Гопиус Кирилл Павлович — сторителлер, исследователь, модератор, ректор IEEAcademy международной экспертной сети «Souzconsalt», больше десяти лет работающий на руководящих должностях в строительстве, машиностроении, финансовом секторе, торговле, безопасности в России и за рубежом (Кувейт, Саудовская Аравия) — рассказал Школе журналистики имени Владимира Мезенцева о современном сторителлинге.
— Объясните, пожалуйста, что такое сториттелинг?
— Прежде всего, сторителлинг — это вспоминание о себе, которое начинается со дня рождения и до сегодняшнего дня. Сторителлинг — это про энергию. Как не только уметь генерировать её, но и, получив, научиться распределять правильно и красиво.
— Чем современный сторителлинг отличается от традиционного? Как он изменился?
— Современный сторителлинг и несовременный сторителлинг — это одно и то же, с моей точки зрения. То есть это вспоминание о себе, создание своих историй и представление своих историй. Этим занимались как люди у костра, когда собиралось племя, так и сегодня, когда собираются не у костра, а за столом какие-нибудь советы директоров, и происходит примерно то же самое.
Другое дело, что современные люди стали забывать про искусство, и иногда ведут свои советы директоров не так, как вели собрания жрецы вокруг костра, условно говоря. Почему я на это обращаю внимание?
Потому что именно здесь и теряется смысл, то есть люди говорят о словах и забывают, что сторитейлинг — это пробуждение энергии, которое возникает от смысла. У слова «смысл» в русском языке есть несколько толкований, и одно из них — сомыслие. То есть вы мыслите в голове, ничего не говорите, и другой что-то мыслит, а сомыслие — это когда вы все вместе что-то мыслите, ничего не говоря. Ничего не говоря, не произнося, что-то вдруг понимаете.
То есть, сомыслие — это стремление стать больше. Человек один, но хочет стать большим. Это рождает энергию, которой не хватает современным людям.
— Полезен ли искусственный интеллект для сторителлинга?
— Это очень хороший инструмент с точки зрения считывания и анализа информации, которые в него погружены. Но, хотя он и полезен, сегодня работает на очень “дешёвом бензине”. В него погружают тексты, не всегда качественные. Хотя и множество людей, которые сейчас производят тексты в огромном количестве, также не очень “качественны”.
— Чтобы Вы хотели изменить или улучшить в использовании современных технологий для своей работы?
— Я вот сейчас думаю над тем, как использовать искусственный интеллект именно с точки зрения качественного “бензина”. Как создать такую нейросеть, в которую погружались бы только качественные тексты. Не всё, что мы имеем в сети, а только тексты, которые были бы каким-то образом проверены, и на них был бы знак качества.
— Какие современные платформы Вы считаете наиболее эффективными для проведения сторителлинга?
— Лучшая платформа для продвижения сторитейллинга — живая аудитория, потому что все соцсети — это попытка сбежать, спрятаться за стенку компьютера и не выходить на живую аудиторию, которая может вас уничтожить, а ведь самая сильная энергия появляется только при взаимодействии с ней.
— Как Вы выбираете формат для своих историй? Что влияет на Ваши решения?
— Мне нравятся все форматы, с помощью которых я могу доносить свою историю. Мне важен не формат, а возможность донести представить свой рассказ.
Использую текстовый формат, который представлен на Дзене, ВКонтакте, пытаюсь фотографиями своими представлять историю, добавлять пояснения и комментарии; видеооформат — RuTube, VK-видео. Все эти платформы, конечно, важны, потому что я хочу иметь возможность представлять историю всегда и везде, но для меня всегда лучше, когда я собираю какую-то свою аудиторию в зале, неважно, три человека или три тысячи человек, но я выхожу и всех их вижу. Они все пришли не потому, что захотели лайкнуть, а потому что захотели послушать рассказчика. И у тебя, как и у зрителя, есть определенная ответственность. И мне вот эта ответственность важнее, чем только ведение социальных сетей.
— Как справляться с конкуренцией за внимание аудитории в условиях информационного перенасыщения?
— Это действительно сложный и болезненный вопрос. Я справляюсь одним способом: где только возможно представляю свои истории. Нужно уметь их представлять, вот что самое главное.
— Какова роль визуальных элементов в современном сторителлинге? Насколько важна вообще графика, дизайн, какое-то оформление выступлений или социальных сетей? Или важнее содержание истории?
— Изначально важен текст, он сильнее любого оформления, но если к нему добавить визуализацию, только не добавляющую, она станет усиливать изначальный текст. Поэтому, да, конечно, видеоформат, аудиоформат, картинки какие-то, это всё — представление текста, и нужно уметь этим пользоваться.
— Как Вы справляетесь с творческими блоками или недостатками вдохновения при создании историй?
— У меня их никогда не бывает.
— Какие советы Вы бы дали начинающим авторам, которые хотят развивать свои навыки в сторителлинге? Что можете посоветовать?
— У меня тут готовый ответ, потому что существует кодекс сторителлера.
Первое — умей слушать, это самое важное, и не только окружающий мир, но и себя, тогда и начинают вспоминаться твои истории.
Второе — умей создавать и представлять свои истории, причём представляй ритуально, то есть многократно, раз за разом, надо или не надо, но всё время представляя, представляя, представляя.
И третье — уважай текст. Текст с латинского языка — это сплетённое полотно. То, что вам дано, сплетённое вокруг вас, и то, во что вы вплетены, нужно уважать. Что значит уважать? Значит считать важным, знать, что в этом полотне есть какой-то смысл. Неважно, нравится вам это полотно или нет. Даже если в этом тексте какие-то грамматические или стилистические ошибки, или вам просто этот текст не нравится, считайте, что в нём есть для вас какой-то смысл. То есть сомыслие — вот всё, что я мог бы посоветовать начинающим сторителлерам.
Автор: Вероника Круглова, автор сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста