В начале декабря прошлого года в записи "НОВЫЕ СТАРЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕТРОВСКА. Ч.II", на основании некоторого количества данных я выдвинул предположение, что один из выходящих фасадом на Московскую улицу корпусов завода "Молот" изначально мог являться неким "казенным винным складом".
Информацией для такого предположения были: трудноразличимая подпись данного квартала у железной дороги как "Склад вин....." на карте-плане 1904 года и упоминание лазарета в годы Первой мировой войны при винном складе в переписке сестры милосердия, отправлявшей письма из Петровска в Пензу. Также, благодаря неравнодушным к истории Петровска людям (которые узнали о существовании такого городка через генеалогию, выяснив, что их предки жили здесь около 150 лет назад) мне удалось познакомиться со "Списком абонентов Петровской городской и уездной телефонных сетей 1927 года". Согласно данному справочнику телефонный номер "75" принадлежал местному заводу "Молот" при бывшем винном складе.
В общем, собрав вместе все полученные данные уже можно было сделать вывод о том, что где-то поблизости от железнодорожной станции "Петровск-Саратовский" Рязанско-Уральской железной дороги в начале 20 века действительно был некий винный склад. К сожалению, картина складывалась только общая, без подробностей.
Но в последние дни при поиске дополнительной информации по этому вопросу словно из рога изобилия полились многие ответы и сполна наполнили несколько сосудов истории города Петровска. Причем в таком объёме, которого раньше я себе и представить не мог - подарок свыше к приближающейся торжественной дате (29 июня/9 июля) 327-летия города на Медведице, не иначе!
Как оказалось, в городе примерно с 1901-1903 годов действительно существовал Петровский казенный винный склад №2. Его создание связано с общегосударственным процессом конца 19 века по созданию "винной монополии ". Стоит сразу отметить, что под вином понимается не напиток из сброженного винограда, а вообще любые спиртосодержащие напитки. Производство "хлебного вина" (грубо говоря - водки) называлось винокурением, существовали винокуренные заводы. Например, по состоянию на 1910 год в Петровском уезде было 13 таких заводов (среди них Михайловский №5 в Грязнухе (Сосновоборском), принадлежащий небезызвестному Михаилу Михайловичу Устинову (1841-1915).
Так вот, вернёмся к винной монополии государства, инициатором которой стал министр финансов Сергей Юльевич Витте. Согласно его реформе государство брало на себя покупку спирта-сырца, производимого частными лицам, проводило его очистку на казенных винных складах и позже распространяло по казенным лавкам. Таким образом получился полный контроль над количеством и качеством спиртовой продукции, а также абсолютная монополия на установление её стоимости, благодаря чему бюджет получил огромное пополнение. Например, в 1913 году выручка от продажи "вин" составила... 26% бюджета доходов Российской империи!
Для возможности реализации государственной монополии на продажу спиртных напитков нужна была материальная база. Были разработаны типовые проекты для комплексов казенных винных складов разной производительности, которая выражалась в "количестве произведенных вёдер вина в год". Иначе говоря, в объеме перерабатываемого спирта. Сохранился и является общедоступным альбом "Типы зданий казенных винных складов, жилых домов и служб к ним", изданный в 1898 году в Санкт-Петербурге.
По этим типовым проектам по всей Российской империи было выстроено от 300 до 400 (!) комплексов винных складов. В Саратовской губернии винная монополия стала действовать с июля 1901 года и на её территории были построены 5 казенных винных складов разной производительности:
1) в Саратове на 500 000 вёдер;
2) в Петровске на 300 000 вёдер;
3) в Кузнецке на 200 000 вёдер;
4) в Балашове на 300 000 вёдер;
5) в Камышине на 150 000 вёдер.
Все склады подчинялись Саратовскому губернскому акцизному управлению Министерства финансов, которое, в свою очередь, было поделено на 5 окружных управлений, центрами которых были вышеперечисленные города с построенными складами.
Согласно описи одного из фондов Государственного архива Саратовской области (ГАСО), существовали Саратовский казенный винный склад №1 и Петровский казенный винный склад №2. Логично предположить, что Кузнецкий винный склад был под номером №3, Балашовский - №4 и Камышинский №5. А вот город Царицын (сегодня - Волгоград), бывший тогда уездным городом Саратовской губернии, был подчинен иному акцизному управлению (видимо, Астраханскому?), и на старых открытках сохранился как "г. Царицын. Казенный винный склад №2". Административные границы губернии не совпали с территорией акцизного управления.
Также осведомленный в плане территории Саратовской губернии читатель также мог заметить, что без винных городов остались некоторые города - Аткарск, Сердобск, Вольск (что удивительно) и Хвалынск. Дело в том, некоторые округа включали в себя несколько уездов губернии, например, I округ включал в себя Саратовский и Аткарские уезды, наш, II округ - Петровский и Сердобский, III округ - Кузнецкий и Вольский. IV (Балашовский) и V (Камышинский) работали только на свой уезд. Из губернии выпал ещё один уезд - Хвалынский. Возможно, что он был отнесён к акцизному управлению Симбирской губернии. Казенные винный склады были построены именно в тех городах, где находились конторы окружных управлений.
В общем, Петровский казенный винный склад №2 работал не только на свою территорию, но и на соседний Сердобский уезд. Получается, что все винокуренные (спиртопроизводящие) заводы этих территорий должны были привозить произведенный спирт сюда, к нам, в здание на Московской улице неподалеку от станции железной дороги, где после очистки и упаковки его отправляли в казенные лавки этих же уездов.
Большой удачей оказалось то, что здания комплекса винного склада оказались типовым проектом и удалось найти в общем доступе альбом с чертежами. Такие винные склады остались во многих городах (я насчитал 25), например в Пензе, Волгограде (Царицын), Перми, Саранске и даже в Улан-Удэ (Верхнеудинске). У всех из них разная судьба, некоторые после революции продолжили деятельность, став ликеро-водочными заводами, где-то организовали другое производство, где-то здание вместило несколько разных офисных организаций.
Помимо основного здания "склада" в комплексе находились несколько настоящих складов, бондарная мастерская, две сторожки, через которую осуществлялся вход на территорию, здание цистерн (емкостей), прочие вспомогательные постройки, называемые "службами", а также... жилая часть, включащая в себя целый жилой дом для служащих!
Да-да, краснокирпичное строение, расположенное на заводской территории и выходящее фасадом на улицу Гоголя изначально представляет собой двухэтажный дом для служащих казенного винного склада, где были квартиры разных рабочих, от надзирателя склада и отдельно его помощника, до комнат семейных и холостых. Это то самое здание, на котором согласно снимкам из сети Интернет размещена мраморная табличка "Мастерские (артель) по ремонту c\х оборудования". Впрочем, ошибочное размещение таких табличек я вижу уже в третий раз. В данном случае в самой табличке содержится некоторая историческая неточность...
Жилые дома для служащих винного склада также сохранились во многих городах, в некоторых из них до сих пор ими и остаются (порой даже с надстройкой дополнительных этажей, как в Кургане), в некоторых разместились больницы или музеи.
Т.к. данная тема является весьма обширной, более подробнее о комплексе хочу поведать Вам в следующей части рассказа. Оставайтесь с "Петроспективой"!
P.S. В комментариях приложу: чертежи из альбома типового проекта, демонстрирующие фасад здания винного склада производительностью 300 000 вёдер вина в год (тот, что был построен в том числе и в Петровске) и фасад жилого дома для служащих, фотографии этих строений в Петровске и в других городах России.