Найти в Дзене
ТыжИсторик

Откуда у хлопцев испанская грусть

Автор: Александрийский библиотекарь

Всем привет! Видите, над аэродромом повисла зеленая ракета? Пора запускать двигатели и ждать команды на взлет. Сегодня мы с вами в Испании и вот-вот отправимся на штурмовку вражеского аэродрома. Наш полет войдет в историю, обещаю! Это будет самый эффективный удар республиканцев по аэродрому сторонников генерала Франко.

Истребители И-15 республиканцев сбили франкистский Не51. Рисунок из интернета
Истребители И-15 республиканцев сбили франкистский Не51. Рисунок из интернета

Но пока есть немного времени, введу в курс дела. И да, сегодня будет мало юмора и много букв. Но оно того стоит. Испанские события у нас едва знакомы «широкому читателю».

Откуда у хлопца испанская грусть

- в лучшем случае вспомнит кто-нибудь с усмешкой. Вот уж поистине неизвестная война… Так вот. В Испании уже год бушует своя гражданская. На стороне законного правительства сражаются, в том числе, летчики из Советского Союза. Формально – добровольцы. Впрочем… Авиационный инженер Иван Прачик вот так вспоминает весну 1937-го и своего командира в Белоруссии Евгения Птухина:

Недели через две после первомайских праздников комбриг подзывает меня и, чтобы никто не слышал, шепчет:
- Иван Андреевич, меня приглашают в Москву, в управление ВВС. Не знаю зачем, но догадываюсь: видимо, туда.
Птухин уехал - сначала в Москву, а оттуда в Испанию.
Генерал-лейтенант авиации Евгений Птухин. Фото из интернета
Генерал-лейтенант авиации Евгений Птухин. Фото из интернета

Больше похоже на приказ, чем на добровольное отбытие. Да и полное отрицание поначалу в советской печати присутствия в Испании своих военных тоже наводит на мысли, что называется. Впрочем, люди тогда были другими: и сами проявляли инициативу, и с энтузиазмом выполняли любое поручение партии и правительства.

Советские летчики-истребители в Испании. Фото из интернета
Советские летчики-истребители в Испании. Фото из интернета

В далекий край товарищи улетали целыми эскадрильями. Вот Прачик в марте 38-го встречает на испанском аэродроме очередное пополнение:

Большинство из вновь прибывших - сослуживцы по 142-й бригаде. Я пересчитал их, не веря своим глазам, - семнадцать человек! Майор Ф. Родин, капитаны И. Анищенко, А. Лантух, старшие лейтенанты И. Колосков, П. Пятин, лейтенанты В. Бобров, Д. Воропаев, М. Емельянов, Н. Жердев, Г. Когрушев, И. Мартыщенко, В. Михайлов, А. Панов,Н. Ливанский,А. Ярковой, С. Яшин, А. Сироченко.
- Собираюсь в Москву и говорю родным: «Я, наверное, из столицы буду направлен на Север. Авиация начала освоение белых пятен Ледовитого океана», - смеясь от радости, рассказывал Федор Родин, - а меня спрашивают: «Какое отношение военная авиация имеет к этим самым пятнам?» «А такое, - говорю, - что военного куда пошлют, туда и пойдет без рассуждений». «На сколько?» - интересуются. «Рассчитывайте на годик!» - этак лихо козыряю и щелкаю каблуками, как перед командиром.
Старший инженер авиабригады Иван Прачик незадолго до командировки в Испанию. Фото из интернета.
Старший инженер авиабригады Иван Прачик незадолго до командировки в Испанию. Фото из интернета.

