Высоко-Петровский монастырь, основанный в начале четырнадцатого века, по праву именуется одним из древнейших в Москве. Точная дата его основания неизвестна, но церковные предания и исследования историков называют 1315-1317 годы.
Его основатель – святитель Московский Петр, митрополит Киевский, Владимирский и всея Руси, наставник молодого князя Ивана Калиты. Князь московский Юрий Данилович, отъезжая в Орду, передал правление своему младшему брату Иоанну, а тот пригласил в Москву Петра, которого в 1313 году успешно сумел защитить от обвинений в торговле церковными должностями. А позднее и способствовал переносу в Москву митрополичьей кафедры.
Петр, монах с двенадцатилетнего возраста и иконописец, предпочитал уединение. Ища его в шумном городе, он подобрал себе местечко не в Кремле, а на тихом тогда высоком берегу Неглинной, где основал обитель с деревянным храмом в честь апостолов Петра и Павла.
Считается, что именно во времена митрополита Петра Москва начала становиться духовным и государственным центром Руси.
«Да, тяжело было Русской земле в те скорбныя времена; трудно, невозможно было одолеть сильнаго врага и именно потому, что князья Русские все больше ссорились между собой, — единства не было, по клочкам была разделена вся обширная Русская земля…
…А прозорливый святитель Петр положил прочную основу объединению Русской земли, переселившись навсегда из Владимира, на Клязьме, в незнатный тогда городок Москву, к умному и благочестивому Князю Иоанну Даниловичу Калите. Этот Князь стал настойчиво приводить в исполнение намеченную еще его отцом мысль объединения Русской земли, и присоединял одно за другим соседния княжества к Московскому. Святитель Петр, незадолго пред кончиною своею, ободрил Князя предсказанием о будущем величии Москвы»
(Из Жития Преподобного Сергия Радонежского)
После кончины митрополита князь велел переосвятить Петропавловский храм в честь основателя обители. Тогда же и сама…
…Обитель стала именоваться Высоко-Петровской или Петровской-на-Высоком
А Петровкой уже в семнадцатом столетии назовут улицу, протянувшуюся вдоль пути, каким ходил святитель из обители в Кремль.
Современный архитектурный ансамбль – истинный памятник нарышкинского барокко – формировался с начала шестнадцатого до середины восемнадцатого веков. Самая древняя каменная постройка на его территории…
…Собор святителя Петра
Его возвели в 1514-1517 годах, во времена правления Василия Третьего, на месте деревянного Петропавловского храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового.
Он совсем крошечный, почти что в пределах той, деревянной церкви. Не зная, его скорее примешь за часовенку, чем за полноценный храм и уж тем более собор. Но нет, это именно собор.
И это не традиционный восьмерик на четверике. Здесь восьмигранная башня второго яруса, увенчанная шлемовидной главой с крестом, возвышается на уникальном восьмилепестковом основании нижнего яруса. И это – один из древнейших образцов и памятников столпообразных русских церквей.
(5 фото)
Во времена Петра Первого его перестроили в нарышкинском барокко. Растесали, сделав шире, узкие окошки-бойницы, украсили их резными наличниками, а стены оформили пилястрами, порталами входов и аркатурным пояском под карнизом. Но в конце двадцатого столетия, когда началось возрождение обители, собору вернули изначальный облик.
(9 фото)
Вообще удивительно, как крепко этот монастырь связан с тремя Петрами. Названный в честь апостола и переименованный в память митрополита Московского…
…Он стал особенно близким для Петра Первого
В 1682 году в ходе стрелецкого бунта были убиты Иван и Афанасий Нарышкины, родные братья Натальи Кирилловны. Тела их похоронили здесь, на территории монастыря. Собственно говоря, усадьба Нарышкиных располагалась практически вплотную к монастырским стенам и с 1671 года стала частью обители, вдвое увеличив ее территорию: Кирилл Полуэктович подарил имение своему зятю Алексею Михайловичу, а тот передал его в дар обители.
(3 фото)
Когда Наталья Кирилловна с царственным сыном в 1684 году посетила Боголюбово, юному русскому царю и будущему первому императору Всероссийскому подарили список с Боголюбской иконы Божией Матери. По их возвращении в Москву…
…Приступили к строительству Боголюбского собора
Его постройка завершилась в 1685-м, а в 1804-1809 годах собор увеличили за счет пристройки новой обширной трапезной.
Построенный на месте деревянного храма Покрова Богородицы, где были похоронены тела царских дядьев Ивана Кирилловича и Афанасия Кирилловича, собор стал семейной усыпальницей Нарышкиных. Позднее здесь же были погребены Кирилл Полуэктович с супругой, бабушкой Петра Первого, и другие Нарышкины.
(7 фото)
И это уже чистое московское барокко, богато украшенное в духе традиционного узорочья. Первоначально собор окружала открытая галерея-гульбище, со временем частично скрывшаяся за счет наросшего культурного слоя.
