В предыдущей статье я рассказал первые впечатления от поезда № 92 Москва-Северобайкальск и мнение о видах вагонов, эксплуатирующихся на РЖД. Настало время поделиться непосредственно ощущениями от поездки.
Проводники
Естественно, ни одна поездка на поезде невозможна без проводника. Никакие роботы или искусственный интеллект их не заменят, как бы менеджеры РЖД не старались «оптимизировать» штат и затраты на работу. Объем работы, который выполняют эти трудяги, колоссальный. Было время, когда проводники железнодорожного транспорта часто демонстрировали признаки непрофессионального поведения, включая хамство и проявление синдрома вахтера, что могло быть обусловлено и фактором тяжести работы. Нередкими были и случаи пьянства на рабочем месте и полное отсутствие признаков выполненной работы. Зато проводники хорошо зарабатывали - правда, не официально, а на безбилетниках, и доставках разных, не всегда разрешенных товаров. Но это осталось в прошлом. Может быть, я не езжу на самых «злачных» маршрутах, но давно уже не встречал хамства или плохого отношения со стороны представителей этой замечательной профессии. А вы?
Поэтому мне было интересно, кто же будет обслуживать нас целых 4 дня поездки, но не как раньше — «добрый» или «злой» проводник, а будет ли он/она просто вежливым и профессиональным, или же будет помимо этого душевным, располагающим и любящим пассажиров. В итоге получилось что-то среднее - проводниками нашего вагона оказались ребята 20-22 лет из Северобайкальска, молодой человек славянской внешности с латышской фамилией и девушка смешанных кровей русских и местных жителей той местности. Точнее, не вагона, а двух вагонов - в новейших вагонах один проводник обслуживает два вагона (в данном случае, соответственно, двое на два вагона, один дежурный, второй отдыхает). Оптимизация - видимо кто-то считает, что проводниками работают сверхлюди.
Уже в пути не сдержался и поинтересовался, как работается по такой схеме - видимо, не желая сказать лишнего, ответили что всё хорошо. Молодцы, сор из избы не стоит выносить, не плюй в колодец, который тебя кормит и так далее...
Вагонное табло
Обратил внимание на табло вагона. В конце 90-х в вагонах стали появляться индикаторы занятости туалета - очень нужная вещь, чтобы не ходить по вагону зря. Дальше появлялись электронные табло первого поколения, здесь уже последнее поколение. Помимо информации на фото, там крутилось что-то ещё, а вот скорость движения не показывали, как в табло вагонов после КВР - это не так важно, конечно, но интересно.
Вагоны также лишились хороших маршрутных досок. Раньше были вот такие, и они были прекрасно видны издалека.
Сейчас же в вагонах лишь небольшие таблички на окнах, и они видны только если подойти вплотную. Ну а в самых современных вагонах, как в нашем, их заменили на электронное табло, и видно стало ещё хуже, теперь надо не просто подойти вплотную, чтобы увидеть, что это за поезд, но и подождать. Не всегда электроника лучше бумаги )
Локомотив
По традиции своих поездок на поездах, я смотрю локомотивы, которые нас везут, и пока было время до отправления, решил не ждать ближайшей остановки, чтобы посмотреть и пошел сразу. Раньше можно было на этом участке встретить эксклюзив - грузовой локомотив ВЛ10 с пассажирским поездом, сейчас это практически невозможно. Скорее всего будет или ЧС7, или ЭП2К. ЧС2К и ЧС2Т ещё оставались в пассажирской работе в 2022 году, но не на этом участке. На постоянном токе в России ещё есть ЧС6 и ЧС200, но только на ленинградском направлении. На постоянном токе, для меня такой топ локомотивов:
1) ВЛ10/11 (эксклюзив, к счастью, в свое время удалось под ними прокатиться на участке Горячий Ключ-Адлер-Белореченская)
2) 2ЭС4К (новенький грузовой) - но такое возможно только на упомянутых выше участках
3) ЧС6/200 - за их мощь
4, 5 тут делят, не могу выбрать) ЧС7 - классика и тоже мощь
ЭП2К - новенький, и за красивый и громкий звук разгона, его называют ещё "коллайдером" и за букву К в названии, и за звук
Ну и аутсайдерами являются
6) ЧС2Т
7) ЧС2К - не в обиду фанатам их, но всё-таки это уже старье , да и в плане звука ничего интересного. Даже когда не было новых ЭП2К, всегда радовался когда был именно ЧС7 а не ЧС2 разных серий. Но Т хотя бы интересней внешним видом.
