Александр Николаевич Новиков – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, заместитель декана филологического факультета по учебной работе Адыгейского государственного университета, любящий муж и справедливый отец. Он рассказал нам о том, как уже родной университет помог ему построить семью.
— Вы вместе учились со своей будущей женой. Скажите, когда Вы пришли первого сентября на линейку и увидели своих сокурсников, какое первое впечатление она на Вас произвела?
— Надо сказать, что да, она была одной из тех, на кого я сразу обратил внимание. С ней иначе и не могло быть. И впечатление у меня было положительное, конечно. Но дело в том, что тут надо понимать моё чувство, ощущение. Представляете, вы молодой парень, приходите на первое сентября, а у вас в группе почти пятьдесят девушек. И вот вы стоите втроём с ребятами (нас три парня в группе было), смотрите на них. Естественно, я растерялся сначала, я даже не мог понять, куда попал, вокруг столько красивых девушек.
— Но Вы же не сразу стали встречаться. Как это было, как Вы перешли в новую стадию отношений?
— С женой, с Юлией Владимировной, мы начали встречаться на втором курсе. Так получилось, что мы вместе сходили на КВН, тогда он был в университете. Может звучать по-детски, но у нас закрутилось прям очень быстро всё, я даже не успел понять толком. Я когда начал за ней ухаживать, она достаточно явно давала понять, что она не против. Помню, как провожал её до дома. Она на тот момент жила от университета недалеко, там два квартала буквально. Мне тогда казалось, что мы очень быстро проходит это расстояние по времени, поэтому мы стали как-то какими-то окольными путями ходить, вокруг кварталов гуляли, потому что хотелось больше времени провести вместе, наедине, уже за стенами университета. Вот так постепенно все и завязалось... Вроде бы довольно быстро, но мне казалось, что очень-то долго у нас это происходило.
— А как Юлия Владимировна давала понять, что не против ухаживаний?
— А Юлия Владимировна очень хорошо умела стрелять глазками. У нее замечательные большие цыганские глаза, темные, пронзительные, и она ими прекрасно пользовалась. Это я сейчас уже понимаю, что все эти взгляды не просто так были. Но в молодости, когда она на меня вот это вскидывала, свои глаза, и смотрела как-то сквозь ресницы, я буквально таял. Надо сказать, не каждая девушка умеет смотреть так, как смотрела она.
— Можете ли Вы рассказать какие-нибудь интересные истории, связанные с университетом?
— Есть одна история, которую мы до сих пор вспоминаем в семье. Это было на первом курсе. Первая пара первого дня учёбы. У нас было занятие по литературоведению, которое вела Галимет Шалиховна Куваева. Это было просто ознакомительное занятие, знакомство. Она называла фамилию, мы вставали, и она на нас смотрела. Можно сказать, оценивала. Когда она назвала мою фамилию, и я встал, то она стала прямо восхищаться мной. Говорила, что я такой светловолосый, голубоглазый, похож на Есенина, прямо солнышко такое. Скала: «Его надо любить!» А когда Галимет Шалиховна дошла до фамилии супруги, а та была уже почти в конце списка, то так на неё посмотрела… Потом посмотрела на меня и сказала: «Саша, берегись». Я это на всю жизнь запомнил. Можно сказать, эта фраза стала своеобразным катализатором моего повышенного внимания к Юлии Владимировне.
— Ваша дочь сейчас учится на факультете, на котором вы преподаете. Тяжело ли Вам разделять работу и семью?
— Нет, не тяжело, потому что я их просто не смешиваю. Дочка сама сделала такой выбор. Я уважаю этот выбор и не мешаю ей. Ну и, скажем так, некоторые преподаватели даже не знают, что она моя дочь. И я не собираюсь это нигде афишировать, как и она сама.
— Как Вы относитесь к тому, что она тоже поступила на филологический факультет? Лежит ли на Вас повышенная ответственность перед коллегами за её успехи или неудачи?
— Про ответственность – нет, я об это не думаю. Я уверен в своей дочери. И я так вам скажу: мне не будет за неё стыдно смотреть в глаза своим коллегам. К тому же она не совсем филолог, она все-таки журналист, хотя это смежные профессии. И как любой родитель я её поддерживаю. Знаете, склонность к языку, к текстам она проявила с самого раннего детства. Поэтому у неё фактически выбора не было. Она явно не технарь, не математик какой-нибудь, она гуманитарий. А из гуманитариев филологи – самые крутые!
— Правда ли, что у Вас сформировалась уже целая семейная династия на факультете?
— Вы имеется в виду, что и Юлия Владимировна успела поработать на факультете? Ну, Юлия Владимировна все-таки у нас учитель. Учитель хороший, уважаемый. Учитель уже со званиями. Так получилось, что ее пригласили работать на факультет, преподавать методику русского языка. То есть фактически готовить тех самых учителей. Она преподавала у нас несколько лет, поэтому, конечно, можно сказать, что на факультете, скажем так, «засветилась», извините за такое слово разговорное, уже вся семья наша. К тому же, моя сестра тоже заканчивала наш университет и наш факультет. Кстати, с сестрой была та же примерно картина, что и с дочерью. То есть там вплоть до четвертого курса мало кто догадывался, что у меня сестра учится на факультете. Она, правда, училась заочно, поэтому ей было проще скрывать свое происхождение. Так что с этой точки зрения династия Новиковых на факультете присутствует.
— А бывали ли у Вас в семье ссоры из-за работы?
— Да нет. Конечно, приходится что-то дома делать. Все-таки у нас работа такая, которая, скажем так, и днем, и ночью, потому что днем факультет, ночью какие-то вещи связаны с наукой. Все-таки мы работники умственного, научного труда. Поэтому нам приходится и во внерабочее время задействовать. Но Юлия Владимировна в таком же положении. У нее тоже то тетради, то еще что. Поэтому мы друг друга прекрасно понимаем и поддерживаем.
— Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые сейчас ещё учатся, но хотят создать семью?
— Не думаю, что мой совет может повлиять на чье-то мнение. Создание семьи – дело сугубо самого человека. Кто-то, как я, находит своего человека в совсем молодом возрасте, кому-то на это нужно время или несколько попыток. Для кого-то семья становится самым важным в жизни, а кто-то через время разочаровывается в семейной жизни. Если брать меня, я счастлив, что завел в семью еще в студенчестве. Единственно, что я бы посоветовал: не спешите никогда. Ни в учебе, ни в любви. Не зря ведь народная мудрость говорит: «Поспешишь, людей насмешишь».
Валентина МИХАЙЛОВА