Найти в Дзене

«Гелий Коржев – личность действительно исключительная…». 100 лет со дня рождения мастера

100 лет назад, 7-го числа самого знойного и самого яркого месяца родился мальчик, которому родители дали солнечное имя – Гелий.

Сегодня мой рассказ про Гелия Михайловича Коржева (1925-2012) – удивительного художника, в творчестве которого «суровый стиль» сочетался с необыкновенной искренностью, а фундаментальность работ с завораживающей натуральностью исполнения.

Гелий Коржев. Автопортрет. 1980. Холст, масло. 81 х 46,5
Гелий Коржев. Автопортрет. 1980. Холст, масло. 81 х 46,5

Родился художник в Москве, на Пятницкой улице. Его отец, Михаил Петрович Коржев, был ландшафтным архитектором, под его руководством или с его непосредственным участием были созданы практически все московские парки, бульвары и скверы. Можно сказать, что он был основоположником советской парковой архитектуры, недаром профессионалы его звали «Дон Кихот ландшафтный».

А мама Гелия работала в школе учительницей русского языка и литературы. В семье было ещё две младшие сестры.

С ранних лет мальчик посещал детские художественные студии, а в 1939 году поступил в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу. Здесь преподавали замечательные учителя-художники, а среди первых учеников были чрезвычайно талантливые будущие мастера – живописцы и графики.

В школе была создана прекрасная творческая среда, среди соучеников Гелия Коржева были Петр Оссовский, Рашид Максютов, Дмитрий Краснопевцев, Лев Котляров, Валентин Пурыгин, Владимир Стожаров и многие другие, ставшие впоследствии известными художниками. Люциан Шитов оставил о них целую книгу воспоминаний. А своего близкого друга Гелия Коржева он описывал так:

«Самый интересный человек в группе. Геля, Гелька, Гелий, без пяти минут гений. Отличается размерами своими – чуть не 190 сантиметров в высоту. И характерной манерой разговаривать, с шуточками, прибаутками. Где бы ни находился – всегда центр внимания и всеобщего оживления. Но у классной доски не способен с легкостью разговаривать. С друзьями же балагурит за пятерых, живо и интересно, на любую тему.
В первое время его живопись ничем особенным не отличалась. Он выказывал себя простаком, спрашивал: «Что такое ван-дик коричневый? Какого цвета ультрамарин? Можно ли разводить масляные краски керосином?». Постепенно работы его становились крепче, обрисовываться стали взгляды на искусство. И вовсе не поверхностные. <…> Геля был, пожалуй, чуть ли не единственным в нашем классе «мыслителем», имел собственные, нигде не заимствованные и ни от кого не услышанные оригинальные мнения по искусству…»

Гелий Коржев. Эскиз росписи над дверью общежития. 1942
Гелий Коржев. Эскиз росписи над дверью общежития. 1942

Будущие знаменитые мастера вместе ходили по музеям, ездили на этюды, спорили об искусстве, занимались спортом и выдумывали разные шалости. Их будущая жизнь казалась волнующей и прекрасной, но началась война.

Гелий Коржев вспоминал:

«Во второй половине дня 22 июня мы собрались с моим приятелем Димой Краснопевцевым пойти в Третьяковку. С утра я сидел в кабинете отца и рисовал «Испанку». Это был этюд с тети Нюры, которую я решил превратить в страстную испанку. Вот за этим занятием застал меня звонок Димы: «Война!»…»


Сначала Гелий записался на курсы по подготовке снайперов и постоянно рвался на фронт, но
25 сентября 1941 года был вынужден вместе с учениками и педагогами художественной школы эвакуироваться в башкирское село Воскресенское. Там были продолжены занятия школы.

Гелий Коржев. Базар. Село Воскресенское. Бумага, карандаш, 28 х 37,5
Гелий Коржев. Базар. Село Воскресенское. Бумага, карандаш, 28 х 37,5

После возвращения в 1944 году школы в Москву и отчетной выставки все, успешно её окончившие выпускники, были приняты в Московский художественный институт (теперь – Суриковский). Гелий Коржев обучался в мастерской С.В. Герасимова, вместе с другими студентами разбирал шедевры Дрезденской галереи в Пушкинском музее, участвовал в студенческих выставках. В 1946 году женился на своей однокурснице, также воспитаннице художественной школы, Кире Владимировне Бахтеевой.

В 1950-м Гелий Михайлович окончил МГХИ им. Сурикова, а уже через год сам начал преподавать в Строгановском училище, параллельно занимаясь живописью. Как вспоминал художник: «Первые самостоятельные шаги всегда трудны. Нужно было найти свою тему, свой язык и просто самого себя. Нужно было научиться зарабатывать деньги на жизнь так, чтобы не мешать развитию творчества».

