В отечественном прокате скромно демонстрируют «Ритуал» Дэвида Миделла. Религиозный хоррор, в котором великий Аль Пачино продолжает отпевать собственную фильмографию второсортными проектами.
«Ритуал»/ «The Ritual» (2025)
Жанр: драма, ужасы
Продолжительность: 1 час 38 минут
Автор сценария и режиссёр: Дэвид Миделл
В ролях: Аль Пачино, Дэн Стивенс, Эшли Грин, Эбигейл Коуэн, Патрик Фабиан, Кортни Рэй Аллен и другие
Производство: США, Индия
18+
В 2023-м году, когда на экраны вышел «Индиана Джонс и колесо судьбы», у Харрисона Форда в интервью спросили: «Зачем вы вновь вернулись к своему персонажу спустя столько лет?» На что он, пожав плечами, ответил: «Чтобы стать богатым и знаменитым…»
В принципе, какой вопрос, такой и ответ. Но складывается ощущение, что Аль Пачино придерживается такой же линии карьерного поведения. Одно плохо — у его агента совершенно нет «чувства потенциального хита».
Сейчас будем лазать по потолкам и орать
Со времён «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина, концепция «одержимого кино» не изменилась никак. С чего начали, на том и остановились. Дэвид Миделл тоже особо далеко не ходил и выстроил сценарий своего «Ритуала» вокруг реальной истории одного из самых известных обрядов экзорцизма в американской истории, который был признан католической церковью. Несчастную звали Эмма Шмидт, и согласно источникам, в период с августа по декабрь 1928 года над её «одержимым демонами» телом проводились интенсивные сеансы экзорцизма.
Молодой священник Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) служит в небольшом приходе в американской глубинке. В один распрекрасный денёк его ставят перед фактом, что в его церкви будет проведён обряд изгнания. Видимо, исходя из постановки вопроса «там, где потише». Несмотря на то, что действие происходит в 1928 году, священнослужитель — респект ему и уважуха — предлагает для начала исключить вероятность психических заболеваний или симуляцию. Однако, выясняется, что девушка Эмма (героическая актёрская работа Эбигейл Коуэн), для которой готовится религиозный ритуал — оббила все пороги врачебных кабинетов. Те, по канонам хоррора, «бессильно развели руками». А ещё, у героини якобы необычные симптомы (спойлер, они самые обычные в мире клинической психиатрии) — Шмидт шипит при виде церкви. С остальным набором одержимости тоже полный порядок: завывания, самоистязания, изменённый голос и бранные словечки в адрес всех, кто попадётся в радиусе мили. На латыни, разумеется, шпарит — хоть святых вон. В общем, дело ясное: на телегу и в церкву.
«Вот что крест животворящий делает!»
Для ритуала руководство церкви приглашает немецкого католического священника Теофилуса Ризингера (собственно, Аль Пачино). Между двумя священнослужителями — хоть какая-то драматургия — возникают острые разногласия. Штайгер не верит в одержимость демоном и настаивает на продолжении медицинских исследований Эммы Шмидт. Ризингер, напротив, ничуть не сомневается в истинной природе недуга подопечной. Герои Пачино когда-то в чём-то сомневались?
Дальше в картине всё развивается феерически канонично. Постановщик кинокартины даже головы не пытается повернуть в сторону какого-нибудь новаторского хода. Очевидно, что фильм об одержимости злым духом в современном кинематографе вряд ли сможет стать прорывом, но эти, идущие один за одним обряды экзорцизма настолько шаблонны, что возникает немой вопрос: «Ну, и?»
«Ритуал» — это не первая экранизация истории Эммы Шмидт, также известной под именем Анны Эклунд. Существует ещё малоизвестный британский хоррор 2016 года, который так и называется «Экзорцизм Анны Эклунд». Бюджета там ноль, а вот повествование смотрится куда мрачнее и динамичнее.
Старомодность «Ритуала» вполне можно рассматривать как плюс. Два священника терпеливо выполняют свою работу — казалось бы, что тут наворачивать? Не нужно тут никаких сногсшибательных спецэффектов. Только здесь ещё под сомнение попадает и операторская работа. Непонятные, необъяснимые резкие «зумы», трясущееся изображение, даже когда герои просто ведут в помещении диалог и никто неистово рядом не левитирует. Такими приёмами грешил и предыдущий фильм Миделла, «Убийство Кеннета Чемберлена». Но тот, по сути, был репортажем-реконструкцией последних часов жизни ветерана вооружённых сил США. На выходе имеет отличный, напряжённый триллер. В «Ритуале» данная, простите за выражение, «реконструкщина» не работает от слова совсем.
На протяжении всего хронометража интересует один вопрос:
Что здесь забыл Аль Пачино?
«Поиграть» ему тут не во что совершенно. Диалоги в «Ритуале» — идентичны любому религиозному хоррору. Немедленно вспоминается горький опыт Рассела Кроу, который подряд сыграл в двух «бэшках» на аналогичную тематику. Ох уж этот неблагодарный актёрский труд. Играй в том, что предложили. Или иди в губернаторы Калифорнии, повесив дробовик на гвоздь.
Отличные грим и костюмы совсем не вызывают желание назвать это классическое кино об одержимости проходным. Это крепкий представитель своего поджанра, который словно нарочно не хочет чем-либо качественно удивить зрителя. Порой даже тем, кто не приветствует ужасы, хочется чего-нибудь щекочущего. «В охотку». Чего-то наподобие «Пустоши тьмы и зла» Брайана Бертино. В новой ленте Миделла, увы, подобной остринки нет. И даже неистовые поклонники Аля Пачино во время «Ритуала» могут неприлично громко зевнуть, оскорбив чувства создателей скучнейшего кинополотна.
Автор: Продолговатый ящик для Альтерлит