В общем, прибыли. На календаре октябрь 1937 года. Как раз в это время в штабе республиканских ВВС узнали, что недалеко от Сарагосы, на аэродроме Гарапинильос, франкисты нагнали кучу авиации – в основном истребителей. Всего, как говорят, то ли восемьдесят, то ли вообще больше ста машин. Одному нашему мемуаристу и совсем не очевидцу спустя десятилетия там виделись исключительно «мессершмитты» - такое впечатление они произвели уже по Испании. Но на самом деле "на точке" в основном сидели итальянские «сверчки» - «фиаты» CR.32. Они тоже много хлопот доставляли и испанцам, и советским асам: по скорости обходили И-15-е, по маневренности немногим уступали И-16-м. А два пулемета калибра 12,7 мм позволяли итальянцам чувствовать себя в воздухе весьма уверенно: на наших самолетах стояли ПВ и ШКАС, а это 7,62 мм.

Истребитель Fiat CR.32 авиации франкистов. Фото из интернета
Истребитель Fiat CR.32 авиации франкистов. Фото из интернета

Понятно, что скопление авиации на Гарапинильосе на совещании у Главкома республиканских ВВС Сиснероса оценили как подготовку врага к большой операции. И решили опередить. План и детали операции, которую незатейливо назвали «Ход конем», разработали исключительно советские военспецы – Птухин сотоварищи. Участник того рейда испанец Франсиско Мероньо тоже отдает должное замыслам "камарадос совьетико":

Птухин, военный советник министра авиации республиканской Испании генерала Идальго де Сиснероса, хорошо осведомлен о готовящемся ударе и разрабатывает планы противодействия вражеской авиации.
Республиканский летчик-истребитель Франсиско Мероньо Пелисер в 1937 году. Фото из интернета
Республиканский летчик-истребитель Франсиско Мероньо Пелисер в 1937 году. Фото из интернета

Республиканцы были уверены: времени практически нет. Поэтому вылет спланировали очень быстро, в считанные часы. 14 октября срочно созвали всех командиров истребительных эскадрилий, которые были под рукой.

Я выехал в Каспе. В штабе уже находились командир истребительной группы Иван Еременко, командир эскадрильи И-15 Анатолий Серов, командир испанской эскадрильи И-15 Чиндосвиндо, командиры эскадрилий И-16 Борис Смирнов, Иван Девотченко, Мануэль Сараус, Григорий Плещенко. Генерал Сиснерос принял летчиков дружески. Предоставил слово своему старшему советнику Евгению Саввичу Птухину. Он четко изложил план операции. Она выглядела необычно и по новизне, и по смелости тактического замысла. Речь шла о штурмовке аэродрома противника исключительно силами истребительной авиации!

Это вспоминает тогдашний комэск И-16-х Александр Гусев.

Полковник Александр Гусев после командировки в Монголию - она была после Испании. Фото из интернета
Полковник Александр Гусев после командировки в Монголию - она была после Испании. Фото из интернета

Всего к операции привлекались 20 И-15 («чато», «курносый» у республиканцев), причем, часть несла мелкие бомбы и зажигательные пули, а также 44 «чистых» истребителя И-16 («моска», «мошка»). Роли участников были расписаны от и до: где и какие цели, откуда ждать зенитный огонь, в какую сторону уходить после атаки. Как в учебнике.

Полковник Анатолий Серов после испанской командировки. Фото из интернета
Полковник Анатолий Серов после испанской командировки. Фото из интернета

По плану эскадрилья Анатолия Серова наносит удар по самолетам на стоянках. Летчики Гонсалеса Чиндосвиндо подавляют зенитки, уничтожают топливохранилища и склады бомб. Всего предписывались выполнить 2-3 захода – и срочно домой. Правда, на месте авиаторы малость увлеклись и штурмовали цели не менее 5-6 раз. Серов даже предусмотрел проведение поисково-спасательной операции:

Если кто будет подбит, спустится на парашюте или вынужденно сядет - Антонов, Степанов или Финн садятся рядом и на крыле вывозят попавшего в беду летчика; остальные их прикрывают.

