„Если ты будешь просто сидеть и наблюдать, то увидишь, насколько безгранично твоё мышление. Попытаешься его успокоить — станет только хуже. Но со временем мышление само успокаивается и ты учишься его контролировать. В этот момент просыпается интуиция и ты видишь всё вокруг гораздо яснее, чем видел раньше.“ Стив Джобс
Мышление - это главный психический процесс происходящий в результате обработки материальной информации.
Мышление является высшим познавательный психическим процессом, заключаемый в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей.
Мышление часто работает в сплаве с интуицией для восприятия объектов в пространственно-временной среде, из-за этого бывает сложно различить, где работает мышление в чистом виде, а где подключается интуиция. От этого и делаются не совсем корректные выводы, что интуитивные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация являются мыслительными операциями.
Особенности протекания мышления:
- решение конкретной задачи.
- связь с речью.
В настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. И что зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. И что речевые центры коры головного мозга также обеспечивают мыслительные процессы.
- В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление.
- В практическом мышлении выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное.
- Понятийное мышление - это такого рода мышления в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
- Образное мышление - это вид мыслительного процесса задействующего интуицию, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связан с каким-либо видом творчества.
- Понятийное и образное мышления находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.
- Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления. суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Это вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
- Все эти виды мышления могут рассматриваться как уровни его развития.
- Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
- Мышление начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить и следовательно с вопроса, который возникает, когда нам что-либо непонятно.
- Первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснение. Мышление начинается с вопроса на который нужно найти ответ.
- Хорошо развитое мышление видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. К примеру многие не обращали внимание, что собака облизывается перед едой, но первым это заметил Павлов, или падение предметов с высоты на землю казалось всем естественным, но Ньютон занимаясь этой проблемой открыл закон всемирного тяготения.
- Чтобы решить вопрос необходимо обладать достаточной суммой знаний. При отсутствии необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение.
- Предположение - это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации. К примеру Циолковский, не имея объективной информации, высказывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости, которой должна обладать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение.
- Критерием истинности предположения является практика. Практика - наиболее объективное доказательство истинности наших умозаключений.
- Уровень творческого мышления (по Дж. Гилфорду) определяется доиминированием в мышлении 4-х особенностей: оригинальность и необычность высказанных идей (новизна) с собственным решением; семантическая гибкость, т.е. видеть объект под новым углом зрения; образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта, чтобы видеть его новые скрытые стороны; спонтанная гибкость, т.е. продуцирование разнообразных идей в неопределенной ситуации, в частности той, где не содержится предпосылок к формированию новых идей.
- Развитию творческого мышления мешают конформизм, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны (неверное трактование тактичности и вежливости), предвзятое мнение и завышенная оценка значимости своих собственных идей.
- Еще одна из причин тормозящая творческое мышление, в существовании 2-х конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек с развитым критическим мышлением, в большей степени видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, т.к. замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. Творческое мышление направлено на разработку конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.
Развитие мышления
- Мышление формируется поэтапно. Выделяют несколько этапов развития мышления.
- На начальном этапе развитие мышления непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Происходит постепенный поэтапный переход превращения внешних действий во внутренние определенные мыслительные операции.
- Высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, а в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.
- Начальный этап развития мышления связан с обобщениями. Стадия развития сенсорно моторного интеллекта (по Ж. Пиаже). Начальный этап развития мышления начинается в конце первого года жизни. Одни и те же действия в использовании различных предметов. Начальный этап развития мышления связан с активной практической деятельностью и в конце 2-го года жизни может решать определенные практические задачи. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми. Познания предметов предполагается в осмыслении их свойств и признаков. К концу первой стадии (в конце 2-х лет) ребенок становится субъектом, т.е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое “Я”. У ребенка отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.
- Второй этап развития мышления связан с развитием речи. Вторая стадия развития операционального мышления (по Ж. Пиаже) - от 2 до 7 лет. Вначале которого одни и те же вещи называются общим словом, к примеру круглые и красные предметы называются “яблоко”. В развитии речи в последующем выделяется следующий этап (в районе 2 лет), когда при увеличении понятийного аппарата понятие “яблоко” используется уже более точно и один и тот же предмет ребенок способен назвать несколькими словами, что свидетельствует о развитии такой умственной операции, как сравнение.
- В дальнейшем на основе развития сравнения начинает развиваться индукция и дедукция, которая к 3.5 года достигает уже достаточно высокого уровня развития.
- В дошкольный период у ребенка существенной особенностью мышления является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя. Другая характеристика - наглядность, определяемая конкретностью, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. К примеру “Почему нельзя пить сырую воду?”, может последовать ответ “Один мальчик пил сырую воду и заболел”. Еще в этот период, наблюдается эгоцентризм мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдаются ошибочные классификации предметов из-за использования случайных и второстепенных признаков.
- В школьном периоде отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это связано с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий расширяется. Наблюдается переход от конкретных понятий в абстрактные. Содержание понятий становится богаче, т.к. ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, а также их связи между собой и он узнает, какие признаки являются существенными, а какие - нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко все более сложным, глубоким и разносторонним.
- Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Знания, приобретенные в школе, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся.
- Динамика развития после школы и ее направленность зависят от самого человека.
- В период 7-12 лет по Ж.Пиаже идет третья стадия развития мышления - стадия конкретных операций с предметами. Умственные операции становятся обратимыми (способность возвращаться к исходному состоянию). Дети на этом уровне, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. Способны оперировать двумя видами формул: А=В и В=С, то А=С и А+В=В+А. Появляется способность ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (весу, величине, яркости т.п.). Также появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.
- Четвертая стадия - стадия формальных операций по Пиаже. Период 11-12 - 14-15 лет и продолжается на протяжении всей жизни. Способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.
Функциональные психические процессы экстравертного мышления - рациональности и интровертного мышления - логики, будет приведено в следующих статьях.