Найти в Дзене
Хронопортация

За что Сталин приказал отдать под трибунал и направить в штрафные роты целый эшелон красноармейцев

Как известно, во время Великой Отечественной войны в нашей армии существовали штрафные батальоны. В них отбывали наказание осужденные трибуналами офицеры. А также штрафные роты, где воевали провинившиеся рядовые и сержанты. При этом в годы войны зафиксирован единственный случай, когда штрафным стал целый полк. Но еще более невероятное событие произошло в июне 1944 г. Так, приказом НКО под трибунал и в штрафные подразделения угодил целый эшелон солдат и офицеров РККА. Люди все разные, но среди тех, что в годы ВОВ мчались в эшелонах на фронт, отсутствовали равнодушные. Командиры и красноармейцы, особенно последние, находились в страшном напряжении. Впереди их ждала война ‒ бои с сильным и опасным противником. Шансов выжить у них было крайне мало. В такой сложной ситуации, когда все были на нервах, требовалась особая строгость офицеров. Вот только в военном эшелоне, который прибыл 18 мая 1944 г. на станцию Красноармейская Харьковской области что-то пошло не так. В поезде на фронт ехало ок
Оглавление

Как известно, во время Великой Отечественной войны в нашей армии существовали штрафные батальоны. В них отбывали наказание осужденные трибуналами офицеры. А также штрафные роты, где воевали провинившиеся рядовые и сержанты. При этом в годы войны зафиксирован единственный случай, когда штрафным стал целый полк. Но еще более невероятное событие произошло в июне 1944 г. Так, приказом НКО под трибунал и в штрафные подразделения угодил целый эшелон солдат и офицеров РККА.

Бунт на станции Красноармейская

Люди все разные, но среди тех, что в годы ВОВ мчались в эшелонах на фронт, отсутствовали равнодушные. Командиры и красноармейцы, особенно последние, находились в страшном напряжении. Впереди их ждала война ‒ бои с сильным и опасным противником. Шансов выжить у них было крайне мало. В такой сложной ситуации, когда все были на нервах, требовалась особая строгость офицеров. Вот только в военном эшелоне, который прибыл 18 мая 1944 г. на станцию Красноармейская Харьковской области что-то пошло не так.

Путь на фронт.
Путь на фронт.

В поезде на фронт ехало около 1200 человек из 166-го полка, 6-й запасной дивизии. Многие, вырвавшись из казарм с их строгой дисциплиной, искали приключений. Бойцы стремились расслабиться и снять напряжение. Они меняли тушенку ("второй фронт") и сгущенку, что им выдали в дорогу, на спиртное. А тут еще эшелон застрял на станции на трое суток. Он пропускал поезда с военной техникой и боеприпасами. Военные эшелоны мчались к границе с Румынией и Чехословакией, где шли тяжелые бои.

Начался загул. Деньги и продукты быстро закончились, тогда красноармейцы стали выменивать обмундирование на горячительный напиток. Некоторые отправились в город, где занялись воровством. Этому способствовало то, что все офицеры находились в отдельном вагоне, в подразделения не ходили и не знали людей. Кроме того, на станции было множество спекулянтов. К сожалению, данных антисоветских элементов там никто не гонял.

На третий день простоя группа захмелевших солдат решила приготовить еду на костре. Топор отсутствовал, тогда они решили разбивать доски миной. Та взорвалась. 4 человека погибли сразу, а 9 получили ранения. Офицеры услышали взрыв и выскочили из вагона. Однако все попытки навести порядок привели к тому, что красноармейцы устроили бунт. Подстрекателями выступили уголовники. Всего судимых позже насчитали 440 человек. Людские резервы в СССР подходили к концу, вот и стали призывать буквально всех на передовую. Как итог, рядовые и сержанты избили офицеров и отобрали у них оружие.

Устав не позволяет солдату не по уставу уставать.
Устав не позволяет солдату не по уставу уставать.

Жесткий ответ властей

Историю пытались замять на уровне военного округа. Вот только сотрудники СМЕРШ обо всем доложили в Москву. Сталин пришел в бешенство, подобного за 3 года войны в СССР не происходило. Поэтому наказание последовало крайне жесткое:

1. Командующего Харьковским военным округом генерала Степана Калинина сняли с должности. Через 5 дней на него возбудили уголовное дело за недобросовестное отношение к работе. Ранее ему уже был объявлен выговор за халатность. Также ему вменили в вину антисоветские разговоры. Он осуждал коллективизацию и репрессии, утверждая, что в СССР производительность труда в разы ниже, чем в странах запада. Как итог, генерал 6 лет провел под следствием в тюрьме, а затем получил срок 25 лет лагерей;

2. Командир 6-й запасной дивизии генерал Коваленко получил выговор с предупреждением о неполном служебном соответствии. Его спасло то, что он недавно вступил в должность, а главное, состав не формировал, болел;

Генералы Степан Андрианович Калинин (слева) и Дмитрий Анатольевич Коваленко.
Генералы Степан Андрианович Калинин (слева) и Дмитрий Анатольевич Коваленко.

3. Начштаба дивизии и командира 166-го полка, формировавших эшелон и допустивших, что в него попало много уголовников, понизили в должности;

4. Офицеров за бездействие лишили званий, наград и отправили в штрафбат. Зачинщиков беспорядков из числа сержантов и рядовых отдали под трибунал, а стальных красноармейцев направили в штрафные роты;

5. Все командующие округами получили предписание ‒ тщательно проверять маршевое пополнение. Теперь в эшелоны набирали лучших офицеров, способных установить в пути дисциплину и порядок.

Штрафная рота РККА.
Штрафная рота РККА.

Приказ НКО довели до всех командиров запасных дивизий и полков. Его подписал лично нарком обороны товарищ Сталин. Случай беспрецедентный! Я изучаю историю ВОВ уже 25 лет, но с подобным столкнулся впервые.

Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!