Как это сделать на глазах у противника – вопрос, конечно, открытый. Но на деле спасать никого не понадобилось. Еще пять эскадрилий - Девотченко, Смирнова, Плещенко, Сарауса и Гусева на «москах» - прикрывают ударную группу. А если врага в небе не будет, то и сами обстреливают цели на земле. По советским данным, сделать «Ход конем» было поручено Ивану Еременко, который возглавлял истребительную группу Северного фронта. Испанцы уверяют, что всем руководил командир 26-й группы Хуан Хосе Армарио Альварес…

Республиканские летчики возле истребителя И-15. Фото из интернета
Республиканские летчики возле истребителя И-15. Фото из интернета

В общем, все готово. Но начать вылет этим же вечером помешал внезапный ливень. Штурмовку перенесли на раннее утро следующего дня. И вот 15 октября, время 05:42. В небе - две зеленые ракеты. Это сигнал на взлет. Поехали, как говаривал Марк Галлай, а за ним и Гагарин. Чтобы отвлечь вражеские зенитки и возможные перехватчики, по целям в районе Сарагосы прямо перед налетом истребителей разгрузилась эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ под командованием Александра Сенаторова.

Бомбардировщик СБ ("катюшка") в Испании. Фото из интернета
Бомбардировщик СБ ("катюшка") в Испании. Фото из интернета
Взлетаем, собираемся и с набором высоты направляемся к месту встречи всей группы. С двух сторон идут сюда же две эскадрильи И-16. Ниже нас группа Серова. На Гарапенильос (так у автора, через "е"! - А. Б.) идем кратчайшим путем. Проходим линию фронта. Эскадрилья Анатолия Серова идет на снижение. За ней - Ивана Девотченко, ведомая командиром группы истребителей Иваном Еременко. Аэродром уже виден. На летном поле разместились самолеты. Враг не ждет нас. Расчет командования на внезапность полностью оправдался. Дело за ребятами Анатолия Серова. На фюзеляжах «фиатов» будто заиграли солнечные зайчики. Но это не блики света. Это следы трассирующих и зажигательных пуль. Машины неприятеля вспыхивают, горят, разлетаются, разваливаются, словно игрушечные. На аэродроме разлилось огненное море. В нем вздымаются валы новых взрывов. Рвутся бомбы, подвешенные под крыльями бомбардировщиков. Вот это штурмовка! После посадки около КП шумный клуб пилотов. Каждому не терпится поделиться своими впечатлениями. Позвонил Анатолий Серов. Он сердечно благодарил нас за прикрытие. Потом мы звонили Девотченко и Смирнову, Плещенко, Сараусу. Нам звонили из других эскадрилий. Тоже поздравляли, завидовали по-хорошему.

Это Александр Гусев. Франсиско Мероньо, который летал на И-16 тоже в прикрытии ударной группы, описал картину с южным темпераментом:

За короткое время вражеский аэродром весь в дыму и пламени, взрывы цистерн с горючим так сильны, что вздрагивают плоскости наших машин.
- Хороший урок мы им дали! - восклицает капитан Агирре, облизывая запекшиеся губы.

Но самым живописным налет на Гарапинильос вышел у человека, который участия в испанской войне не принимал и изложил всю историю в середине 80-х. Ветеран советских ВВС Сергей Шингарев:

Первая цель - стоянки «мессершмиттов». «Чатос» с ходу ринулись вниз. Рассветный воздух разорвали пулеметные очереди. Огненным вихрем эскадрилья промчалась над аэродромом. Развернувшись и набрав высоту, «чатос» устремились к северной границе аэродрома, где стояли бомбардировщики. Там, где только что пронеслась эскадрилья, клубится дым и бушует пламя. И все же два «мессершмитта» попытались подняться в воздух. Тот, что оторвался от земли, попал под трассы «чато» Антонова. Горящим метеором он обрушился на стоянку «юнкерсов». Второго «мессера» пригвоздил к земле Илья Финн. «Чатос» всаживают в гофрированную коробку длинные очереди. И вдруг - взрыв. Ангар раскалывается. Из более сотни фашистских самолетов, находившихся на аэродроме, восемьдесят уничтожены, а остальные сильно повреждены. Сгорели склады горючего и боеприпасов».

