В наши дни в Никольском соборе архиереи, духовенство и киевская паства совершают молебны преподобной Анастасии о мире в стране и прекращении междоусобной брани.
Икона инокини Анастасии присутствует во многих киевских храмах. Подвиг великой княгини являет собой не только исповедание веры, но и образец служения отечеству, основанного на евангельских принципах. Ее святость носит в большей степени гражданский, нежели сугубо монастырский характер. Прожив всю жизнь в миру и даже в обители оставаясь в центре общественных событий, великая княгиня не была поглощена мирской суетой, но своим примером преобразила ее. Она показала возможность достижения святости в миру, продемонстрировав, что служение ближним осуществимо в любом состоянии: в княжеском облачении и в монашеском одеянии, в великокняжеских палатах и на одре болезни, в юности и в старческой немощи. По этой причине иконы инокини Анастасии в храмах и ее портреты в школах Киева имеют важное значение, поскольку жителям города необходимо знать свою историю и ее выдающихся личностей.
2 ноября 2009 года в Покровском монастыре города Киева состоялось обретение мощей преподобной великой княгини Анастасии Киевской (Киево-Покровской), в миру известной как Александра Петровна (1838–1900). Прославление в лике местночтимых святых как основательницы обители, инокини Анастасии, прошло 24 января 2010 года. Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан.
Анастасия Киевская
Ее жизненный путь представляет собой выдающийся пример покаяния, несения креста страданий и милосердного служения во исполнение Христовых заповедей. Она буквально воплотила евангельский призыв, направив свое значительное состояние на помощь нуждающимся. Известен случай, когда, показывая своей невестке, великой княгине Милице Николаевне, обширный Покровский монастырь и больничный комплекс, она с простотой пояснила:
«Это здание – мои серьги. Здесь – моё ожерелье, а сюда ушли все мои кольца…»
Александра Петровна родилась 21 мая 1838 года в Санкт-Петербурге в семье принцев Ольденбургских, состоявшей в родстве с правящими династиями Европы. Ее прадедом был император Павел I. Отец, принц Петр Георгиевич, впоследствии ставший видным военным и государственным деятелем России, в 1829 году рассматривался как кандидат на греческий престол. В 1856 году принцесса Александра вступила в брак с великим князем Николаем Николаевичем, третьим сыном императора Николая I и братом императора Александра II.
Супружеская жизнь Николая Николаевича и Александры Петровны после рождения второго сына Петра в 1864 г. (первый сын Николай родился в 1856 г.) разладилась. Великий князь увлекся танцовщицей Е.Г. Числовой, от которой он имел четверых детей. Эта связь оказалась настолько серьезной, что продолжалась вплоть до смерти Числовой в 1889 году.
В 1890 году ее супруг Николай Николаевич тяжело заболел и уехал в Крым в надежде на выздоровление. Но болезнь прогрессировала, он никого не узнавал, отказывался от пищи, страдал припадками буйства. Николай Николаевич скончался в Алупке в апреле 1891 года. Его похоронили в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.
Вера
Воспитанная в лютеранской вере, Александра Петровна осознанно приняла Православие.
В 1879 году в результате несчастного случая, когда перевернулась карета, великая княгиня получила тяжелейшую травму позвоночника. Последствием травмы стал паралич, при котором сохранялась подвижность лишь левой руки. Произошедшую трагедию она, по-видимому, восприняла как Божественное вразумление. По рекомендации врачей она отправилась на лечение минеральными водами.
Лечение в Европе, увы, не принесло результата. Она по-прежнему была вынуждена передвигаться в инвалидной коляске или специальном ручном экипаже. Летом 1881 года, во время возвращения в Россию, Александра Петровна изъявила желание посетить Святую Гору Афон. Ее яхта «Эриклик» пришвартовалась у пристани русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Общение с русскими иноками и членами Священного Кинота происходило на борту судна, так как женщины на Святую Гору не допускаются.
По просьбе монастырской братии великая княгиня пожертвовала первый камень для основания нового соборного храма обители. Таким образом она способствовала необходимому расширению обители, невзирая на противодействие со стороны греческого духовенства. Летописные источники сохранили подробности этого визита, зафиксировав впечатление иноков от пребывания у берегов Афона боголюбивой паломницы:
«Да, много духовных утешений доставило нам посещение Её Высочества. Отрадно для души видеть благочестивое настроение во всяком человеке, несравненно отраднее видеть это в Особе, занимающей такое высокое положение в обществе – члене дорогой для всех нас и родной Царственной Русской Семьи!»