Коржев работал в бригаде П.П. Соколова-Скали над художественным панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, занимался книжными иллюстрациями и активно участвовал в выставках. И вскоре по рекомендации С.В. Герасимова и П.П. Соколова-Скали был принят в Московский союз художников. Сергей Герасимов писал: «Молодой и очень талантливый художник Г. Коржев обладает сильным рисунком и живописью. Очень профессионально владеет своим мастерством. Ведет живопись в Строгановском училище. На Выставке молодых московских художников находится его картина «В дни войны» вполне на очень высоком уровне».

Гелий Коржев. В дни войны. 1950.  Холст, масло. 180 х 156. Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Ташкент
Гелий Коржев. В дни войны. 1950. Холст, масло. 180 х 156. Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Ташкент

Позже Гелий Михайлович занимал ответственные посты в Союзе художников РСФСР, много времени отдавая общественной работе и организации выставок. Интересно, что даже будучи главой Союза художников, Коржев не пользовался положенной по должности служебной машиной, отказался от заработной платы председателя творческого союза и не устраивал себе персональных выставок. Он много ездил в творческие зарубежные поездки – побывал в Италии, в Сирии и Ливане, во Франции, в Великобритании, в Нидерландах, в Польше, в Испании, в Индии и Непале, на Кипре.

Художник писал: «Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начало доминировать на выставках»

В работах Гелия Михайловича мы видим человеческие драмы тех, кто прошел войну и пытается начать жить заново.

Гелий Коржев. Влюбленные. 1959. Холст, масло. 156 x 207. Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Влюбленные. 1959. Холст, масло. 156 x 207. Государственный Русский музей

Героями картин Коржева становились суровые коммунисты, солдаты, рабочие с лицами, словно высеченными из гранита. Поэтому особенно удивительно найти среди его картин изображение обычной одинокой женщины – милой соседки.

Гелий Коржев. Моя соседка из дома напротив. 1954. Холст, масло. 130 х 100. Музей русского искусства, Миннеаполис
Гелий Коржев. Моя соседка из дома напротив. 1954. Холст, масло. 130 х 100. Музей русского искусства, Миннеаполис

Также очень любопытны его натюрморты. Они настолько реалистичны, что по ним можно изучать вещи, уже вышедшие из употребления: кувшины, крынки, медный таз, металлическую кружку, замок и многие другие предметы.

Гелий Коржев. Крынки и таз для варенья 1979. Холст, масло. Частное собрание
Гелий Коржев. Крынки и таз для варенья 1979. Холст, масло. Частное собрание

Появление каждой новой работы Коржева становилось художественным событием. Министерство культуры закупало его картины прямо с выставок и направляло в музеи по всей стране. В 1979 году Гелий Михайлович был удостоен звания народного художника СССР, а в 1985 году – награжден орденом Ленина, не раз избирался депутатом Верховного совета РСФСР.

«Но главной работой я считал создание картин. Пока был молод, то легко совмещал обе деятельности. С возрастом пришлось оставить только работу в мастерской у холста. Так ежедневно только этим и занимаюсь. Работаю с удовольствием и радостью оттого, что дело всей жизни со мной и я не ошибся, сделав в юности свой выбор. Я могу говорить зрителю о том, что думаю, что люблю, могу поделиться всем пережитым. Это ли не счастье? Но не все так безоблачно. Рядом постоянно живет неудовлетворенность от сделанного, так далекого от совершенства», – писал художник.

В середине 1980-х годов мастер оставляет все посты и педагогическую работу. Он начинает работать над библейским циклом. размышляя над темами жизни и смерти, надежды и разочарования.

Гелий Коржев. Благовещение. 1987. Холст, масло. 91 х 150,5. Собственность семьи художника
Гелий Коржев. Благовещение. 1987. Холст, масло. 91 х 150,5. Собственность семьи художника

Тяжело переживал художник распад Советского Союза и тогда в его творчестве появились картины в карикатурном жанре с уродливыми мифическими существами, которых художник назвал «тюрлики».

Гелий Коржев. Тюрлики и инопланетянин. Холст, масло. 56 х 76. Частное собрание
Гелий Коржев. Тюрлики и инопланетянин. Холст, масло. 56 х 76. Частное собрание

И в конце жизни художник вновь возвращается к теме войны, создав драматическое полотно о том, как фашисты использовали людей в качестве живого щита перед наступающей Советской Армией.