Ну? Есть упоение в бою?.. Восемь десятков уничтоженных "мессеров" и "юнкерсов" Шингарев насчитал со ссылкой на некоего немецкого летчика, майора Пиюта. Летал он, естественно, на "мессершмитте", был сбит и взят в плен в тот же день, 15 октября, - сообщает нам Сергей Исидорович.

Пара И-15 штурмует колонну франкистов. Рисунок из интернета
Пара И-15 штурмует колонну франкистов. Рисунок из интернета

На обратном пути "москас" штурманули колонну техники на шоссе - все было как на картинке выше, только атаковали И-16, поскольку "чатос" летели пустыми, расстреляв по основной цели все патроны до железки.

А теперь подводим итоги. Участник налета Александр Гусев говорит, что на Гарапинильосе советские и испанские летчики уничтожили около пятидесяти самолетов, а остальные требовали серьезного ремонта. Франсиско Мероньо цифр не называет, у него вообще минимум конкретики. В публикациях 60-80-х годов, написанных далеко не очевидцами, уничтоженными числятся и шестьдесят, и семьдесят самолетов франкистов. Чего их, супостатов жалеть, короче!.. А в республиканских документах, составленных сразу по итогам налета, указано, что на земле летчики наблюдали двадцать шесть очагов пожаров. Из чего командование сделало вывод об уничтожении примерно тридцати вражеских самолетов. Что, кстати, весьма немало. И мне это кажется наиболее близкой к реальности цифрой. Впрочем, мы еще вернемся к потерям франкистов.

Закончен очередной боевой вылет. Фото из интернета
Закончен очередной боевой вылет. Фото из интернета

Начало атаки было в 5:57. А к 7 утра все участники налета благополучно вернулись на свои аэродромы. Потерь не было. Пробоины получил один республиканский «чато». Вот что значит, правильное планирование и внезапность! Кстати. И советские спецы, и испанцы ожидали, что противник захочет расплатиться с лихвой за позор. Поэтому наши быстренько перегнали истребители на запасные точки. Мероньо пишет, что испанцы тоже поглядывали в небо, обсуждая результаты вылета.

Проходит не очень много времени, и в отдалении возникает шум, похожий на гул моторов летящих самолетов. Вдруг взрывается сигнальная ракета тревоги. Но уже поздно. Первые попадания бомб выводят из строя взлетную полосу, затем враг засыпает бомбами весь аэродром.

В общем, дым, вонь, а потом огонь. Под ответный удар попали два аэродрома беспечных испанцев. Но не хватайтесь за сердце. Поврежденных самолетов и на сей раз не было.

Франкисты наносят ответный удар. Фото из интернета
Франкисты наносят ответный удар. Фото из интернета

А на Гарапинильосе франкисты тем временем выбрались из укрытий, отряхнули пыль и подвели итоги. Официально вышло так: уничтожено шесть истребителей CR.32, три транспортника и бомбардировщика Ju52, а также тройка ближних разведчиков и легких бомберов He46.

То есть, всего франкисты признали безвозвратную потерю двенадцати машин. Естественно, масса самолетов в той или иной степени была повреждена. Но, видимо, это не вся история. В советских книгах об Анатолии Серове говорится, что Муссолини прислал на аэродром следственную комиссию. И даже вроде бы лично приказал расстрелять двадцать зенитчиков, которые прохлопали налет. Стало быть, ущерб мог быть куда серьезнее. Ну, вы уже поняли: я, например, за те самые примерно три десятка, как в документах. Чем не повод для комиссии и расстрела? Если он был, конечно... Тем более, что очень пострадала и аэродромная инфраструктура Гарапинильоса.

Летчики И-16, прикрывавшие Серова и Чиндосвиндо, находясь выше, ощущали, как от взрывов на земле вздрагивали их самолеты, а дым пожаров был виден с аэродрома Каспе, расположенного почти в 90 км от места события.
С победой, камарадос! Фото из интернета
С победой, камарадос! Фото из интернета

А иногда бывало и так...

И не забывайте подписываться на телеграм-канал!