Среди забытых имён культуры XIX века особое место занимает личность Яна Грейма – талантливого художника, чья короткая, но яркая жизнь стала символом трагедии творческой личности, сломленной болезнью. Этот юноша из Каменца-Подольского сумел вырасти до признанного мастера европейского уровня, но его художественная карьера оборвалась в расцвете лет из-за туберкулеза – болезни, которая в XIX веке уносила жизни многих талантливых людей.
Ранние годы: детство в творческой семье
Ян Грейм родился 24 июня (6 июля по новому стилю) 1860 года в Каменце-Подольском в семье, которая стала важной частью культурной жизни Подолья. Его отец, Михал Грейм (1828-1911), был выдающейся фигурой своего времени: он работал фотографом, художником, реставратором, коллекционером, нумизматом, основателем первой фотостудии на Подолье.
Михал Грейм приехал в Каменец-Подольский из Варшавы в 1852 году как опытный печатник и фотограф – новой на тот момент профессии. Сначала он работал в губернской типографии, а позже стал её управляющим. В 1872 году выкупил фотографическую мастерскую Иосифа Кордыша и открыл собственное фотоателье, ставшее культурным центром города. Семья Греймов была большой и творческой. Помимо Яна, в семье было ещё четверо детей: старший сын Иосиф, серьёзно занимавшийся музыкой, младший сын Феликс, и дочери Модеста и Вергилия. Обе дочери также обладали художественными способностями. Атмосфера семейного дома способствовала развитию творческих талантов детей – здесь сочетались любовь к искусству, уважение к науке и глубокое понимание истории родного края.
Первые шаги в искусстве
Художественный талант Яна проявился очень рано. Уже в третьем классе гимназии он получил похвальный лист Петербургской академии художеств за рисунок Пресвятой Девы Марии, выполненный с гипсового слепка. Этот ранний успех стал первым свидетельством необыкновенного дара юноши.
Особенно интересна фотография, сделанная отцом 30 августа 1874 года, когда Яну было всего 14 лет. На ней изображена первая модель молодого художника – «Еврей из Подолии».
Собственная подпись Михала Грейма на снимке гласит: «Первая модель для рисунка моего так рано угасшего сына Яся».
Pierwszy Model rysunkowy mego ukochanego a przedwcześnie zgasłego syna Jasia
На снимке можно увидеть руку 14-летнего Яна, увековечивающего портрет модели.
Эта фотография стала символическим свидетельством начала художественного пути будущего мастера. Кроме рисования, Ян также учился игре на скрипке, что свидетельствует о его разносторонней творческой натуре. Художественные способности юноши в гимназии развивал учитель Вольский.
Решающую роль в жизни Яна Грейма сыграл польский художник Титус Малешевский (1827-1898), автор знаменитого портрета Николая Коперника с гелиоцентрической системой в руках. Пребывая в гостях в Каменце-Подольском, Малешевский разглядел талант юного Грейма. Вместе с врачами Юзефом Ролле и К. Пшиборовским он убедил родителей отправить сына учиться в Петербургскую академию художеств. Доктор Юзеф Антоний Ролле (1830-1894) был выдающейся личностью Подолья – врачом-невропатологом, доктором медицины, историком, писателем. Он учился у самого Зигмунда Фрейда и стал автором многих работ по истории медицины и истории. Именно благодаря поддержке таких влиятельных личностей Ян Грейм получил возможность получить лучшее на тот момент художественное образование в Европе.
Обучение в Петербургской академии художеств
В 1875 году Ян уехал в Варшаву, где пробыл до мая 1876 года. С 1877 года Ян учился в Петербургской академии художеств – сначала вольнослушателем, затем студентом. Он получил стипендию Польского королевства и за годы учёбы был неоднократно отмечен медалями. Как стипендиат Польского королевства, Ян учился там до 1882 года – сначала один год как вольный слушатель, затем как действительный студент. Его успехи не заставили себя ждать. В феврале 1879 года он получил малую серебряную медаль за серию рисунков, посвящённых видам родного Каменца-Подольского. Это была первая из многих наград, которые он получил во время учёбы.
