Найти в Дзене
Душевный шагомер

Выставка шедевров из Русского музея - «Её величество женщина». Столько неожиданных открытий!

Оглавление
Представлено 65 женских портретов (!): парадные и камерные, жанровые и индивидуальные, большого и малого формата, есть написанные за несколько часов, а есть те, что писались годами. Разные эпохи, профессии, возраст, настроение, исторические роли...

Мировая известность, громкие имена

На выставке собраны подлинные работы известных русских художников XVIII – второй половины XX века. Имена очень громкие - Илья Репин, Константин Маковский, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич, Зинаида Серебрякова, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Иван Аргунов, Николай Ге, Иван Крамской и многие другие. Художественный мир женщин, который таит немало тайн и интересных фактов. Про некоторые из них расскажу здесь и сейчас.

Серые стены и приглушённое освещение подчёркивают свет, исходящий от самих работ. Я не большой знаток живописи, многие картины видела впервые, поэтому моё «Надо же» прозвучало там не один раз.

«Надо же, какое соседство! Картины друзей-передвижников Крамского и Маковского на одной стене». 😊

Слева - «Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской на сцене Дворянского собрания» кисти Ивана Крамского, 1879 год, справа - «Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской» кисти Константина Маковского, 1881 год. Фото автора.
Слева - «Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской на сцене Дворянского собрания» кисти Ивана Крамского, 1879 год, справа - «Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской» кисти Константина Маковского, 1881 год. Фото автора.

Мужчины с полотна Крамского явно посматривают на других женщин в зале. 😄 Только скрипач на переднем плане всецело предан госпоже Лавровской.

Фрагмент картины «Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской на сцене Дворянского собрания» кисти Ивана Крамского, 1879 год. Фото автора.
Фрагмент картины «Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской на сцене Дворянского собрания» кисти Ивана Крамского, 1879 год. Фото автора.
  • Готова спорить, господин со «стеклянным взглядом» смотрит на автопортрет Любови Алексеевны Костенко 1947 года рождения, он как раз напротив.
Автопортрет художницы Любови Алексеевны Костенко (род. 1947). Написан в 1988 году. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Автопортрет художницы Любови Алексеевны Костенко (род. 1947). Написан в 1988 году. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.

Выставка расположилась на двух этажах. Понятно, что всё-всё не покажу, но уверена, многому удивитесь.

Восхитительные и соблазнительные

  • Константин Маковский, «Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской», 1881 г. Он рисовал её часто и по большой любви! Но этот портрет особенный, включая формат холста (184×78 см). «Юлия поднялась в мастерскую мужа - в домашнем бархатном платье, с будничной голубой лентой в волосах. Чисто по-женски, надувшись из-за его невнимания, она села в кресло, взяла со стола какую-то книгу и рассеянно начала разрезать страницы специальным ножом из слоновой кости... Маковский был настолько поражён её красотой и элегантностью, что тут же установил чистый холст на мольберт. Портрет был написан всего в три сеанса».
«Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской» кисти Константина Маковского, 1881 год.  Из собраний Государственного Русского музея. Размер полотна - 184×78 см. Фото автора.
«Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской» кисти Константина Маковского, 1881 год. Из собраний Государственного Русского музея. Размер полотна - 184×78 см. Фото автора.
  • Иван Куликов, «Физкультурница», 1929 г. В глазах - вопрос: «А ты готов сдать нормы ГТО?», 😄 без уточнений. Рисовалось с комсомолки и ткачихи Паны Ивановой, работницы фабрики «Красный луч». Интересный факт: Иван Куликов был учеником Ильи Репина, как и Борис Кустодиев, оба помогали ему писать монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г. в день столетнего юбилея со дня его учреждения», где изображён 81 человек (!), из-за чего картину писали долгие три года.
Иван Куликов, «Физкультурница», 1929 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Иван Куликов, «Физкультурница», 1929 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
  • Григорий Бобровский, «Портрет Самойловой (Портрет госпожи Z)», 1912 год. Она меня приворожила, я даже объяснить не могу... Есть в ней что-то от врубелевской Царевны-Лебедь и от незнакомки Крамского, но при этом она со своим особенным, «лунным характером». Чудесная! Что касается самого художника Бобровского, он пел в церковном хоре в Витебской губернии, учил рисовать Марка Шагала, был хорошо знаком с Шаляпиным и... умер в своей мастерской во время блокады Ленинграда.
Григорий Бобровский, «Портрет Самойловой (Портрет госпожи «зет»)», 1912 г.  Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Григорий Бобровский, «Портрет Самойловой (Портрет госпожи «зет»)», 1912 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.

