На данной экскурсии я была с группой.
Маршрут начинается у метро "Чкаловская", далее Чкаловский проспект, Лахтинская улица, улица Ленина, Большой проспект ПС, Большая Пушкарская улица, снова улица Ленина, Кронверская набережная, Александровский парк.
Петроградская сторона как район СПб появилась в 1703 году, когда на Заячьем острове заложили Петропавловскую крепость, вокруг которой стал разрастаться посад. И называлась она тогда Петербургской стороной.
В 1914 году Николай2 переименовал СПб в Петроград, и Петербургская сторона стала Петроградской.
Центр города еще при Петре1 стал формироваться на левом берегу Невы, а Петроградская сторона была правобережной окраиной.
Здесь знатные особы строили свои загородные резиденции. А также здесь находились слободки ремесленников, промышленные предприятия, которым не было места в центре города.
Активная застройка жилых кварталов на Петроградской стороне началась после открытия в 1903 году постоянного Троицкого моста, который соединил центр города с Петроградской стороной. Здесь появились доходные дома и общественные здания.
Сейчас Петроградский район состоит из нескольких островов дельты Невы: Заячьего, Петроградского, Аптекарского, Петровского, Крестовского, Каменного, Елагина.
Изначально строительство домов было хаотичное. При строительстве дорог дома не сносили, а огибали их. Так и до сих пор на Петроградке кривые улицы огибают дома. Разительный контраст с Васильевским островом, где все улицы идут четко параллельно и перпендикулярно.
В конце 18 века на Петроградской стороне, которая была застроена деревянными жилыми домами, жила молодая семейная пара - Андрей и Ксения. Они очень любили друг друга. Но вскоре Андрей умирает, а Ксения, переодевшись в мужской костюм, начинает именовать себя Андреем.
Это история про Святую Ксению Петербургскую, жившую на улице, которая теперь называется Лахтинская. А раньше довольно продолжительное время ее называли улицей Андрея Петрова (именем мужа Ксении).
Точные годы жизни Ксении Петербургской не известны.
В 2017 году на ул. Лахтинская, 17 была построена церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской. Есть гипотеза, что именно на этом месте стоял ее дом. Но есть и другая, более правдивая гипотеза, что дом ее стоял на углу нынешней Лахтинской и Большого проспекта ПС. И изначально именно там планировали строить церковь, но в результате победил бизнес и там выстроили торговый центр.
Напротив церкви стоит дом-страшилка архитектора Александра Лишневского. Александр Лишневский проектировал в Петербурге с 1902 года. Широкой публике он известен как автор дома с башней на Пяти углах.
В 1911 году Мефистофель на фронтоне доходного дома никого не удивил. К тому моменту Лишневский уже успел построить Дом городских учреждений, украшенный вампирами, грифонами, химерами и прочими чертями.
Некоторые специалисты считают, что Лишневский, придумывая демона, вдохновился лицом загримированного Ф. Шаляпина в образе Мефистофеля из оперы "Фауст".
В августе 2015 года горельеф с фасада дома был сбит. Все случилось из-за того, что напротив строили церковь Ксении Петербургской. Соседство Мефистофеля с церковью некоторым жителям показалось неправильным и горельеф решили уничтожить. Ответственность за это взяли на себя казаки Петербурга. Было заведено уголовное дело.
Обломки пролежали 6 лет в полиции.
Скульптуру Мефистофеля вернули на место в декабре 2023 года во время реставрации дома.
Если пройти через двор рядом с церковью на другую параллельную улицу, то мы попадём к дому, где провела последние годы жизни Анна Ахматова.
В 1961 году в Ждановском районе Петроградской стороны Литературным фондом был построен дом, где поселились ленинградские писатели, нуждавшиеся в жилье. Ахматова получила здесь квартиру вместе с Ириной Пуниной и Анной Каминской (дочерью и внучкой ее гражданского мужа Николая Пунина).
Ахматова прожила в этом доме пять последних лет своей жизни.
А мы возвращаемся на Лахтинскую.
Осенью 1906 года Александр Блок и его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева сняли квартиру в доходном доме Тимофеева на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге (дом 3, кв. 44).
"Это случилось осенью 1906 года. Квартира — „демократическая“ найдена была на Лахтинской улице, в четвертом этаже. В трех небольших комнатах Блоки устроились уютно. Вещей у них было немного, средства были крайне скудные, но вся атмосфера их жилья дышала обычной милой своеобразностью. Целый ряд стихов II тома вызван впечатлениями этого „демократического“ обихода: „На чердаке“, „Окна во двор“, „Хожу, брожу понурый“, „Я в четырех стенах“ и т. д. В первую половину той же зимы написана и пьеса „Незнакомка“, навеянная скитаниями по глухим углам Петербургской стороны. Пивная из „Первого видения“ помещалась на углу Геслеровского переулка и Зелениной улицы. Вся обстановка, начиная с кораблей на обоях и кончая действующими лицами, взята с натуры…». (М.А. Бекетова)
Окна квартиры, которую снимал А.Блок, выходят во двор, о чем Блок и написал: «Одна мне осталась надежда: смотреться в колодезь двора...».
