К концу VI в. до н. э. формирование греческих полисов, сопровождавшееся социально-политическими потрясениями, завершилось. В Балканской Греции стабилизировалась внутренняя обстановка, в полисах оживилась экономическая жизнь, укрепилось политическое положение средних слоев населения, создались условия для развития культуры.
Однако, в конце VI в. до н. э. греческим полисам стала угрожать могущественная держава Ахеменидов. Персидская монархия оправилась от внутренних распрей и междоусобиц, последовавших за смертью Камбиза. Благодаря экономическим и военно-административным реформам Дария I, Персидская империя укрепилась и превратилась в мировую державу.
Персы, захватив греческие города Малой Азии и острова восточной части Эгейского моря, стали планировать покорение полисов Балканской Греции. Для империи с колоссальным военно-экономическим потенциалом, неограниченными финансами и обученной армией, завоевание мелких, враждующих греческих полисов казалось несложной и заманчивой задачей. Греческие полисы, будучи развитыми торгово-ремесленными городами с высокой культурой и значительным населением, могли принести персидской казне и правящей элите разнообразные выгоды. К тому же, захват Балканской Греции имел стратегическое значение, позволяя контролировать все Восточное Средиземноморье.
Для балканских полисов персидская угроза заключалась в потере независимости и самобытного пути развития: полисного устройства с интенсивной экономикой, активной политической жизнью и уникальной культурой.
Таким образом, агрессия Персии, подпитываемая кажущейся слабостью греков, и стремление греков защитить основы своего существования, стали ключевыми причинами греко-персидских войн, потрясших Восточное Средиземноморье в первой половине V в. до н. э. и оказавших огромное влияние на развитие греческого общества и культуры.
Поэтому конфликт между греческими полисами и Персией был воспринят не как обычное военное столкновение, а как борьба двух цивилизаций, в которой решалась судьба греческой цивилизации. Это предопределило ожесточенный характер войн, мобилизацию всех ресурсов и проверку социальных и политических институтов воюющих сторон. Греко-персидские войны датируются 500–449 гг. до н. э., являясь одним из самых продолжительных военных конфликтов в истории.
Восстание Милета и греческих городов Малой Азии
Греческие города Малой Азии были захвачены персидским царем Киром в 40-30-х годах VI в. до н. э. На первых порах персы придерживались мягкой политики: не обременяли греков налогами, мало вмешивались во внутренние дела и поощряли торговлю с городами Малой Азии и другими областями Персидской империи. Однако при Дарии I персидская политика ужесточилась. Стремление к централизации управления привело к вмешательству во внутренние дела греков. Во многих городах власть была передана персидским ставленникам – тиранам, подчиненным малоазийскому сатрапу. Города обложили налогами и повинностями. Дарий I отдавал предпочтение финикийским торговцам, что наносило ущерб интересам греков. В греческих городах Малой Азии росло недовольство персидским господством, подогреваемое планами персидской верхушки по завоеванию балканских полисов.
Первым против персов восстал Милет, крупнейший греческий город Малой Азии. В 500 г. до н. э. персидский ставленник Аристагор, опираясь на усилившиеся антиперсидские настроения, возглавил патриотические силы. Он отказался от власти тирана, восстановил полисные институты и призвал жителей Милета к вооруженному восстанию. Примеру Милета последовали другие ионийские города, изгнавшие царских ставленников и персидские гарнизоны. Восставшие города заключили союз для совместной борьбы с персами и обратились за поддержкой к другим городам Малой Азии, от Византия и Халкедона до Памфилии и Кипра. Аристагор отправился за помощью в Балканскую Грецию, но безуспешно: Спарта отказала, а Афины послали небольшую эскадру из 20 кораблей (пять судов прислала Эретрия).
Восставшие города создали единое командование. Летом 498 г. до н. э. ополчение напало на Сарды, резиденцию малоазийского сатрапа, и разрушило город, но не смогло взять акрополь, где укрылся Артаферн с гарнизоном. В следующем году союзный греческий флот нанес поражение финикийской эскадре у Кипра. Восстание разрасталось и стало угрожать персидскому господству во всей Малой Азии. Дарий принял решительные меры: в Малую Азию перебросили дополнительные войска, которые вместе с местными гарнизонами объединили в две крупные армии и начали борьбу с восставшими на флангах. Сначала были покорены греческие города Кипра и южной части Малой Азии, затем – восставшие полисы в черноморских проливах (Византий, Халкедон, Абидос, Лампсак и др.). Кольцо вокруг центра восстания, Ионии и Милета, постепенно сжималось. Союз восставших начал распадаться. Персы не жалели золота и обещаний для тех, кто покинет ряды восставших, и их "агитация" имела успех. Персам удалось нанести чувствительное поражение грекам у Эфеса. К 495 г. до н. э. персы собрали огромный флот из финикийских судов (около 600) и нанесли союзному флоту, стянутому для защиты Милета, поражение у острова Лада. Милет был осажден, взят в 494 г. до н. э. и разрушен, а жители перебиты или проданы в рабство. Вскоре были покорены и другие восставшие греческие города.
Восстание изначально было обречено, так как военно-экономический потенциал двух десятков городов не сопоставим с потенциалом мировой державы. Помощи от балканских полисов не последовало. Однако подавление восстания потребовало от Дария значительных сил и времени. В течение шести лет греки вели неравную борьбу с персами, нанося им чувствительные удары.
Спасибо за внимание!