«У женщины должен быть лунный характер,
И чтобы в ней вечно сквозила весна». (Игорь Северянин).

Жанровые и очень детальные

  • Григорий Мясоедов, «Поздравление молодых в доме помещика» (1861 год). Картина разделена словно на две части, два разных мира: скучающий помещичий и наивный крестьянский.
  • Екатерина Хилкова, «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих», 1855 г. Попалась на глаза занятная оценка картины критиками того времени: «Г-жа Хилкова нисколько не впала в однообразие поворотов своих фигур и показала большее знание условий комнатной перспективы».

Серьёзные и интеллектуальные

  • Казимир Малевич, «Портрет жены художника», 1934 г. На картине изображена Наталья Андреевна Манченко, третья жена художника. Статичная поза, безучастное лицо, непроницаемый фон (практически чёрный квадрат!) и необычный наряд, в котором переплелись советская эпоха и Ренессанс. Интересно, что за томик она держит в руках?.. В 1934 году, например, был опубликован роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». Может, он? Хотя откуда он в Советском Союзе?
Казимир Малевич, «Портрет жены художника», 1934 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Казимир Малевич, «Портрет жены художника», 1934 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
  • Илья Репин, «Портрет Поликсены Стасовой», 1879 г. Мать шестерых детей Поликсена Стасова была активисткой в борьбе за права женщин в России и организатором приютов для беспризорников. Репин часто гостил в доме Стасовых, посещал их семейные «четверги», там и был написан портрет этой удивительной женщины.
Илья Репин, «Портрет Поликсены Стасовой», 1879 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Илья Репин, «Портрет Поликсены Стасовой», 1879 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Если силы внезапно покинули вас (а так бывает на масштабных выставках), сделайте перерыв на кофе. Статью точно стоит дочитать/долистать до конца, чтобы увидеть три потрясающие улыбки (триптих).

  • Михаил Нестеров, «Портрет Лизы Таль», 1936 г. Лиза была школьной подругой дочери художника. Однажды усмотрев её сходство с мраморной «флорентийской девой», стоявшей в углу за диваном, Нестеров решил написать её портрет: «Чудная матовость! Ах, какой прекрасный бледный тон!». Тот самый Нестеров, известный всем по картинам с религиозным сюжетом «Святая Русь», «Видение отроку Варфоломею» и «Дмитрий-царевич убиенный».
  • Вениамин Белкин, «Портрет Анны Ахматовой», 1941 г. Художник начал писать этот портрет ещё в 1920-е... Его и Ахматову связывали приятельские отношения, они были завсегдатаями литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. У Ахматовой даже есть стихи посвященные этому клубу по интересам, они заканчиваются так:
    О, как сердце мое тоскует!
    Не смертного ль часа жду?
    А та, что сейчас танцует,
    Непременно будет в аду.
Вениамин Белкин, «Портрет Анны Ахматовой. 1941 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Вениамин Белкин, «Портрет Анны Ахматовой. 1941 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.

Иконописные и почти святые

  • Кузьма Петров-Водкин, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915 годы«Ты так светла, как снег невинный. Ты так бела, как дальний храм» (Александр Блок). Название картины отсылает к иконе Божией Матери «Семистрельная» или «Умягчение злых сердец». Богоматерь с воздетыми в молитве руками символизирует её заступничество за людей. Интересный факт: в 1913-1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум.
  • Никифор Крылов, «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка» (1830 год). Целомудренная аллюзия на Мадонну с младенцем, нимба на картине нет, но он «читается». Кстати, изначально Крылов работал в артели странствующих иконописцев, писал портреты на заказ за 10 рублей. Однажды был замечен живописцем двора Его Императорского Величества Алексеем Венециановым и стал одним из его первых учеников. «Он остановился на портретной живописи и в оной отличен», - писал про него Венецианов.
Никифор Крылов, «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка» (1830 г.) - из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Никифор Крылов, «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка» (1830 г.) - из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.

Интересный факт: рожки для детей делали из настоящих коровьих рогов, а на кончик иногда надевали настоящий высушенный коровий сосок. 