Переехав в Киев, великая княгиня продолжала поддерживать связь со Святой Горой. В одном из посланий архимандрит Макарий и иеросхимонах Иероним давали ей следующее наставление, напоминая:
«Многие святые богодухновенные отцы утверждают, что ничто так не привлекает в душу благодати Божией, как смиренное несение с благодарностью того, что ниспосылается Богом. Дела любви, помощи и милосердия к страждущему человечеству да послужат Вам средством к соединению со Христом…»
Милосердие
В 1888 году в Киеве, в местности Лукьяновка, ею была приобретена обширная усадьба площадью в шесть десятин (6,5 га). 11 января следующего года на этой территории состоялась закладка домового храма и покоев великой княгини. Данная дата, 24 января по новому стилю, почитается в монастыре как день основания Киево-Покровской женской обители.
В книге «Преподобная Великая Княгиня Анастасия Киевская», выпущенной в 2010 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, приводятся следующие сведения:
«Монастырский комплекс состоял из корпуса монашеских келий, к которым примыкал храм, и двенадцати других зданий. В них располагались больница с домовой церковью, церковноприходская школа для девочек, приют для слепых и неизлечимых больных, приют для сирот и бедных детей. Были также предусмотрены бесплатная амбулаторная лечебница, аптека с бесплатной выдачей лекарств, странноприимница, рукодельные мастерские, просфорня с пекарней, кухня, прачечная…»
Великая княгиня выразила пожелание обустроить больничный храм таким образом, «чтобы, болящие находились бы в таких же счастливых условиях, как и я, и имели возможность, лёжа на койках слушать и утешаться богослужением».
Следует отметить, что оснащение Покровской лечебницы соответствовало передовым стандартам того времени. В данном учреждении располагался единственный в Киеве рентгеновский кабинет. В письме к своей знакомой она отмечала:
«Мы принимаем пациентов всех сословий и христианских конфессий. В амбулаторном отделении помощь оказывается всем, независимо от вероисповедания, включая иудеев и мусульман, в соответствии с евангельской притчей. В самой больнице поддерживается строгий монашеский уклад».
После переезда в основанный ею монастырь 1 июля 1889 года она обрела избавление. Об этом событии великая княгиня Александра Петровна сообщила в письме митрополиту Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому):
«Считаю своим священным долгом и делом совести донести до Вашего Высокопреосвященства о событии, произошедшем в начале июля 1889 года. Вам лично известно, что Господь ниспослал мне тяжкий недуг, из-за которого я десять лет была прикована к постели, не имея возможности двигаться. Несколько лет назад Преосвященнейший Палладий, Архиепископ Волынский и Житомирский, благословил меня иконой Почаевской Божией Матери, сказав:
"Молитесь этому святому образу, и получите избавление".
В начале июля, ранним утром, я обратилась с молитвой к нашей Всемогущей Заступнице, воззвав: "Помоги мне!", после чего смогла встать и сделать несколько шагов».
«Это великое чудо, свершившееся надо мной, многогрешной рабой Александрой, я долгое время хранила в тайне, даже в нашей святой обители никто не знал. Постепенно Царица Небесная укрепила мои силы, и все узнали о великой милости Божией. Профессор Владимир Афанасьевич Караваев, который всегда утверждал, что уже никто не сможет поднять меня с одра болезни, услышав, что я стала двигаться, лично приехал, чтобы удостовериться, и произнес:
"Не думайте, что это наша заслуга – это помощь Божия!"»
Следует отметить, что речь идет об известном профессоре В.А. Караваеве (1811–1892), чье имя было увековечено в народной поговорке:
«В Киев сходить – Богу помолиться и Караваеву поклониться».
Монашество
Осенью 1889 года Александра Петровна тайно приняла монашеский постриг от афонского иеромонаха. Данное обстоятельство, равно как и принятое ею в монашестве имя Анастасия, сохранялось в тайне вплоть до ее кончины и было обнародовано лишь после оглашения духовного завещания.
Царственная инокиня пользовалась неизменной благосклонностью российских монархов. Так, император Александр III повелел выкупить у нее крупный изумруд, который она не могла реализовать по причине его высокой стоимости. В 1894 году тот же государь пожаловал ей древний Преображенский Межигорский монастырь, учрежденный во времена святого Владимира. Император Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной в 1896 году посетили Киево-Покровскую обитель и приняли участие в церемонии закладки величественного соборного храма во имя святителя Николая. По указу государя на содержание монастыря из казны ежегодно отчислялась сумма в 80 тысяч рублей.
Покровский монастырь является одним из наиболее значимых императорских памятных мест Киева, сохранившихся до настоящего времени. Следует отметить, что автором эскизного проекта Свято-Николаевского собора выступил младший сын великой княгини, принц Петр Николаевич. Возведение этого храма было завершено в 1911 году, уже после блаженной кончины Александры Петровны.