2 декабря 1890 года Василеостровский отдел Общества попечения о бедных и больных детях открыл Приют для детей-калек и паралитиков на улице Лахтинской, в двухэтажном домике с садом. Учреждение предназначалось для детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Приют существовал на средства частной благотворительности и обеспечивал детям лишь кров и питание. В нём находились дети с различными физическими недугами: костно-суставным туберкулёзом, последствиями тяжёлых повреждений, врождёнными пороками развития опорно-двигательного аппарата, рахитом.
В 1904 году к участию в работе приюта был приглашён Генрих Иванович Турнер, основоположник отечественной ортопедии, начальник ортопедической клиники Военно-медицинской академии. Он безвозмездно оказывал детям хирургическую помощь и достиг значительных результатов в исправлении их физических недугов.
К 1916 году на соседнем с Лахтинской улицей участке Общество попечения о бедных и больных детях «Синий Крест» построило большой доходный дом. После революции шестиэтажное каменное здание было целиком отдано приюту и стало обеспечиваться средствами государства.
В 1932 году приют был преобразован в Научно-исследовательский институт детской инвалидности им. Г. И. Турнера, который стал организационным и методическим центром борьбы с детской инвалидностью в стране.
Сейчас в здании приюта находится Детский ортопедо-травматологический учебно-лечебный центр Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера. Основные современные корпуса института находятся в Пушкинском районе Петербурга.
А мы выходим к Большому проспекту ПС.
По другую сторону Большого проспекта ПС от торгового центра виднеется здание кирпичного цвета. Это - бывшая Введенская гимназия. Это старейшее учебное заведение Петроградской стороны ведет свою историю с 1781 года.
Самым знаменитым учеником гимназии был Александр Блок, учившийся в ней с 1891 по 1898 год.
В советское время здесь располагалась сначала средняя школа, потом ПТУ.
В 1990-х годах здание пришло в аварийное состояние и было полностью перестроено в гостиничный комплекс.
Выходим к улице Большая Пушкарская.
Дома 30 и 32 по этой улице.
Домик 32 до недавнего времени можно было считать гордостью Петроградской стороны. Он своим видом напоминал о подлинной, уютной и патриархальной Петроградской стороне конца 19 века. Но в сер. 2010 г. г. была надстроена мансарда, которая полностью изменила структуру фасада дома.
Оба участка 30 и 32 с 1860-х г. г. Принадлежали купцу Петру Ивановичу Шорохову, а затем его сыну Петру Петровичу Шорохову.
Отец и сын Шороховы были потомственными почетными гражданами СПб, депутатами Государственной думы, председатели нескольких благотворительных обществ, старостами Матвеевской церкви, владельцами нескольких доходных домов и общественных бань, попечителями Введенской гимназии.
Изначально для себя был построен дом 32. Потом в 1877-1878 г. г., был построен дом 30 как доходный.
А мы доходим до нарядного дома купцов Колобовых на улице Ленина.
Доходный дом купцов Колобовых, расположенный на пересечении улицы Ленина и Пушкарского переулка, был возведен в 1910 году по проекту талантливого зодчего Сергея (Цалека) Гингера. Здание выполнено в стиле эклектики и необарокко, что уже само по себе говорит о самобытности и независимости вкусов его владельцев – ведь в те времена в моде был модерн. В роли заказчиков выступили знаменитые петербургские купцы-миллионеры Николай и Федор Колобовы.
Есть предположение, что убранство фасада в стиле растреллиевского декора было выбрано неслучайно, а в связи с расположенной по соседству Матфиевской церковью, выполненной в стиле барокко – таким образом получался единый ансамбль.
Затейливая планировка, необычный треугольный двор со стороны переулка и претенциозный курдонер со стороны улицы Ленина, эркеры, поддерживаемые фигурами атлантов, кариатиды на лоджии – все это не может не вызывать восхищение фантазией заказчиков и архитектора.
В 1912-м этот проект был признан лучшим в конкурсе городских фасадов.
Купцы Колобовы – люди уникальные. В начале прошлого века они были невероятно богаты, имея в Петербурге четыре десятка (!) доходных домов. И это не считая их основного семейного бизнеса – лесопильного завода на Малой Невке.
Особенно интересным человеком был Федор Николаевич Колобов. Почетный гражданин Санкт-Петербурга, староста церковного прихода и купец 1-й гильдии, он имел властный и твердый характер – такой, что окружающим было достаточно лишь одного его строгого взгляда, чтобы беспрекословно подчиниться. Вместе с пожилой матерью и младшим братом Николаем, который на тот момент был еще подростком, он приехал в Петербург из Рязанской губернии в 1880-х. Здесь Колобовы купили лесопилку на деньги, вырученные от продажи старой баржи, а точнее, дров, на которые ее предварительно разобрали. Именно с этого рискованного, казалось бы, вложения и начала развиваться их будущая империя, сделавшая впоследствии братьев миллионерами.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120319/42487/
Федор Колобов был известным в Петербурге благотворителем. Во время Первой Мировой он организовал на территории Спасо-Преображенского Колтовского храма Союз прихожан для помощи воинам и их семьям, руководила которым его супруга Анастасия. Здесь же работали как волонтеры и его дочери.
