- Потому сегодня в статье перейду к конкретным рекомендациям при регистрации ТЗ, если вы уже оценили ситуацию и понимаете необходимость в этом:
- 1. Вы приняли решение зарегистрировать ТЗ. Необходимо проверить является ли ваш ТЗ конкурентоспособным.
- 2. Особое внимание я бы хотела обратить на слова, которые невозможно зарегистрировать, в качестве ТЗ.
В настоящее время регистрация товарного знака – популярное действо, которое все чаще стало восприниматься, как защита от недобросовестной конкуренции, то есть от воровства. Воруют сейчас не просто идеи, а целые концепции и продукты. Я знаю нескольких создателей, авторов, у которых за последние три года были украдены: сайт, название и идея курса, контент, образы, фотографии и многое другое.
Оценку самого факта использовать товарный знак, для защиты от конкурентов, я давала ранее в постах.
Потому сегодня в статье перейду к конкретным рекомендациям при регистрации ТЗ, если вы уже оценили ситуацию и понимаете необходимость в этом:
1. Вы приняли решение зарегистрировать ТЗ. Необходимо проверить является ли ваш ТЗ конкурентоспособным.
И первую проверку Вы можете сделать самостоятельно - проверить наличие юридических лиц со сходным наименованием. В поисковике в интернете, на сайтах налоговой и т.д.
Второе. Если нашли юридическое лицо со схожим наименованием, это повод разузнать об этом лице информацию: являются ли схожими ваши сферы деятельности, похожи ли визуально коммерческие обозначения ваше и вашего пока условного конкурента. Не будет ли конечный потребитель путать ваш ТЗ с коммерческим обозначением конкурента.
Проверка эта необходима в том числе потому, что в соответствии с п.2 ст. 1539 ГК РФ «Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее».
Если Вы нашли обозначенные совпадения – Вам прямая дорога к патентному поверенному, задача которого проверить ТЗ на охраноспособность: патентный поверенный оценить выявленные совпадения, даст рекомендации, как их устранить.
2. Особое внимание я бы хотела обратить на слова, которые невозможно зарегистрировать, в качестве ТЗ.
В настоящее время суды «завалены» делами о запрете использования ТЗ, в которых используются общеупотребительный слова, а также ТЗ с использованием слов, которые подходят всем бизнесам в вашей сфере..
Например, использование «…Дент…» в стоматологии, «…Молл…» «…Торг…» в коммерческом обозначении торговой сети, «…Кофе…» в названии кофейни и т.д.
Обращаю внимание, что такие словесные элементы регистрации не соответствуют п. 1 ст. 1483 ГК РФ, который гласит: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак, как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения».
Различительная способность - способность ассоциировать конкретное слово с конкретным производителем. Потому если в вашем товарном знаке такое слово применяется. то Ваша задача визуально оформить это слово так, чтобы именно ТАКОЕ изображение этого слова у потребителя ассоциировалось с вашим товаром. Это можно сделать при помощи графики, цвета, нового шрифта, или оформление каждой буквы как-то по особенному и.т.д.
Исключение, если у вас есть уже узнаваемый бренд и Вами могут представлены доказательства использования его в течение длительного времени и подтверждения того, что именно ваша продукция ассоциируется с этим словом: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением, и иные сведения.
Простыми словами, вы не сможете зарегистрировать, как товарный знак название компании “Дент-стоматология Спб”. Но если вы поработаете с дизайнером, и он прорисует вам логотип, который будет уникальным, и общеупотребляемое слово “Дент” будет обособлено за счет москота, и других элементов, то это можно считать отличием, а значит может быть зарегистрировано, как товарный знак.
Именно поэтому предпринимателю важно работать с юристом, который специализируется на патенте и авторском праве. Таких нюансов несколько, их нужно знать, а главное - уметь пользоваться. Если вы продвигаете свой инфо-продукт, товар или бренд, задумайтесь о регистрации ТЗ, пока это название не украли или не заняли специально. Этим занимаются “пантентные тролли”.
И наоборот… например,
Вы - юридическое лицо с оригинальным наименованием. Соответственно, выступаете в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Указываете свое фирменное наименование, в том числе на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. У вас даже есть разработанный бренд, пусть и условно (конкретный шрифт, конкретный цвет и т.д.)…
И вдруг появляется конкурент, который регистрирует ваше фирменное наименование в качестве своего Товарного знака.
В моей практике был такой случай:
Причем ко мне, как раз обратился тот самый конкурент. Он утверждал, что в отношении ТЗ патентный поверенный провел “поиск” на предмет совпадений, совпадений не выявил…
Когда проверку проводить начала я, то выяснила, что оба конкурента торгует одним и тем же товаром на территории одного города. Есть юридическое лицо ООО “НЕЧТОТорг”, конкурент, соответственно, зарегистрировал ТЗ “НЕЧТОТорг”.
Владелец ТЗ, таким образом, надеялся, “избавиться” от конкурента. На что я ему пояснила, что он заблуждается.
Если Вы сталкиваетесь с тем, что ваше коммерческое обозначение использовано при регистрации ТЗ вашего потенциального конкурента,
Вы можете, согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, знаку обслуживания, признания недействительным патента на промышленный образец либо полного или частичного запрета использования фирменного наименования или коммерческого обозначения (Под частичным запретом использования понимается:
в отношении фирменного наименования запрет его использования в определенных видах деятельности;
в отношении коммерческого обозначения запрет его использования в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности)».