Русские ворота. Рисунок акварелью
В фондах Каменец-Подольского государственного исторического музея-заповедника сохранилось восемь рисунков Яна Грейма, семь из которых выполнены на экзаменах в Петербургской академии. Эти произведения выполнены в классической академической манере, с подчёркнутой точностью и вниманием к анатомии, пропорциям, светотени. Среди этих работ – гипсовые фигуры: «Гермес с Дионисием» (8 апреля 1878) и «Венера Милосская» (21 марта 1880); этюды натурщиков: две композиции из двух фигур (19 апреля 1880) и три однофигурных композиции (22 декабря 1879, 23 февраля 1880 и 20 декабря 1880). Все эти работы объединяют характерные черты: подпись автора в рельефной ахроматической манере и ярко-красный штамп.
«Два натурщика». Ян Грейм
Учебный рисунок Яна Грейма
Мюнхенский период и возвращение в Петербург
В 1883 году, из-за ухудшения здоровья, Ян Грейм был вынужден покинуть Петербург для лечения туберкулёза за границей. В течение этого года он учился в Мюнхенской академии художеств под руководством А. Вагнера. Этот короткое обучение позволило ему познакомиться с немецкой художественной школой и расширить творческий кругозор.
В 1884 году Ян вернулся в Петербург и получил новые награды. Всего за время учёбы Ян получил восемь серебряных медалей (три большие и пять малых) и одну малую золотую – за конкурсную картину «Дедал и Икар».
Во время пребывания в Санкт-Петербурге Ян копировал, частично для заработка, частично для совершенствования техники рисунка, произведения мастеров, в том числе испанских. Это была обычная практика для студентов академии, помогающая улучшить техническое мастерство.
Творческая деятельность: темы и стилистика
Несмотря на короткий творческий путь, Ян Грейм успел создать значительное количество разнообразных работ. Он активно писал маслом, акварелью, создавал рисунки жирной мелкой и карандашом. Его творчество можно разделить на несколько основных направлений.
Религиозные композиции
Он создал множество работ на евангельские темы: «Обручение Пресвятой Девы Марии», «Св. Иосиф с Младенцем Иисусом», «Плат Вероники», «Св. Пётр исцеляет слепого», «Снятие с креста», «Христос в гробу», «Св. Антоний». Два последних произведения были созданы для армянского костёла в Каменце.
Исторические и мифологические сюжеты
Наиболее известная работа – «Дедал и Икар» (1885), удостоенная академической золотой медали. Среди других: «Голгофа» (1883), «Моисей», «Отаман Кольцо» (обе 1884), «Иван Грозный» (1880). Последняя хранится в Национальном музее Кракова и имеет особое значение: художник подарил её доктору Ролле с дарственной надписью, написанной рукой самого Яна: «Вельможному господину др. А. Ролле, достойному почитания наставнику на пути к труду по двойной дороге… благодарный до смерти Ян Грейм. Каменец-Подольский, 31.07.1880 г.». На ней изображена расписанная фресками зала с изображениями святых на своде, где происходит драматическая сцена: царь в гневе, выскочив из-за стола, ударил собеседника и стоит над его лежащим телом, держа в руке жезл.
«Иван Грозный». Ян Грейм. 1880 год
Портретная деятельность
Ян часто писал портреты известных в Каменце лиц. Сохранился его карандашный портрет Антония Й. Ролле (1881). Работа выполнена в светотеневой живописной манере и отличается тонкой передачей психологии модели.
Антоний Й. Ролле. Рисунок Яна Грейма
Портрет Карла Пшиборовского. Ян Грейм
Иллюстративная деятельность
Активно занимался Ян и иллюстрацией. Он создал девять картонов для музыкального произведения Ф. Давида «Пустыня», пять иллюстраций к поэме «Подолье» М. Гославского.