Воспоминания
Счастье
Одна из насельниц монастыря записала в дневнике:
«Матушка говорила: “Когда ты подходишь к страждущему больному, то думай, что приближаешься к Самому Христу и Ему служишь!” Главный и постоянный завет, который слышали от великой княгини, был о молитве: “Всякий шаг – с молитвою на уме… Это могущественная сила, все дурное поглощающая. При этом настроении вы всегда будете благодушны и счастливы. Предавайте себя в волю Божию. Все принимайте с горячей любовью от руки Господа, тогда все будет на душе присное радование”».
Она приходила в больницу в 6 часов утра, а выходила из нее в 12 часов ночи. Она не брезговала собственноручно мыть в ванной самых грязных больных. «Послушница Александра», как называла себя святая, жила очень скромно в простой келье, подвизаясь в посте и молитве. Все больные, поступавшие в больницу, записывались в синодик великой княгини, и она о них молилась. Для неграмотных больных сама писала письма их родственникам. Она следила за питанием больных, за чистотой в помещениях, сопровождала больных на осмотры.
Стоит отметить, что святая была тетей св. царя-страстотерпца Николая II, она стала еще одной святой Великой Княгиней из рода Романовых.
Русская юродивая
Князю Д.А. Оболенскому, человеку умному и наблюдательному, доводилось неоднократно общаться и с Николаем Николаевичем, и с Александрой Петровной. Вот что он писал о ней:
«Эта женщина – необыкновенное явление. Здесь над нею в высшем обществе смеются, и она подает к этому повод, ибо относится ко всем светским и придворным приличиям с открытым презрением. Она является среди двора какою-то юродивою или блаженною. И она действительно такова, и это в ней неподдельно. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины. Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные. Все это представляется мне столь необыкновенным, что я готов думать, что в этом чудачестве есть что-то предзнаменательное».
Отдавая дань подвижнической деятельности великой княгини, ее беспримерному христианскому подвигу, профессор Сикорский напишет после ее смерти:
«Народной святыней станет Ее скромная могила, потому что Она сослужила великую службу русскому народу. Земной поклон принесет Ей Киев, потому что Она создала ему славу, избрав местом своей высокой жизни и дел.
Преклонится перед Ней русская женщина, потому что в Ее лице идеализм, милосердие и служение женщины высшему долгу нашли свое полное осуществление. Она явила собой пример Милосердной сестры русского народа… Земной поклон Ей от всех живых!»
Добро
Благотворительную деятельность дочери одобрял отец П.Г. Ольденбургский. В письме от 12 июля 1856 года из Вильдбада (Германия), где он находился на лечении, принц писал: «Как я рад, что вы делаете добро вашим крестьянам. Пожалуйста, устрой для них училище. Бог тебя за это вознаградит…».
Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 г.г. Александра Петровна на собственные средства организовала санитарный отряд, а «во дворце ее супруга, Главнокомандующего южною армией, открыты залы всем желающим бесплатно работать для оказания помощи раненым; в залы эти ежедневно собирается большое число представителей высшего общества. По праздникам в залах этих работает много девушек из магазинов и швейных мастерских».
Великая княгиня по 1881 год состояла председательницей Совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. Благодаря ее заботам был составлен капитал, достигший в 90-е годы 2 млн. рублей. На эти деньги содержались 23 больших приютов: 21 в Петербурге, один в Царском селе и один в Петергофе. В них призревались до 5 тысяч сирот.
Завещание
Перед смертью она завещала похоронить ее «под открытым небом, не делая в земле никакого приспособления, в простом сосновом гробу... Прошу отпевать меня без всякой мирской славы, суетности и без всяких венков и цветов... Над могилою прошу поставить весьма небольшой и самый дешёвый каменный крест, вделав в него икону Царицы Небесной, полученную мною на Св. Горе Афонской, работы иеродиакона Лукиана, – на кресте надпись: тут покоится прах рабы Божией Александры...»
Несмотря на все катаклизмы и войны, которыми был так богат ХХ век на нашей земле, Свято-Покровская обитель уцелела, сохранилась и могила “великой матушки”.
В советское время, до 1992 года Покровский монастырь был одним из двух действующих в древнем Киеве.
О, блаженная наша мати Анастасие! Якоже имела еси сердце твое преисполнено милосердия и любве Христовой, сице и нас научи Бога всем сердцем любити и к ближним нашим милостивыми быти.
Преподобная мати наша Анастасие, моли Бога о нас!
Слава Богу за всё!