В 1908–1914 годах в городе на Неве были отстроены целые «колобовские» кварталы доходных домов. Был у братьев и свой отдельный особняк на набережной Малой Невки, на первом этаже которого располагалась администрация их лесопильного завода. Напротив этого здания купцы, будучи заядлыми книголюбами, выстроили собственную библиотеку. Николай Колобов коллекционировал редкие, старинные книги и рукописи (например, в числе его раритетов были копии «Мертвых душ» и «Путешествия из Петербурга в Москву»). Самое раннее же из собранных им изданий датировалось пятнадцатым веком.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120319/42487/
После революции Федор не уехал за рубеж, а поступил стоически – передал все свои доходные дома советской власти и сам остался в городе. Крупный завод Колобовых был также национализирован. Новые власти, в свою очередь, бесцеремонно выселили купца из его особняка, и свои последние дни богатейший некогда житель Санкт-Петербурга доживал в тесной коммуналке, которую ему с семьей выделили в одном из его же доходных домов на Большой Зелениной улице. Теперь все здания Колобовых стали либо помещениями для советских контор, либо обычными многоквартирными домами, заселенными пролетариями.
Отошла советскому государству и библиотека, которую Колобовы также передали новой власти добровольно. Часть ее ценнейших книг была перевезена в библиотеку Академии Наук, еще часть попала в Публичную библиотеку, а также в отдел рукописей Пушкинского Дома.
Интересно, что у Федора Колобова имелись крупные счета за рубежом и при желании он мог сразу после революции покинуть Россию, обеспечив себе и семье безбедное существование на чужбине. Однако бывший купец предпочел остаться в нищете, но не покидать родину. Вся его жизнь в советский период была олицетворением стойкости и покорности судьбе.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120319/42487/
Младший брат поступил по примеру старшего: остался на родине и закончил свои дни в бедности, ни разу не пожалев о том, что не уехал из России.
Дом-дворец в Пушкарском, естественно, также отошел государству. Кстати, еще более печальной оказалась судьба архитектора этого здания. После революции Гингер продолжал работать, проектируя дома для рабочего класса и оборонительные сооружения, и даже преподавал, но в 1933 году все изменилось: его как «антисоветчика-вредителя» предали суду и выслали в Томск, а четыре года спустя приговорили к расстрелу.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120319/42487/
Пройдя немного вперед оказываемся перед зданием Сытного рынка.
Первоначально рынок находился на территории Троицкой площади, но после пожара 1710 года он был переведен подальше от городских построек, на Козье болото (так называлось это место).
Рынок сначала назывался Обжорный. Происхождение названия связывают с тем, что он был местом торговли горячей едой в харчевнях, с лотков и вразнос.
Потом рынок был переименован в Сытный.
Новое название появилось не сразу: первое время рынок называли по-разному, кто по старому Обжорный, кто Сытный, кто Ситный.
Впоследствии возникло несколько версий происхождения названия рынка. На рынке торговали мукой, просеивая ее через сита, а также торговали самими ситами. Отсюда "Ситный".
Есть версия, что Сытный назван от слова "сыта" - вода, подслащенная медом, что продавалась на рынке.
Также, согласно легенде, название рынка появилось с легкой руки А. Д. Меншикова, который часто бывал на рынке, угощался пирожками с зайчатиной и каждый раз восклицал: "Как сытно!"
Сытный рынок с момента своего основания служил одной из городских площадок для публичного оглашения царских указов.
В правление Анны Иоановны площадь Сытного рынка стала одним из мест публичных казней.
Переходим Кронверкский проспект и оказываемся в Александровском парке.
В декабре 1900 года в Петербурге в Александровском парке открыли здание Народного дома, получившее название "Народный дом имени императора Николая2 Петербургского городского попечительства о народной трезвости".
Народным домом в дореволюционной России называли общедоступное культурно - просветительское учреждение, появились они в конце 80-х годов 19 века, а особенно распространились после 1905г.
Здание Народного дома делилось на три части.
В центральной части, увенчанной стеклянным куполом, размещались большое фойе и вестибюль. Левую часть занимал драматический театр на 1250 мест. Правая часть использовалась для народных гуляний.
В советское время здание было перестроено, но также использовалось и используется сейчас под развлекательные цели, - театры, мюзик-холл, планетарий.
Завершаем мы нашу экскурсию на площадке Александровского парка, которая называется "Петербург в миниатюре". Здесь представлены уменьшенные модели большинства достопримечательностей города.