Гелий Коржев. Заложники. (Живой заслон). 2005. Холст, масло. 315 х 440. Институт русского реалистического искусства, Москва
Гелий Коржев. Заложники. (Живой заслон). 2005. Холст, масло. 315 х 440. Институт русского реалистического искусства, Москва

Умер Гелий Коржев 27 августа 2012 года и был похоронен на Алексеевском кладбище в Москве.

«Среди всех школьных вундеркиндов, супервундеркиндов и полувундеркиндов, я лично, как нетрудно догадаться, отдаю предпочтение именно этому художнику. И не потому, что нас связывает давняя дружба. На мой взгляд, Гелий Коржев (а он принципиально не провел ни одной персональной выставки, стоит ли удивляться, что практически не знают его творческих возможностей) – личность действительно исключительная, сопоставимая в русском искусстве разве что с Александром Ивановым и Василием Суриковым. В это трудно поверить сейчас. Время-то сегодня разладное, художественно скудоумное, царствуют лжеинтеллектуализм и материальная нахрапистость. Ну, а завтра? Верю, люди вернутся к простому, нравственно безупречному, а значит, мудрому, жизневосприятию. Тогда и придет час Гелия Коржева — живописца светозарного (не зря же имя у него такое!), человека, в котором слитны ум, воля, чувство, талант…», – писал о нем Люциан Шитов в своей книге воспоминаний.

Сегодня, в день столетнего юбилея мастера предлагаю вам ещё посмотреть на картины мастера разных лет.

Гелий Коржев. Натюрморт с птицами. 1954. Холст, масло. 127 х 100. Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
Гелий Коржев. Натюрморт с птицами. 1954. Холст, масло. 127 х 100. Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
Гелий Коржев. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты». 1960. Холст, масло.  156 х 290. Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты». 1960. Холст, масло. 156 х 290. Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 195 х 160. Государственная Третьяковская галерея
Гелий Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 195 х 160. Государственная Третьяковская галерея
Гелий Коржев. В дороге. 1962. Холст, масло. 250 х 200. Самарский областной художественный музей
Гелий Коржев. В дороге. 1962. Холст, масло. 250 х 200. Самарский областной художественный музей
Гелий Коржев. Проводы. из цикла «Опалённые войной»1967.  Холст, масло. 174 x 231. Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Проводы. из цикла «Опалённые войной»1967. Холст, масло. 174 x 231. Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Мать. 1964-1967. Холст, масло. 200 х 223 Государственная Третьяковская галерея
Гелий Коржев. Мать. 1964-1967. Холст, масло. 200 х 223 Государственная Третьяковская галерея
Гелий Коржев. Перед дальней дорогой. 1976. Холст, масло. 89 х 119. Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
Гелий Коржев. Перед дальней дорогой. 1976. Холст, масло. 89 х 119. Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
Гелий Коржев. Автопортрет с попугаями. 1985. Холст, масло. 130 х 100. Частное собрание
Гелий Коржев. Автопортрет с попугаями. 1985. Холст, масло. 130 х 100. Частное собрание
Гелий Коржев. Натюрморт с плетеной бутылкой. 1985 год. Холст, масло. 110 x 80. Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»
Гелий Коржев. Натюрморт с плетеной бутылкой. 1985 год. Холст, масло. 110 x 80. Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»
Гелий Коржев. Беседа. 1985-1990. Холст, масло. 150 х 200 Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Беседа. 1985-1990. Холст, масло. 150 х 200 Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Ночной звонок. 1995. Холст, масло. 120 х 90
Гелий Коржев. Ночной звонок. 1995. Холст, масло. 120 х 90
Гелий Коржев. Автопортрет на фоне натюрморта. 1997. Холст, масло. 160,3 х 120. Частное собрание
Гелий Коржев. Автопортрет на фоне натюрморта. 1997. Холст, масло. 160,3 х 120. Частное собрание
Гелий Коржев. Осень прародителей (Адам и Ева). 1995. Холст, масло. 140 х 100. Собственность семьи художника
Гелий Коржев. Осень прародителей (Адам и Ева). 1995. Холст, масло. 140 х 100. Собственность семьи художника
Гелий Коржев. Лишенные рая. 1998. Холст, масло. 130 х 160. Частное собрание
Гелий Коржев. Лишенные рая. 1998. Холст, масло. 130 х 160. Частное собрание
Гелий Коржев. Изыди, сатана! 2009. Холст, масло. 141 х 170. Собственность семьи художника
Гелий Коржев. Изыди, сатана! 2009. Холст, масло. 141 х 170. Собственность семьи художника

С любовью, ваша Света В.

Эта статья из серии моих публикаций «100 лет тому назад», которые выходят у меня в Телеграм-канале. Там же есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников:

Света В Литературе и Искусстве