Хотел бы поделиться своими психологическими размышлениями.
Неискушенному участнику кажется, что хороший бизнесмен это тот, кто умеет зарабатывать деньги.
На самом деле это только вершина айсберга. Если посмотреть глубже, то можно выделить всего 3 модели создания бизнеса и заработка. Причем все три корнями уходят в личную психологию основателя. Мне эта тема близка и интересно еще с диплома, который звучал примерно как «личные качества, влияющие на профессиональную успешность».
Первая модель
Мотивация человека - деньги как таковые. Такому человеку нужны деньги, чтобы за счет возможностей, которые они дают фактически компенсировать свои психологические особенности и комплексы. Причем это бывает, как осознанно, так зачастую и неосознанно. Я не буду перечислять именно психологические типы таких людей, скажу только, что многие таким образом повышают свою значимость и статус в глазах окружающих - родителей, родственников, половых объектов, друзей. При этом желание денег у таких людей настолько сильное и устойчивое, что у них это даже очень неплохо получается.
Обратная сторона такой мотивации – такая же, как и обратная сторона таких типов личности.
Это часто низкая эмпатия, жестокость, отсутствие друзей, недоверие к людям. Бизнес, который осваивают такие типы личности – это торговля (купил дешево-продал дорого), различные сделки с недвижимостью, включая арендный бизнес, различные виды инвестиционной деятельности, госзаказ.
При этом такие люди очень часто очень яркие, харизматичные, умные. Но у них всегда приоритет денег будет превалировать над всеми другими принципами. Денежный принцип может маскироваться под всякие другие, но все равно, он так или иначе проявляется.
Кстати люди, которые не способны к бизнесу или не имеют опыта в нем, но которым просто нужны деньги, просто работают по найму. И в подавляющем большинстве случаев на нелюбимой работе. Просто потому что там нормально платят.
Вторая модель
Мотивация человека – ответственность. Поясню. Например, человек хорошо что то делает – все что угодно: печет пирожки, кладет кабель, чинит компьютеры, пишет песни, стрижет бороды… И за счет вот этой внутренней ответственности и перфекционизма, то что он делает - вызывает заслуженное восхищение покупателей.
Такие люди называются мастерами своего дела. Как такой человек попадает в бизнес? А все просто. Желающих покупать его качественный товар становится больше, чем его личные возможности. И если уровень управленческой подготовки, квалификации, таланта и удачи достаточный, то такой человек начинает масштабировать свой продукт. Как раз из-за той же ответственности. Ему хочется, чтобы все, кто хотел купить его товар, его получил в лучшем качестве.
Такие люди заряжены своим делом и заряжают им окружение. Да и отбирают в свое окружение тех, кто готов так же, как они погружаться в задачи. Бизнес таких людей – это почти все отраслевое производство. Мы не берем тех, кто купил работающий завод – это как раз первый тип. А вот развить завод до того момента, как его можно продать – это как раз они. Это компании, оказывающие различные услуги, производящие любые узкоспециализированные услуги и товары.
В чем обратная сторона медали такого бизнеса? Ну конечно же это отсутствие умения строить бизнес. Так как акценты у таких людей направлены на текущее качество, что часто противоречит стратегии развития бизнеса, где надо учитывать множество факторов. Для таких людей, кстати, хорошо работает механизм бизнес-школ, в плане развития.
Еще одна обратная сторона такого бизнеса – это замыкание всех решений на владельце бизнеса, погружение во все дела и быстрое «выгорание». И это же является пределом развития такой компании, так как есть ограничение на количество вопросов, которые руководитель может «порешать» лично. И далеко не всем удается этот предел перешагнуть. Часто такие компании достигают какого-то уровня и остаются на нем, пока основатель не покинет бизнес по разным причинам.
Также минус такого бизнеса – это необходимость его постоянно поддерживать. Буквально оторвался на месяц – вернулся – и все начинает идти не так.
В плане психологии – в этой зоне точно не будет людей первого типа, так как тут денежная мотивация не на первом месте. А на первом – это достойный по качеству товар или услуга, сообразно внутренним представления основателя. А это может отдалять прибыль на неопределенный срок, что для первого типа людей неприемлемо.
Но ключевой момент этого типа бизнеса – делаешь хорошо продукт, люди это ценят и платят деньгами.
Третья модель
Это люди, для которых ключевая мотивация – достижение идеала.
Это когда есть идея создания чего-то, чего раньше не было или что может изменить отрасль, или даже мир. Для таких людей важно достижение цели, создание задуманного продукта. Ни деньги сами по себе, как в первой модели, ни качество как во второй. А новый продукт. Обратная сторона такой мотивации – это фанатичная приверженность идее, и риски что продукт может оказаться не тем, как предполагалось.
При этом, если продукт оказывается нужным для людей, то успех является неотъемлемой составляющей. Причем часто успех экспоненциальный.
Это всем известные инновационные продукты типа Apple и пр. Бизнес-школы очень любят эти кейсы использовать в обучении – мол вот берите пример, не говоря о том, что это невозможно повторить, если у тебя другая мотивация. И даже если у тебя 3-я модель, то это будет исключительно твой новый путь, где очень многое придется делать первым.
Ключевое в этом бизнесе – это инновационный продукт.
Плюсы такого бизнеса в том, что если продукт востребован, то это, как правило, становится моделью для генерации прибыли. И для поддержания такого бизнеса надо в разы меньше усилий. Еще один плюс – это ощущение причастности к достижению нового. Это как будто ты покорил высокую гору и всем можешь рассказать, что ты тоже был в этой экспедиции. То есть очень высокий уровень эмоциональной вовлеченности.
К сожалению, это же является обратной стороной медали. Как только эмоциональная вовлеченность уходит, мотивация уходит также. Поэтому время очень важный фактор именно в этой модели. Гораздо больше, чем в первой или во второй.
При этом успешные проекты бывают весьма прибыльны. В отличие от первого случая, деньги не являются самоцелью, а лишь способом достижения, возможно, других, новых задач.
---
Вообще, конечно, если вы начинаете или ведете бизнес, лучше сразу понять свою мотивацию к этому процессу. И это будет очень важным шагом к успеху, независимо от того, к какому типу вы себя отнесете. Ибо если вы ошиблись, то действия будут идти в разрез с энергией и желаемого успеха не принесут.
Помните, что жизнь дает только то, что вы хотите на самом деле.
Ну и не нужно забывать, что люди психологически сложные и чистые типы бывают редко. Всегда это какой-то микс. Но приоритетные мотивы все-таки в 90% случаев можно выделить четко.