Локомотивом оказался ЭП2К-409, можно сказать, повезло - это был новейший представитель данной серии в 2022 году, в общем, самое новое что могло быть. И как ни странно, серый окрас для меня не уродует этот электровоз.
Информаторы вокзалов
В 2000-2017 годах на РЖД были прекрасное звуковое сопровождение для поездок на поездах - и я даже не о стуке колёс, а об информаторах и дикторах вокзалов. Где-то объявлял диктор вживую, а где то - чаще всего в крупных городах и областных центрах - запись дикторов. И также в крупных городах перед информатором была заставка - красивое двух-, трёх-, четырех-, и даже пяти-шестизвучие из разных нот. Это добавляло неповторимой атмосферы путешествия. Особенно когда ожидаешь отправления или такое будет среди ночи... И было разнообразие, везде уникальность. Для меня вот так выглядит топ информаторов на вокзалах (говорю только те что знаю, записи можно найти в интернете, кроме Белгорода и Белореченска):
1) Белореченск - выразительный диктор и очень красивая заставка! Такой не было больше нигде. К сожалению, записи её нигде нет. И никак не смогу её повторить. Вот бы найти её запись... Но записи нигде нет, уже с 2011 года она пропала, хотя сам голос диктора остался
2) Ростов-Главный - там уже в 2010 году примерно поменяли заставку на стандартный звук РЖД (его все знают), до этого там было приятное трехзвучие, как на Курском вокзале в Москве, и самый лучший голос диктора, с неповторимой успокаивающей интонацией
3) Москва. Курский вокзал - очень харизматичный диктор, и два варианта трехзвучия, один как в Ростове, перед объявлениями поездов дальнего следования, и второй - те же ноты наоборот, перед пригородными поездами.
4) Краснодар-1. Заставка информатора, как на Казанском вокзале Москвы, очень интересный голос, подача объявлений и некоторые объявления уникальные, например "провожающие, проверьте, не остались ли у Вас билеты отъезжающих пассажиров" или "при движении поезда посадка и высадка строго запрещена", а также, объявление от том что поезд УЖЕ отправился, интересно, для кого это?)
5) Москва. Киевский вокзал - перезвон колокольчиков и приятный молодой голос.
6) Санкт-Петербург. Московский вокзал - долгое время была заставка как на Курском вокзале в Москве, перед объявлениями пригородных поездов, а также какое-то время уникальная заставка на мелодию "Вечерняя песня", и приятный молодой голос
7) Белгород - интересное четырехзвучие
8) Курск - четырехзвучие с нотами по возрастанию, как в Московском метро на некоторых станциях перед прибытием поездов, и колоритный местный диктор
9) Екатеринбург - очень интересная заставка информатора и хороший голос
10) Липецк - двухзвучие, и приятный голос диктора.
Даже у тех станций, которые не попали в этот топ, все равно был свой приятный голос и часто - заставка информатора.
Начиная примерно с 2017 года только в станциях небольших городов и поселков оставили своих дикторов. А в крупных городах почти везде заставку информатора заменили на стандартный звук РЖД, который уже порядком надоел, а дальше и дикторов заменили на искусственный голос робота, который звучит просто ужасно. Зачем это сделали? Мелочь, конечно, но очень неприятно(((
Поэтому, наше путешествие лишилось этого очень приятного аспекта, и под звук этого робота, мы ожидали отправления...
Что-то я всё хожу вокруг да около, столько статей написал, но так и не дошёл до отправления ))) Но в следующей статье обязательно уже оно состоится, и будут фотографии, сделанные уже в пути следования)
Предыдущие статьи:
* Как я решился на такое
* Выбор маршрута и план поездки
* Немного о поездах
* Первое впечатление о поезде и мое мнение о вагонах
Ссылка на все статьи об этом путешествии: