Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Высоко-Петровский монастырь. Обитель, связавшая трех Петров и три эпохи в центре Москвы

Высоко-Петровский монастырь, основанный в начале четырнадцатого века, по праву именуется одним из древнейших в Москве. Точная дата его основания неизвестна, но церковные предания и исследования историков называют 1315-1317 годы. Его основатель – святитель Московский Петр, митрополит Киевский, Владимирский и всея Руси, наставник молодого князя Ивана Калиты. Князь московский Юрий Данилович, отъезжая в Орду, передал правление своему младшему брату Иоанну, а тот пригласил в Москву Петра, которого в 1313 году успешно сумел защитить от обвинений в торговле церковными должностями. А позднее и способствовал переносу в Москву митрополичьей кафедры. Петр, монах с двенадцатилетнего возраста и иконописец, предпочитал уединение. Ища его в шумном городе, он подобрал себе местечко не в Кремле, а на тихом тогда высоком берегу Неглинной, где основал обитель с деревянным храмом в честь апостолов Петра и Павла. Считается, что именно во времена митрополита Петра Москва начала становиться духовным и госуда
Оглавление

Высоко-Петровский монастырь, основанный в начале четырнадцатого века, по праву именуется одним из древнейших в Москве. Точная дата его основания неизвестна, но церковные предания и исследования историков называют 1315-1317 годы.

Его основатель – святитель Московский Петр, митрополит Киевский, Владимирский и всея Руси, наставник молодого князя Ивана Калиты. Князь московский Юрий Данилович, отъезжая в Орду, передал правление своему младшему брату Иоанну, а тот пригласил в Москву Петра, которого в 1313 году успешно сумел защитить от обвинений в торговле церковными должностями. А позднее и способствовал переносу в Москву митрополичьей кафедры.

Петр, монах с двенадцатилетнего возраста и иконописец, предпочитал уединение. Ища его в шумном городе, он подобрал себе местечко не в Кремле, а на тихом тогда высоком берегу Неглинной, где основал обитель с деревянным храмом в честь апостолов Петра и Павла.

Считается, что именно во времена митрополита Петра Москва начала становиться духовным и государственным центром Руси.

«Да, тяжело было Русской земле в те скорбныя времена; трудно, невозможно было одолеть сильнаго врага и именно потому, что князья Русские все больше ссорились между собой, — единства не было, по клочкам была разделена вся обширная Русская земля…
…А прозорливый святитель Петр положил прочную основу объединению Русской земли, переселившись навсегда из Владимира, на Клязьме, в незнатный тогда городок Москву, к умному и благочестивому Князю Иоанну Даниловичу Калите. Этот Князь стал настойчиво приводить в исполнение намеченную еще его отцом мысль объединения Русской земли, и присоединял одно за другим соседния княжества к Московскому. Святитель Петр, незадолго пред кончиною своею, ободрил Князя предсказанием о будущем величии Москвы»
(Из Жития Преподобного Сергия Радонежского)

После кончины митрополита князь велел переосвятить Петропавловский храм в честь основателя обители. Тогда же и сама…

…Обитель стала именоваться Высоко-Петровской или Петровской-на-Высоком

А Петровкой уже в семнадцатом столетии назовут улицу, протянувшуюся вдоль пути, каким ходил святитель из обители в Кремль.

Современный архитектурный ансамбль – истинный памятник нарышкинского барокко – формировался с начала шестнадцатого до середины восемнадцатого веков. Самая древняя каменная постройка на его территории…

…Собор святителя Петра

Его возвели в 1514-1517 годах, во времена правления Василия Третьего, на месте деревянного Петропавловского храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Он совсем крошечный, почти что в пределах той, деревянной церкви. Не зная, его скорее примешь за часовенку, чем за полноценный храм и уж тем более собор. Но нет, это именно собор.

И это не традиционный восьмерик на четверике. Здесь восьмигранная башня второго яруса, увенчанная шлемовидной главой с крестом, возвышается на уникальном восьмилепестковом основании нижнего яруса. И это – один из древнейших образцов и памятников столпообразных русских церквей.

(5 фото)

Во времена Петра Первого его перестроили в нарышкинском барокко. Растесали, сделав шире, узкие окошки-бойницы, украсили их резными наличниками, а стены оформили пилястрами, порталами входов и аркатурным пояском под карнизом. Но в конце двадцатого столетия, когда началось возрождение обители, собору вернули изначальный облик.

(9 фото)

Вообще удивительно, как крепко этот монастырь связан с тремя Петрами. Названный в честь апостола и переименованный в память митрополита Московского…

…Он стал особенно близким для Петра Первого

В 1682 году в ходе стрелецкого бунта были убиты Иван и Афанасий Нарышкины, родные братья Натальи Кирилловны. Тела их похоронили здесь, на территории монастыря. Собственно говоря, усадьба Нарышкиных располагалась практически вплотную к монастырским стенам и с 1671 года стала частью обители, вдвое увеличив ее территорию: Кирилл Полуэктович подарил имение своему зятю Алексею Михайловичу, а тот передал его в дар обители.

(3 фото)

Когда Наталья Кирилловна с царственным сыном в 1684 году посетила Боголюбово, юному русскому царю и будущему первому императору Всероссийскому подарили список с Боголюбской иконы Божией Матери. По их возвращении в Москву…

…Приступили к строительству Боголюбского собора

Его постройка завершилась в 1685-м, а в 1804-1809 годах собор увеличили за счет пристройки новой обширной трапезной.

Построенный на месте деревянного храма Покрова Богородицы, где были похоронены тела царских дядьев Ивана Кирилловича и Афанасия Кирилловича, собор стал семейной усыпальницей Нарышкиных. Позднее здесь же были погребены Кирилл Полуэктович с супругой, бабушкой Петра Первого, и другие Нарышкины.

(7 фото)

И это уже чистое московское барокко, богато украшенное в духе традиционного узорочья. Первоначально собор окружала открытая галерея-гульбище, со временем частично скрывшаяся за счет наросшего культурного слоя.

(12 фото)

Но не осталась обитель и без Покровского храма. При строительстве Боголюбской церкви деревянную постройку разобрали, а…

…Престол во имя Покрова перенесли в надвратный храм под монастырской колокольней

Покровскую надвратную церковь выстроили в 1690-1696 годах.

(5 фото)

Она же сделалась домовым храмом архимандрита. Настоятельские покои как раз были расположены по соседству, в палатах, возведённых в 1688 году на месте еще более ранней постройки. В них до сих пор сохранился исторический сводчатый подвал.

(5 фото)

А в память о том, как молодой царь во время борьбы за власть с собственной единокровной сестрой Софьей спасался от стрелецких покушений в Троице-Сергиевой лавре, в 1690-1693 годах возвели…

…Трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского

Он вырос как раз на границе между старой монастырской территорией и бывшей нарышкинской усадьбой. Интересно, что храм этот устроили как уменьшенную копию точно такого же лаврского трапезного храма, построенного несколькими годами раньше.

(9 фото)

Сергиевскую церковь соединили галереей-папертью с Братским корпусом с Нарышкинскими палатами и служебным корпусом.

(7 фото)

И если другие храмы порой могут быть закрыты (мне лишь дважды за много лет довелось побывать в Петровском соборе и однажды в Боголюбском), то трапезный храм открыт практически всегда. По крайней мере, ни разу я не заставал его закрытым.

(9 фото)

Он не очень богат росписями, но медальоны с изображением сцен жизни Иисуса, что расположены на своде трапезной, вдоль пути к престолу, я покажу отдельно. Традиционно сопроводив местами Писания, которые они иллюстрируют. Пожалуйста, не ограничьтесь одним только рассматриванием картин.

(9 фото)

Прочие церкви Высоко-Петровского монастыря…

…Строились уже в более поздний период

Это были храм в честь Толгской иконы Божией Матери, расположенный между колокольней с надвратной церковью Покрова Богородицы и Нарышкинскими палатами, его автором в 1744-1750 годах стал архитектор Иван Федорович Мичурин, а иконостас создал иконописец Иван Андреев;

(4 фото)

и еще один надвратный Петропавловский храм – барочный восьмерик на четверике, поставленный в 1753-1755 годах учениками школы Дмитрия Васильевича Ухтомского на открытом гульбище у келий.

(3 фото)

На протяжении всей своей истории Высоко-Петровский монастырь…

…Во всем разделял судьбу не только Москвы, но и всей русской земли

В 1611 году его разграбили и спалили польско-литовские интервенты. После изгнания врага обитель восстановили, окружив каменной стеной.

Французы в 1812-м поступили еще отвратительней. «Тысяча французских кавалеристов», как писалось в те дни, остановилась в нем на постой, снова разграбив все храмы до единого, хотя часть святынь тогдашний настоятель успел вывезти в Ярославль. В поисках сокровищ вскрыли даже несколько надгробий бояр Нарышкиных, соблазнившись их богатым убранством.

-16

Здесь же оккупанты устроили скотобойню. В Боголюбском храме в иконостас позабивали крючья, на которых развешивали туши. А маршал Мортье, устроивший в обители свою резиденцию, учинил в ней суд над москвичами, обвиненными в поджоге города. Здесь же их расстреливали прямо у монастырской стены и хоронили возле колокольни.

Большевики формально упразднили монастырь в 1918-м. Реквизировали имущество и жилые помещения, но храмы еще какое-то время продолжали служить.

Осенью 1923 года здесь сформировалась одна из крупнейших на территории СССР подпольных монашеских общин во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым). Окончательно закрыли обитель в 1929-м. Последним был Боголюбский храм.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Использовали обитель как придется. В Боголюбском соборе открылся завод по ремонту сельхозтехники, в Сергиевском храме – спортзал и библиотека, в соборе святителя Петра – литейный цех. Многие помещения были отданы под коммуналки, а часть братского корпуса под филиал Государственного литературного музея.

С 1959 года территория монастыря перешла в ведение Министерства культуры. А заодно Обществу охраны памятников и Росизопропаганде (нынешнее Росизо). Работали также концертный зал и театральные мастерские. В трапезной расположился танцевальный ансамбль «Березка».

А в 1991-м начался процесс возвращения обители верующим.

(5 фото)

Над реставрацией внешнего облика и убранств соборов, храмов и прочих построек работали архитекторы-реставраторы Сергей Александрович Гаврилов и Борис Прокофьевич Дедушенко, художник и скульптор Георгий Васильевич Куприянов, художник-реставратор Сергей Петрович Лосев, иконописец Александр Иванович Чашкин и еще огромное количество безымянных, о которых мы никогда можем при жизни на Земле и не услыхать, мастеров и мастериц.

И еще огромное количество страниц можно было бы написать об истории этого места. Уверен, что желающие еще глубже узнать её всегда сумеют найти все самое интересное и важное.

-19
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, монастырь, ул. Петровка, 28, стр. 9, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!