Найти в Дзене
Дзэн с завода

Насколько важны ваши представления о чем-либо?

Клинический психолог Стивен Хайес, создатель терапии принятия и ответственности (ТПО), выдвинул теорию, что в основе человеческих страданий лежит язык и то, как люди реагируют на лингвистические идеи. Более того, пришедшие в голову мысли способны «сливаться» с самоощущением и идентичностью человека. Это заставляет нас держаться за эти идеи жёстким и негибким образом. Мы ссоримся, что-то доказываем, мучимся от непонимания и глупости (на наш взгляд) окружающих или, ещё лучше, грызем себя сами. Хайес утверждает, что оспаривание таких въевшихся идей или убеждений может только укрепить их. Потому что в данном случае необоснованным идеям придаётся некоторая легитимность. Вместо этого он предлагает практиковать «когнитивное разделение». Такой подход помогает человеку меньше отождествлять себя со своими мыслями и привязываться к ним. Например, некоторым людям поможет представление, как они записывают одну из своих мыслей на листке бумаги и позволяют ей плавно уплыть вниз по течению ручья. Мне

Клинический психолог Стивен Хайес, создатель терапии принятия и ответственности (ТПО), выдвинул теорию, что в основе человеческих страданий лежит язык и то, как люди реагируют на лингвистические идеи. Более того, пришедшие в голову мысли способны «сливаться» с самоощущением и идентичностью человека. Это заставляет нас держаться за эти идеи жёстким и негибким образом. Мы ссоримся, что-то доказываем, мучимся от непонимания и глупости (на наш взгляд) окружающих или, ещё лучше, грызем себя сами.

Хайес утверждает, что оспаривание таких въевшихся идей или убеждений может только укрепить их. Потому что в данном случае необоснованным идеям придаётся некоторая легитимность. Вместо этого он предлагает практиковать «когнитивное разделение». Такой подход помогает человеку меньше отождествлять себя со своими мыслями и привязываться к ним. Например, некоторым людям поможет представление, как они записывают одну из своих мыслей на листке бумаги и позволяют ей плавно уплыть вниз по течению ручья. Мне лично нравится метафора с падающими осенними листьями, за которыми вы наблюдаете в парке.

Можно также сказать про себя: "Я замечаю эту мысль" или поблагодарить нейронные ансамбли нашего мозга за идею. В итоге вместо "Я не могу это сделать" человек подумает: "Какая-то часть моего мозга внушает мне, что я не могу это сделать". Или вместо "Этот кретин из комментариев нападает на меня" подумать: "У меня есть мысль, что собеседник относится ко мне недружелюбно". Такое мышление поможет меньше отождествлять себя со своими мыслями, срастаться с ними и быть более гибким.

Изображение взято из Интернета
Изображение взято из Интернета

Идею о том, что на нашу жизнь влияют не факты, а то, что мы о них думаем и как интерпретируем, озвучивали 2000 лет назад и буддисты, и стоики. Современные когнитивные психологи скорее подхватили и развили эту мысль дальше, создавая новые техники для терапии и исследуя их эффективность. Та же концепция цепляния за мысли, ведущая к страданию, называлась Буддой "Оковами воззрений":

«Кто ни за что в мире не держится,
Ни за что не цепляется, считая: “Это истина!”,
Того не найти в спорах с людьми,
Он не считает себя ни равным, ни ниже, ни выше».

Мне нравится обнаруживать такие параллели и понимать, что велосипед уже изобретён много лет назад. Нам остаётся только научиться на нём ездить: отслеживать свои мысли, принимать их с благодарностью и стремиться к гибкости.

Источник: Бишоп Мишлер, Ф. Современное интегративное консультирование и психотерапия, 2025.