Фрагмент картины Никифора Крылова «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка» (1830 г.) -  из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Фрагмент картины Никифора Крылова «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка» (1830 г.) - из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
  • Николай Зацепин, «Монастырки на клиросе», 1852 г. Процитирую «Русский биографический словарь»: «...Несколько молодых девушек стеснились за перилами, иные смотрят в молитвенник, другие подняли голову к небу... Есть лица, коих выражения поистине прекрасны; вообще же вся эта группа, полная свежести и красоты, очень привлекательна. Художник очень натурально соединил два света: справа дневной, слева из-за колонны красноватый свет свечей». Почти что кадр из фильма...

Домашние и знакомые

  • Зинаида Серебрякова, «Портрет Анны Александровны Бенуа-Черкесовой с сыном Александром» (1922 г.). Серебрякову называют художницей Серебряного века и мастером портретов. Она рисовала женщин Франции, Марокко, Индии, Японии, Турции, Сиама и России. В названии картины звучит такая знакомая фамилия - Бенуа. Не случайно! Дед художницы по матери – знаменитый архитектор Николай Бенуа, её родной дядя – художник и историк живописи Александр Бенуа, а на портрете - её двоюродная сестра Анна. Тоже, кстати, художница.
Зинаида Серебрякова, «Портрет Анны Александровны Бенуа-Черкесовой с сыном Александром» (1922 г.). Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Зинаида Серебрякова, «Портрет Анны Александровны Бенуа-Черкесовой с сыном Александром» (1922 г.). Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
  • Василий Суриков, «Сибирячка», 1909 г. Как говорил сам художник, «У сибирячек красота особенная: древняя, русская».
Василий Суриков, «Сибирячка», 1909 г.  Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Василий Суриков, «Сибирячка», 1909 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Так случилось, что в моей реальной жизни есть две знакомые с таким типом внешности, практически точь-в-точь. Я так удивилась, увидев. И Бенуа, и Сибирячка... Бывает же!

Улыбающиеся и такие светлые

  • Мария Башкирцева, триптих «Три улыбки» («Улыбка ребёнка», «Улыбка девочки», «Улыбка девушки»), 1883 г. Первая русская художница, чьи работы были выставлены в парижском Лувре. Она прожила всего 25 лет, но оставила после себя очень откровенный дневник, ставший бестселлером. «Я некрасива, но у меня ум. Это - мой венец».
Мария Башкирцева, «Улыбка ребёнка» (триптих «Три улыбки»), 1883 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Мария Башкирцева, «Улыбка ребёнка» (триптих «Три улыбки»), 1883 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.

На картинах изображены: 8-месячный младенец, девочка 7 лет и 26-летняя девушка. Возраст моделей написан карандашом на обратной стороне холстов рукой матери художницы. Все они широко улыбаются. Потрясающая работа.

Мария Башкирцева, «Улыбка девочки» (триптих «Три улыбки»), 1883 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Мария Башкирцева, «Улыбка девочки» (триптих «Три улыбки»), 1883 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Мария Башкирцева, «Улыбка девушки» (триптих «Три улыбки»), 1883 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.
Мария Башкирцева, «Улыбка девушки» (триптих «Три улыбки»), 1883 г. Из собраний Государственного Русского музея. Фото автора.

Понятно, что я оставила за кадром очень многие картины. Сделала это умышленно, чтобы вам было чему удивиться при посещении выставки.

Избранные шедевры, выставка «Её величество женщина». Из собраний Государственного Русского музея. 😄 Уверена, вы узнали Екатерину Великую, Галину Уланову и чувашскую доярку Раису Кузнецову. Фото автора.
Избранные шедевры, выставка «Её величество женщина». Из собраний Государственного Русского музея. 😄 Уверена, вы узнали Екатерину Великую, Галину Уланову и чувашскую доярку Раису Кузнецову. Фото автора.

Выставка «Её величество женщина» продлится до 7 сентября по адресу: Тульский Фонд Искусств, Тула, ул. Ф. Энгельса, 64, строение 1. Понедельник - выходной. Вторник - четверг, воскресенье: с 10.00 до 18.00, пятница и суббота - до 20.00. Полная стоимость билета - 400 рублей, студентам и пенсионерам - 300 рублей.

Всем мира и ярких впечатлений! Ваш Душевный шагомер (Таня). Какая картина показалась самой интересной? Были в Русском музее в Санкт-Петербурге? А в Тульском Фонде искусств? Если у вас есть любимый женский портрет, поделитесь - как называется, кто автор? Давайте устроим культурный флешмоб в комментариях.