(12 фото)
Но не осталась обитель и без Покровского храма. При строительстве Боголюбской церкви деревянную постройку разобрали, а…
…Престол во имя Покрова перенесли в надвратный храм под монастырской колокольней
Покровскую надвратную церковь выстроили в 1690-1696 годах.
(5 фото)
Она же сделалась домовым храмом архимандрита. Настоятельские покои как раз были расположены по соседству, в палатах, возведённых в 1688 году на месте еще более ранней постройки. В них до сих пор сохранился исторический сводчатый подвал.
(5 фото)
А в память о том, как молодой царь во время борьбы за власть с собственной единокровной сестрой Софьей спасался от стрелецких покушений в Троице-Сергиевой лавре, в 1690-1693 годах возвели…
…Трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Он вырос как раз на границе между старой монастырской территорией и бывшей нарышкинской усадьбой. Интересно, что храм этот устроили как уменьшенную копию точно такого же лаврского трапезного храма, построенного несколькими годами раньше.
(9 фото)
Сергиевскую церковь соединили галереей-папертью с Братским корпусом с Нарышкинскими палатами и служебным корпусом.
(7 фото)
И если другие храмы порой могут быть закрыты (мне лишь дважды за много лет довелось побывать в Петровском соборе и однажды в Боголюбском), то трапезный храм открыт практически всегда. По крайней мере, ни разу я не заставал его закрытым.
(9 фото)
Он не очень богат росписями, но медальоны с изображением сцен жизни Иисуса, что расположены на своде трапезной, вдоль пути к престолу, я покажу отдельно. Традиционно сопроводив местами Писания, которые они иллюстрируют. Пожалуйста, не ограничьтесь одним только рассматриванием картин.
(9 фото)
Прочие церкви Высоко-Петровского монастыря…
…Строились уже в более поздний период
Это были храм в честь Толгской иконы Божией Матери, расположенный между колокольней с надвратной церковью Покрова Богородицы и Нарышкинскими палатами, его автором в 1744-1750 годах стал архитектор Иван Федорович Мичурин, а иконостас создал иконописец Иван Андреев;
(4 фото)
и еще один надвратный Петропавловский храм – барочный восьмерик на четверике, поставленный в 1753-1755 годах учениками школы Дмитрия Васильевича Ухтомского на открытом гульбище у келий.
(3 фото)
На протяжении всей своей истории Высоко-Петровский монастырь…
…Во всем разделял судьбу не только Москвы, но и всей русской земли
В 1611 году его разграбили и спалили польско-литовские интервенты. После изгнания врага обитель восстановили, окружив каменной стеной.
Французы в 1812-м поступили еще отвратительней. «Тысяча французских кавалеристов», как писалось в те дни, остановилась в нем на постой, снова разграбив все храмы до единого, хотя часть святынь тогдашний настоятель успел вывезти в Ярославль. В поисках сокровищ вскрыли даже несколько надгробий бояр Нарышкиных, соблазнившись их богатым убранством.
Здесь же оккупанты устроили скотобойню. В Боголюбском храме в иконостас позабивали крючья, на которых развешивали туши. А маршал Мортье, устроивший в обители свою резиденцию, учинил в ней суд над москвичами, обвиненными в поджоге города. Здесь же их расстреливали прямо у монастырской стены и хоронили возле колокольни.
Большевики формально упразднили монастырь в 1918-м. Реквизировали имущество и жилые помещения, но храмы еще какое-то время продолжали служить.
Осенью 1923 года здесь сформировалась одна из крупнейших на территории СССР подпольных монашеских общин во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым). Окончательно закрыли обитель в 1929-м. Последним был Боголюбский храм.
Использовали обитель как придется. В Боголюбском соборе открылся завод по ремонту сельхозтехники, в Сергиевском храме – спортзал и библиотека, в соборе святителя Петра – литейный цех. Многие помещения были отданы под коммуналки, а часть братского корпуса под филиал Государственного литературного музея.
С 1959 года территория монастыря перешла в ведение Министерства культуры. А заодно Обществу охраны памятников и Росизопропаганде (нынешнее Росизо). Работали также концертный зал и театральные мастерские. В трапезной расположился танцевальный ансамбль «Березка».
А в 1991-м начался процесс возвращения обители верующим.
(5 фото)
Над реставрацией внешнего облика и убранств соборов, храмов и прочих построек работали архитекторы-реставраторы Сергей Александрович Гаврилов и Борис Прокофьевич Дедушенко, художник и скульптор Георгий Васильевич Куприянов, художник-реставратор Сергей Петрович Лосев, иконописец Александр Иванович Чашкин и еще огромное количество безымянных, о которых мы никогда можем при жизни на Земле и не услыхать, мастеров и мастериц.
И еще огромное количество страниц можно было бы написать об истории этого места. Уверен, что желающие еще глубже узнать её всегда сумеют найти все самое интересное и важное.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!