Найти в Дзене
Juri Kivit

Что общего между фотоаппаратом «Любитель» и праздником песни Эстонии?

Когда мне было 7 лет, я ещё не участвовал в этих песнопениях. Но на шествие смотрел. Прямо напротив завода Пунане РЭТ. Родители придумали хитрость, и чтобы я хоть что-то увидел, мне повесили на шею этот фотоаппарат. И я, на правах фотографа, вышел за ограждение. Каждый раз, когда подходил милиционер, я с умным видом смотрел через окошко фотоаппарата (оно тут сверху) и «ловил кадр». На плёнке было всего 12 кадров и я щёлкал экономно. За всё время шествия я сделал аж 2 кадра! Когда проявили плёнку, выяснилось, что плёнку я между кадрами забыл перемотать. Результатом была черно-белая абстракция, которая до сих пор стоит у меня перед глазами. Сегодня я снова смотрел на шествие. С дивана по телевизору. 5 минут хватило. Чего-то нового или интересного там нет, сплошная «традиция». И вот насчет традиции у меня возникает вопрос. Сегодня государство Эстония отмежовывается от всего советского, русского, российского. Но Праздник песни - это детище Российской Империи Александра II в середине 19 век

Когда мне было 7 лет, я ещё не участвовал в этих песнопениях. Но на шествие смотрел. Прямо напротив завода Пунане РЭТ. Родители придумали хитрость, и чтобы я хоть что-то увидел, мне повесили на шею этот фотоаппарат. И я, на правах фотографа, вышел за ограждение. Каждый раз, когда подходил милиционер, я с умным видом смотрел через окошко фотоаппарата (оно тут сверху) и «ловил кадр». На плёнке было всего 12 кадров и я щёлкал экономно. За всё время шествия я сделал аж 2 кадра! Когда проявили плёнку, выяснилось, что плёнку я между кадрами забыл перемотать. Результатом была черно-белая абстракция, которая до сих пор стоит у меня перед глазами.

Сегодня я снова смотрел на шествие. С дивана по телевизору. 5 минут хватило. Чего-то нового или интересного там нет, сплошная «традиция». И вот насчет традиции у меня возникает вопрос.

Сегодня государство Эстония отмежовывается от всего советского, русского, российского. Но Праздник песни - это детище Российской Империи Александра II в середине 19 века. Дабы проще было управлять окраинами империи, населённой разрозненными племенами, эстонцам и латышам начали придумывать что-то объединяющее. Следуя идее Георгия Христиановича фон Шульц-Бертрама «дайте людям язык и эпос, и народ создан», сотворили искусственный эпос Калевипоэг, стали развивать северо-эстонский язык, который вытеснил большинство других местных наречий. А заодно придумали Праздник песни. И эстонцам, и латышам.

И раз в четыре года

Подобие народа

Водило хороводы

И возомнило что

Они, как англичане,

Немцы и датчане

Тоже могут быть ого-гого.

В советское время праздник всячески развивался. Конечно, там в какой-то мере присутствовала коммунистическая идеология, партийная показуха. Но абсолютно доминировало искусство и народная музыка. Глядя на тикток видео участников нынешнего праздника я скажу, что уровень организации, кормёжка в 1980-х, когда я в них участвовал, были получше. Возможно, просто запросы людей к бытовым удобствам сегодня выше, но жалоб на бардак многовато.

Удивительно, что в оголтелой русофобии не сносят дворец в Кадриорге, построенный Петром I и не отменяют детище Александра II. Но после новости про перестройку старой таллинской тюрьмы в «музей преступлений коммунизма», я ни чему не удивлюсь. Уже жду новые интересные легенды про то, как русские пытали в этой тюрьме эстонцев. Хотя речь идет об обычной тюрьме для уголовников, но её уже годами презентуют как место совершения преступлений коммунизма. «Дайте народу эпос…» и он превратится в стадо, периодически орущее под сводами построенной «преступным коммунистическим режимом» уникальной эстрады.

Старая пленка с абстракцией, видимо, потеряна, надо у родителей спросить. А вот фотоаппарат до сих пор живёт вопреки регулярным чисткам женой хлама, когда всё не используемое безжалостно выбрасывается. Пойду, снова спрячу, дабы не попал под очередную чистку. Дай бог, певческая эстрада и много чего «коммунистического» тоже не станут объектом чистки.

-2