволила внедрить гораздо более сложную систему – электронное управление фазами впуска и выпуска. А это фактически совершенно новый подход к управлению процессом сжигания топлива. А еще сделали более короткую «цепочку воздействия» механического усилия от распредвала на клапан.

В прежней SOHC для передачи усилия приходилось использовать передаточное звено – коромысла. Это существенно снижало жесткость и скорость передачи от кулачка на распредвале к «пятке» клапана. А на больших оборотах на старых двигателях коромысла просто «подвисали», естественно происходил прогар и «пробой» тракта «впуска-выпуска».

Сейчас распредвал давит прямо на «пятку», и можно раскручивать мотор до просто запредельных оборотов без риска повредить головку.

Недостатки современных DOHC-двигателей

Но современная система DOHC далеко не так совершенна, как хотелось бы. Верхнее расположение распредвала создает немалые скручивающие и деформирующие усилия на головке. Поэтому ее до последнего пытались делать из более жесткого чугуна. На дизелях чугун так и остался.

А после того как на алюминиевой головке появилось два распредвала, механические и тепловые нагрузки увеличились минимум вдвое. Поэтому DOHC-двигатели обладают меньшим ресурсом, требуют тщательного охлаждения, качественного моторного масла и умелых рук мастера.

Экономическая сторона вопроса

Кроме того, производство головки с двумя распредвалами обходится примерно в четыре раза дороже обычной SOHC, а ремонт обходится значительно дороже. А иногда такую головку просто невозможно заварить или восстановить, как это часто делали на SOHC-моторах.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!