Найти в Дзене

Банк не предотвратил кражу денег со счета пенсионерки — и теперь вернет ей 1 млн рублей

Про мошенников сегодня рассказывают из каждого утюга. Но люди продолжают становиться жертвами их уловок — особенно часто страдают пенсионеры. К счастью, в 2025 году попасться на уловки злоумышленников не всегда означает потерю денег: суды все чаще возлагают обязанность по компенсации на банки. Вот совсем свежий пример. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков! В августе прошлого года неизвестный позвонил пенсионерке Б. и представился следователем особого отдела по расследованию киберпреступлений Следственного комитета. «Следователь» сообщил пожилой женщине, что на ее банковский счет уже «положили глаз» мошенники — и вот-вот похитят деньги. Спасти сбережения и помочь поймать преступников можно, но нужно оказать содействие следствию — перевести все средства на специальный «безопасный» счет. Под руководством звонившего Б. так и сделала — перевела почти миллион рублей на счет незнакомого мужчины. Как можн
Оглавление

Про мошенников сегодня рассказывают из каждого утюга. Но люди продолжают становиться жертвами их уловок — особенно часто страдают пенсионеры. К счастью, в 2025 году попасться на уловки злоумышленников не всегда означает потерю денег: суды все чаще возлагают обязанность по компенсации на банки. Вот совсем свежий пример.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Что случилось?

В августе прошлого года неизвестный позвонил пенсионерке Б. и представился следователем особого отдела по расследованию киберпреступлений Следственного комитета.

«Следователь» сообщил пожилой женщине, что на ее банковский счет уже «положили глаз» мошенники — и вот-вот похитят деньги. Спасти сбережения и помочь поймать преступников можно, но нужно оказать содействие следствию — перевести все средства на специальный «безопасный» счет.

Под руководством звонившего Б. так и сделала — перевела почти миллион рублей на счет незнакомого мужчины.

Как можно догадаться, пенсионерка стала жертвой классического телефонного мошенничества. Почти сразу она это осознала и позвонила в банк по горячей линии.

Реакция банка была, мягко говоря, не идеальной — Б. заблокировали все переводы и личный кабинет. Но деньги уже были выведены: всего через пару часов мошенник обналичил их в банкомате.

Тогда Б. подала иск к банку, требуя вернуть похищенную сумму.

Что решили суды?

В иске Б. указала, что сразу после осознания обмана обратилась в банк, как того требуют его инструкции. Но банк не предпринял всех необходимых мер и допустил хищение средств — значит, должен их возместить.

Банк, в свою очередь, заявил, что действовал по стандартным протоколам безопасности. И вообще, виноват не он, а мошенник — вот пусть он и возвращает деньги.

Суд с этим не согласился. По мнению суда, банк должен был заподозрить мошенничество еще на этапе перевода: перечисление всей суммы со счета пенсионерки незнакомому лицу — это нетипичная операция, которая должна была вызвать подозрения. Однако банк этого не заметил.

Кроме того, даже после обращения клиентки банк не принял достаточных мер, чтобы остановить хищение. В итоге суд обязал банк вернуть пенсионерке всю сумму перевода — почти миллион рублей (Решение Фроловского городского суда Волгоградской области по делу N 2-285/2025).

Да, это только первая инстанция, и банк, скорее всего, будет обжаловать решение. Но общий подход уже вырисовался: начиная с 2022 года Верховный суд продвигает такой подход — если банк должен был распознать признаки мошенничества, но не принял своевременных мер, он и несет ответственность за украденные деньги.

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********