Иллюстрация к роману «Князь Серебряный» Л. Толстого
Особого внимания заслуживает сотрудничество с польской газетой «Kłosy», которая в 1884 году опубликовала ксилографии Ф. Шиманского, созданные по рисункам Яна Грейма. Среди опубликованных работ были «Отроки», «Днестровские пороги», «Могилёв над Днепром» и «Ладава», «Пановцы над Смотричем», «Крепость в Хотине».
«Руины замка в Пановцах». Ян Грейм. 1879 год.
«Жванец»
«Крепость в Хотине», рисовал Ян Грейм. 1881 год
«Замок в Отрокове»
Портрет молодого художника был включён в список авторов-художников, сотрудничающих с журналом.
Признание и выставки
Картины Яна Грейма экспонировались на престижных выставках того времени: в Мюнхене и Варшаве (1883), Кракове (1887), а после его смерти – в Варшаве на ретроспективной выставке 1898 года. Эти экспозиции сформировали мнение о нем как о художнике с живой фантазией и профессиональной техникой.
Львовская художественная галерея имеет композиции «Вид замка над морем» (масло), «Два всадника в бою» (масло, 1884), «Голова собаки» (акварель, 1876), «Историческая сцена», «Герб» (акварель), «Этюды человека» (акварель), альбом из восьми рисунков 1884 года, комплект из 38 рисунков периода 1872–1885 годов (среди которых автопортрет 1881 года), пять рисунков из детства.
«Всадник». Ян Грейм. 1880-86
«Сцена из Древнего Рима». Ян Грейм
Болезнь и преждевременная смерть
Самой трагической страницей биографии Яна Грейма стала его борьба с туберкулёзом – болезнью, которая в XIX веке считалась практически неизлечимой. Климат Петербурга оказался вредным для здоровья молодого художника и он был вынужден оставить учёбу для лечения.
В феврале 1885 года Ян вернулся в Каменец под родной кров. Там 5 декабря (17 декабря по новому стилю) 1886 года молодой, полный самых прекрасных надежд, из-за неизлечимой болезни ушёл из жизни в возрасте всего 26 лет. Его похоронили на Польскофольварецком кладбище.
Две дочери Михала Грейма (Модеста и Вергилия) у могилы матери и братьев.
Смерть Яна стала огромной трагедией для семьи Греймов. Михал Грейм, который с гордостью следил за успехами сына, не смог смириться с его потерей. Фотография «Еврей из Подолии», сделанная в 1874 году, с подписью «Первая модель для рисунка моего так рано угасшего сына Яся» стала болезненным напоминанием о несбывшихся надеждах.
После смерти Яна в 1886 году Михал Грейм устроил в своём доме картинную галерею работ сына. Это была попытка сохранить память о талантливом художнике и его творческом наследии.
В подарочной коллекции фотографий Элизы Ожешковой, находится фотоколлаж всей семьи Греймов. На нём Ян изображён среди других членов семьи.
Антоний Й. Ролле написал о Яне Грейме слова, которые очень точно характеризуют жизненное кредо молодого подольского художника:
«он рисовал, потому что чувствовал потребность рисовать, потому что без этого не понимал жизни – как птичка, которая поёт, хоть вокруг неё и грустно».
Эти слова отражают суть творческой натуры, полностью подчинённой зову своего таланта.
Утраченная коллекция
Трагическая судьба постигла и творческое наследие художника. Долгое время считалось, что они находятся в Национальном музее Кракова, но современные исследования это опровергли. Удалось найти лишь один рисунок Яна, подписанный автором – «Иван Грозный» (1880), размером 32,5×47,5 см, нарисованный простым карандашом и наклеенный на картон серого цвета. Эта работа попала в музей 29 декабря 1924 года как подарок от Кароля Ролле.
Жизнь и творчество Яна Грейма – яркий пример таланта, который сумел расцвести, несмотря на краткость отведённого времени. За неполные 26 лет жизни он успел получить признание как художник европейского уровня, создать значительное количество произведений разных жанров и оставить заметный след в культуре. Трагедия Яна Грейма заключается не только в его преждевременной смерти от туберкулёза, но и в том, что его творчество долгое время оставалось вне внимания исследователей.